Решение транспортной задачи
В общем виде транспортную задачу можно сформулировать следующим образом: в m пунктах отправления A1, …, Am находится однородный груз, количество которого равно соответственно a1, …, am единиц. Данный груз необходимо доставить потребителям B1, …Bn, спрос которых – b1,…bn. Стоимость перевозки единицы груза из i-го ( ) пункта отправления в j-й ( ) пункт назначения равен сij. Необходимо составить план перевозок, который полностью удовлетворяет спрос потребителей в грузе, и при этом суммарные транспортные издержки минимальны.
Математически транспортную задачу можно записать так:
(1) | |
(2) | |
(3) |
Таким образом, даны система ограничений (2) при условии (3) и линейная функция (1). Требуется среди множества решений системы (2) найти такое неотрицательное решение, которое доставляет минимум линейной функции (1).
Модель транспортной задачи называют закрытой (сбалансированной), если суммарный объем груза, имеющегося у поставщика, равен спросу потребителей, т.е. выполняется равенство:
.
Если для транспортной задачи выполняется одно из условий:
,
то модель задачи называют открытой (несбалансированной).
Для разрешимости транспортную задачу с открытой моделью следует преобразовать в закрытую.
Если выполняется условие , то необходимо ввести фиктивный (n+1) –й пункт назначения Bn+1, т.е. в матрицу задачи вводится дополнительный столбец. Спрос фиктивного потребителя принимается равным . Стоимость перевозок продукции полагается одинаковой, чаще всего равной нулю (если не задана стоимость складирования продукции), т. е. .
Если выполняется условие , то необходимо ввести фиктивного (m+1)-го поставщика Am+1, т. е. в матрицу задачи вводится дополнительная строка. Запас груза данного поставщика принимается, равным: . Стоимость перевозок продукции полагается одинаковой, чаще всего равной нулю (если не задана стоимость штрафов за недопоставку продукции), т.е. .
При преобразовании открытой задачи в закрытую целевая функция не меняется, так как все слагаемые, соответствующие дополнительным перевозкам, равны нулю.
Пример 7.3. Транспортная задача
Производство продукции осуществляется на четырех предприятиях, а затем развозится в 5 пунктов потребления. Предприятия могут выпускать в день 235, 175, 185 и 175 единиц продукции. Пункты потребления готовы принимать ежедневно 125, 160, 60, 250 и 175 единиц продукции. Хранение на предприятии единицы продукции обходится в 2 у.е. в день, штраф за недопоставленную продукцию – 3,5 у.е. в день. Стоимость перевозки единицы продукции (в у.е.) с предприятий в пункты потребления приведена в таблице 7.5.
Таблица 7.5 - Транспортные расходы
Предприятия | Пункты потребления | ||||
3,2 | 2,35 | 3,65 | |||
2,85 | 2,5 | 3,9 | 3,55 | ||
3,75 | 2,5 | 2,4 | 3,5 | 3,4 | |
2,1 | 4,1 | 3,4 |
1. Проверка сбалансированности модели задачи – модель является сбалансированной, так как суммарный объем производимой продукции в день равен суммарному объему потребности в ней:
235+175+185+175 = 125+160+60+250+175.
2. Построение математической модели – неизвестными в этой задаче являются объемы перевозок. Пусть xij – объем перевозок с I-го предприятия в j-й пункт потребления. Суммарные транспортные расходы – это функционал качества (критерий цели):
где cij – стоимость перевозки единицы продукции с i-го предприятия в j‑й пункт потребления.
Неизвестные в этой задаче должны удовлетворять следующим ограничениям:
- объемы перевозок не могут быть отрицательными;
- поскольку модель сбалансирована, то вся продукция должна быть вывезена с предприятий, а потребности всех пунктов потребления должны быть полностью удовлетворены.
Итак, имеем следующую задачу:
- найти минимум функционала:
- при ограничениях:
где ai – объем производства на i–м предприятии, bj - спрос в j-м пункте потребления.
3. Решение задачи с помощью окна Поиск решения.
3.1. Подготовку рабочего листа для задачи осуществляем в соответствии с рис. 7.11, формулы для расчета приведены в таблице 7.66.
3.2. Ввод данных в окно Поиск решения производим в соответствии с рис. 7. 12.
3.3. Полученное оптимальное решение представлено на рис. 7.13.
Рис. 7.11. Исходные данные для решения транспортной задачи
Таблица 7.6 - Формулы для расчета в транспортной задаче
Описание | Ячейка | Формула |
Ограничения_1 | G11 | =СУММ(B11:F11) |
G12 | =СУММ(B12:F12) | |
G13 | =СУММ(B13:F13) | |
G14 | =СУММ(B14:F14) | |
Ограничения_2 | B15 | =СУММ(B11:B14) |
C15 | =СУММ(C11:C14) | |
D15 | =СУММ(D11:D14) | |
E15 | =СУММ(E11:E14) | |
F15 | =СУММ(F11:F14) | |
B19 | =СУММПРОИЗВ(B5:F8;B11:F14) |
Рис. 7.12. Ввод данных в окно Поиск решения для транспортной задачи
Рис. 7.13. Оптимальное решение для транспортной задачи