Естествознание. Естественнонаучная и гуманитарная культура
КУРС ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Направление подготовки: 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент»
Профиль подготовки: «Управление технологическими инновациями»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, очно- заочная
Москва 2014
Оглавление
Введение……………………………………………………………….…..3
1. Естествознание. Естественнонаучная и гуманитарная культура…….……3
2. Уровни и методы научного познания……………………………….……….6
3. Этапы развития естествознания…………………………………………….11
4. Материя и движение, время и пространство…………………..………......17
4.1.Определения понятия материи, её видов и атрибутов……..17
4.2. Виды материи………………………………………………..18
4.3. Фундаментальные взаимодействия……………………...…23
4.4 Стандартная модель……………………..………………….25
5. Cтруктурная и системная организация материи………………………..…26
6. Научные революции и научные картины мира ………………....................29
7. Эволюция и облик Вселенной………………………..……..………………34
7.1 Теоретические модели Вселенной………………..………………34
7.2 Эволюция Вселенной………………………………………………36
7.3 Облик Вселенной…………………………………………………..40
8. Cтроение и эволюция звезд………………………………………………….42
9. Формирование и эволюция Солнечной системы……………………….…46
10. Местоположение Солнечной системы и ее строение…………………..…48
11. Формирование, эволюция и строение Земли………………………………51
11.1. Земля – живая планета ……………………………………….…51
11.2. Основные физические характеристики…………………….….52
11.3. Строение Земли…………………………………….……………53
11.4. Геохронологическая шкала………………………………..……54
11.5. Формирование и эволюция главных геосфер…………………55
11.6. Возникновениежизни на Земле ………………………………..60
12. Эволюция. Синергетика……………………………………………………..64
Список литературы……………………………………………………….….69
Приложение……………………………………………………………..……70
Введение
Задача курса «Концепции современного естествознания» -
попытаться охватить весь окружающий нас мир в его развитии. Понять, как зарождалась и развивалась наша Вселенная от Большого Взрыва до сегодняшнего момента. Как из неживой материи рождалась и эволюционировала живая материя вплоть до нас с вами.
Нам предстоит проследить за ходом человеческой мысли в процессе осмысления окружающего нас мира от античности до современности. Мы рассмотрим исторически сменяющие друг друга научные картины мира и физические исследовательские программы .
Мы должны придти к осознанию уникальности Земли и человека. Понять, что ресурсы нашей планеты и самого человека не бесконечны. Что все явления взаимосвязаны. Трудно заботливо относиться друг к другу и окружающей среде. Трудно принимать обдуманные решения. Но это является вашей главной задачей – вас, будущих менеджеров!
Естествознание. Естественнонаучная и гуманитарная культура
Естествознание:
1.наука о явлениях и законах природы
2.совокупность наук о природе, взятое как единое целое
Задачи естествознания:
Ø раскрыть сущность явлений природы
Ø познать их законы
Ø предсказать на их основе новые явления
Ø указать пути использования на практике законов природы.
Понятие науки многообразно. Можно выделить три стороны науки.
Наука как:
1 – отрасль культуры,
2 – способ познания мира,
3 – специальный институт (вузы, научные общества, академии., журналы и т.п.)..
Можно дать следующее определение науки:
Наука – сфера деятельности людей, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Наука – способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.
Наиболее характерные черты науки отмечены в табл.1.1.
Таблица 1.1
Некоторые характерные черты науки
УНИВЕРСАЛЬНА | сообщает знания, истинные для всего универсума | |
ФРАГМЕНТАРНА | - изучает различные фрагменты реальности - делится на отдельные дисциплины | |
ОБЩЕЗНАЧИМА | знания пригодны для всех людей | |
СИСТЕМАТИЧНА | имеет определенную структуру | |
ПРЕЕМСТВЕННА | новые знания определенным образом соотносятся со старыми знаниями | |
КРИТИЧНА | готова пересмотреть свои результаты | |
ДОСТОВЕРНА | ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным правилам | |
ВНЕМОРАЛЬНА | научные истины нейтральны в морально-этическом плане | |
РАЦИОНАЛЬНА | -получает знания на основе рациональных процедур - формулирует теории, выходящие за рамки эмпирического уровня |
Есте́ственные нау́ки ( Naturwissenschaften) — разделы науки, отвечающие за изучение природных явлений (естественные — от «естество», природа). В соответствие с этим определением в табл.1.2. дается классификация естественных наук по подразделам.
Таблица 1.2
Классификация естественных наук
Раздел науки→изучает | |
Естественные науки | →Природу |
Подразделы →изучают | |
Биология | →Живую природу |
Физика | →Закономерности материального мира |
Химия | →Вещество |
Астрономия | →Небесные тела |
Науки о Земле | →Планету Земля |
Наука является частью культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
Культуру можно рассматривать как систему средств человеческой деятельности, благодаря которой осуществляется взаимодействие между собой людей, человечества в целом и их взаимодействие с природой.
Два основных типа взаимодействия определяют два типа культур :
1) гуманитарная (взаимодействие между собой)
2) естественно-научная(взаимодействие между обществом и природой
1) Естественно-научная культура: знания о природе имеют высокую степень объективности и достоверности
2) Гуманитарная культура: ценности гуманитарного знания определяются и активизируются из социальной позиции человека.
Коротко отличия науки от других отраслей культуры приведено в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Отличие науки от других отраслей культуры
Наука | Мифология | Мистика | Религия | Философия |
Формулирует законы развития природы | объясняет мир в целом | |||
понимание и воспроизведение объекта | слияние с объектом исследования | |||
разум и опора на чувственную реальность | вера | |||
«как?», «каким образом?» эмпирическая проверка | «почему?» |
Наука | Искусство | Идеология | Техника |
уровень теорий | уровень образов | ||
истины науки общезначимы | зависит от интересов определенных слоев общества | ||
познание мира | знания о мире используются для его преобразования |