Требования безопасности при эксплуатации насоса.
Во время работы насоса необходимо:
· систематически поддерживать уровень масла в подшипниках, проверять температуру подшипников и сальников, которая должна быть не выше +70 0С;
· поддерживать нормальное давление на нагнетательной линии, а также производительность насоса;
· систематически следить за показаниями приборов;
· следить за режимами работы насоса и электрооборудования;
· следить за утечкой продукта через сальник, количество протекаемой наружу жидкости должно быть от 0,012 до 0,03 м3/ч. Отсутствие утечки показывает, что сальник слишком туго набит, при этом необходимо ослабить натяжение грундбуксы;
· следить за уходом ротора в сторону всасывания, он должен составлять не более 3 мм;
· проверять работу гидравлической пяты. Из ниппеля должно вытекать 1,5-6 % перекачиваемой жидкости от номинальной подачи насоса.
В процессе работы необходимо следить за чистотой агрегата, вспомогательного оборудования и рабочей площадки.
Регулирование параметров работы насоса должно осуществляться регулирующей задвижкой, установленной на нагнетательном трубопроводе насоса.
Основные операции, которые выполняет машинист при обслуживании насосов – смена сальников и набивка смазки в подшипниковые камеры. Набивка сальников производится по необходимости, а смазки в зависимости от наработки насоса.
Пополнение подшипниковой камеры смазкой должно производиться не реже, чем через 200 часов работы насоса, а полная замена смазки – через 500 часов.
Остановка насоса.
Насос следует остановить немедленно в следующих случаях:
при пропуске продукта через фланцевые или торцевые соединения насоса;
при увеличении температуры подшипников выше 70 0С;
при сильной вибрации;
при отклонении рабочего давления от режимных параметров.
При останове насоса необходимо:
1. Закрыть задвижку на выкиде насоса;
2. Выключить электродвигатель;
3. Закрыть приемную задвижку и открыть дренажный вентиль для снятия давления с насоса.
Если остановка агрегата произошла в случае, предусмотренном системой защиты, следует выявить и устранить причину остановки.
В насосном блоке предусмотрено несколько систем защит при отклонении параметров работы насосов:
1. Автоматическое отключение насосов при аварийном снижении или увеличении давления в нагнетательной линии. Контроль осуществляется с помощью электроконтактных манометров.
2. Автоматическое отключение насосов при аварийном увеличении температуры подшипников насосов или электродвигателей. Контроль осуществляется с помощью датчиков температуры.
3. Автоматическое перекрытие задвижек на выкиде насосов в случае их отключения.
4. Автоматическое включение вытяжной вентиляции при превышении предельно допустимой концентрации газа в насосном помещении, при этом насосы должны автоматически отключаться.
При остановке агрегата необходимо следить за закрытием обратного клапана и запорной арматуры на напорном трубопроводе, при необходимости закройте задвижку на выкиде насоса вручную. В случае неполного закрытия обратного клапана возможно раскручивание насоса и электродвигателя в обратную сторону.
Обо всех отключеньях в работе насоса необходимо сделать запись в вахтенном журнале, а о проведенном ремонте сделать отметку в паспорте насоса.
Насосный агрегат следует останавливать экстренно при появлении дыма, искр, запаха перегретой изоляции электродвигателя, при разрывах фланцевых соединений и труб напорного трубопровода.
При аварии необходимо вызвать дежурного электрика, обесточить электродвигатель и вывесить плакат «Не включать! Работают люди».
Об остановке насоса на ремонт производится соответствующая запись в вахтенном журнале.
Если ремонтные работы будут производиться со вскрытием полости насоса, то после снятия давления в насосе и отключения электроэнергии двигателя (должна быть разобрана пусковая схема насоса) производится установка заглушек на выкиде и приеме насоса.
По окончании ремонтных работ производится запись в вахтенном журнале о проведенных работах и о результате обкатки за подписью оператора.