Тема: Реакционная способность гомофункциональных производных углеводородов. Качественные реакции спиртов, фенолов, аминов, альдегидов, кетонов. 4 страница
Тесты
Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия: учебное пособие - Алматы: «Эверо», 2009.- С. 98-103.
СРС №2
Тема:Медико-биологическое значение s-, p-, d- элементов и их соединений
Цели:
· сформировать понятие о биогенных элементах и их классификации;
· научить описывать строение электронной оболочки атомов и ионов биогенных элементов;
· сформировать знания о биологической роли биогенных s-, p-, d-элементов;
· развивать у студентов мотивацию изучения химии посредством рассмотрения биологической роли биогенных элементов и использования их соединений в медицинской практике;
· совершенствовать навыки самостоятельной работы с информацией.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
1) Изучить материал рассматриваемой темы по перечисленным выше вопросам с использованием различных источников информации (можно использовать литературу, указанную ниже).
2) По указанию преподавателя выполнить задание или написать реферат (составить презентацию). Выбор задания зависит от уровня подготовки студента.
Задание:
Написать электронные формулы (по указанию преподавателя):
а) атомов биогенных элементов: натрий, калий, магний, кальций, селен, хлор, фтор, бром, иод, железо, кобальт, цинк, медь, молибден, марганец, хром, никель;
б) ионов биогенных элементов: Na+, K+, Mg2+, Ca2+, Se2+, Cl-, F-, Br-, I-, Fe2+, Co2+, Zn2+, Cu2+, Mo2+, Mn2+, Ni2+.
Составить краткую характеристику указанного преподавателем биогенного элемента по следующему плану:
· топография элемента;
· биологическая роль элемента;
· нарушения деятельности организма, вызываемые избытком и недостатком элемента;
· применение в медицине его соединений.
Примерные варианты тем рефератов:
· Биологическая роль элементов–органогенов и их соединений в растительном и животном мире.
· «Металлы жизни» и роль их соединений в живом организме.
· Эндемические заболевания: причины, проявление и методы профилактики.
· Неполноценное питание как причина заболеваний.
· Человек и биосфера. Влияние технического прогресса на здоровье человека.
· Биологическая роль s-элементов и применение в медицине их соединений.
· Биологическая роль р-элементов и применение в медицине их соединений.
· Биологическая роль d-элементов и применение в медицине их соединений.
Форма выполнения:
· самостоятельное изучение учебного материала;
· написание реферата (составление презентации) на тему, указанную преподавателем.
Критерии выполнения:
Требования к выполнению задания:
· количество заданий для выполнения определяет преподаватель индивидуально для каждого студента;
· задания оформляются в тетради для СРС;
· выполненное задание должно содержать запись данных, полную записьпоэтапного выполнения задания с необходимыми пояснениями и комментариями.
Требования к оформлению и выполнению реферата:
· объем реферата должен быть в пределах 4-5 печатных страниц (приложения к работе не входят в объем реферата);
· при разработке реферата рекомендуется использование 8-10 различных источников;
· реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения;
· по ходу изложения текста должны иметься ссылки на используемую литературу;
· необходимо правильно оформить библиографию;
Структура реферата:
· титульный лист,
· оглавление (последовательное изложение разделов реферата с указанием страницы, с которой он начинается),
· введение (формулирование сути исследуемой проблемы, определение актуальности, цели и задач реферата),
· основную часть (каждый раздел этой части реферата доказательно раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон, является логическим продолжением предыдущего; в этой части могут быть приведены таблицы, схемы, графики, рисунки и пр.),
· заключение(подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации),
· список литературы.
Критерии оценок:
Критерии получения максимального балла за выполнение СРС:
· сдача задания по СРС согласно графику;
· выполнение задания - правильное выполнение и соответствующее оформление, умение ответить на вопросы преподавателя, способность выполнить аналогичное задание;
· защита СРС путем выполнения тестированного контроля (картированного контроля), способность ответить на вопросы преподавателя по изученной теме СРС.
Критерии получения максимального балла за выполнение задания:
- правильно выполнены все задания;
- запись полная, правильная, изложена в необходимой логической последовательности;
- студент знает основные понятия темы, способен охарактеризовать биологическую роль биогенных элементов и применение в медицине их соединений;
- студент умело использует знания, полученные при изучении других тем, а также других дисциплин;
- быстро и правильно отвечает на вопросы преподавателя по теме.
Критерии получения максимального балла за написание реферата:
· сдача задания по СРС согласно графику;
· написание реферата, оформление его в соответствии с установленными требованиями, его защита;
· выполнение тестированного контроля (картированного контроля), способность ответить на вопросы преподавателя по изученной теме СРС
Критерии получения максимального балла за выполнение реферата:
· содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам;
· тема полностью раскрыта, использованы современные источники литературы в достаточном количестве;
· материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы;
· графики и иллюстрации информативны, хорошего качества;
· оформление реферата полностью соответствует предъявляемым требованиям;
· студент свободно ориентируется в материале темы; обоснованно отвечает на поставленные вопросы.
Сроки сдачи:Шестая неделя
Литература:
Основная:
1. Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия. [Текст]: Учеб.пос./ Алматы: Эверо, 2009.- с.104-130
Дополнительная:
1. Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия [Текст]:: Проверочные тесты / КазНМУ им.Асфендиярова.- Алматы: Эверо, 2009. -222 с.
2. Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия [Текст]:: Сборник задач и упражнений / КазНМУ им.Асфендиярова.- Алматы: Эверо, 2013.-304 с.
3. Равич-Щербо, Новиков М.И. Физическая и коллоидная химия [Текст] /.- Изд.3-е, испр. и доп.- М., 2001.- 255с.
Вспомогательная:
1. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биозизическую химию [Текст] /.-М: Высшая школа, 1989,-255 с.
На английском языке:
1. Morris Hein, Scott Pattison, Susan Arena. Introduction to General, Organic, and Biochemistry [Text]: Book / 10th Edition.-USA: John Wiley&Sons, Inc, 2012.-1091 p.
КОНТРОЛЬ
Оцениваемые компетенции:
1. Саморазвитие.
Методы контроля:
1. Проверка выполнения заданий или защита реферата;
2. Выполнение тестовых заданий (Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия (проверочные тесты) - Алматы: «Эверо», 2009.- С.115-134.)
Контрольные вопросы
- Какие элементы называются биогенными? Какие элементы относятся к макроэлементам? К микроэлементам?Какие элементы называют органогенами? Перечислите их. Какова их биологическая роль?Перечислите металлы жизни.
- Покажите строение электронной оболочки атома на примере атомов биогенных элементов.Приведите примеры биологической роли s-, p-, d-элементов.Какие соединения s- и p-элементов, применяемые в медицинской практике, вам известны?
- Топография элементов по органам, тканям и биожидкостям организма. Дайте определения понятиям синергизм и антагонизм элементов. Назовите основные внутриклеточные и внеклеточные ионы.Какие биогенные элементы входят в состав ферментов?
- Почему ион стронция является антагонистом иона кальция? Как влияет радиоактивный изотоп стронция-90 на организм человека?
- Охарактеризуйте биологическую роль ионов галогенов. Какие заболевания вызывает их недостаток и избыток? Биологическая роль фтора, хлора, брома, йода. Применение в медицине их соединений.
- Биологическая роль кальция. Заболевания, его недостатком и избытком.
- Какие ионы обуславливают осмотическое давление крови? Какие элементы составляют основу костной ткани?
- Биологическая роль железа. Как проявляется влияние избытка и недостатка этого элемента?
- Охарактеризуйте биологическую роль ионов цинка. Какие заболевания вызываются их недостатком?
- Каким образом можно восполнить недостаток в организме ионов кальция (иода, железа)?
- Какие соединения биогенных элементов используются в качестве плазмозаменяющих, регидрирующих, антисептических, слабительных средств? Приведите примеры неорганических соединений, используемых в качестве дезинфицирующих средств?
Тесты
Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия: учебное пособие - Алматы: «Эверо», 2009.- С. 124-129.
СРС №3
ТЕМА:Классификация, изомерия и номенклатура органических соединений. Реакционная способность углеводородов.
ЦЕЛЬ:
Ø Обобщить и систематизировать знания студентов об углеводородах.
Ø Формировать у студентов знания о классификации, изомерии, номенклатуре, реакционной способности углеводородов.
Ø Формировать навыки составления названий органических соединений по номенклатуре ИЮПАК и навыки решения уравнений химических реакций.
Ø Стимулировать познавательную активность студентов, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии, биохимии, экологии.
задачи обучения:
Обучающийся будет способен:
Ø Устанавливать по структурной формуле и функциональным группам в молекуле принадлежность к определенному классу органических соединений.
Ø Сопоставлять реакционную способность углеводородов.
Ø Составлять название органического соединения по номенклатуре ИЮПАК и, наоборот, по названию составлять структурную формулу.
Ø Самостоятельно уметь разбирать структурные и пространственные изомеры органических соединений.
Ø Перерабатывать большие объемы информации и выделять главное.
Ø Развить способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Задания по теме:
1. Изучить материал, рассматриваемой темы по вопросам.
2. Выполнить задание:
1) Напишите формулы указанных соединений: 4-метилпентен-2; циклогексан; 2,4-диметилпентан; орто-метилэтилбензол; пентадиен-1,3.
3) Напишите и назовите структурные формулы всех возможных алкенов состава С5Н10. Какие из них могут существовать в цис- и транс- формах?
4) Напишите и назовите радикалы метана, этана, пропана, бутана, бензола, толуола.
5) Этиловый спирт имеет молекулярную формулу С2Н6О. Какое еще соединение соответствует этой формуле? Напишите и назовите эти структурные изомеры.
6) Напишите структурную формулу нафталина, фенантрена и обоснуйте принадлежность его к ароматическим соединениям. Напишите реакцию полного гидрирования фенантрена и назовите конечный продукт.
7) Напишите реакцию пероксидного окисления этана, пропана.
8) Напишите реакцию окисления пропена, 2-метилбутена-2 раствором перманганата калия.
9) Напишите реакции гидратации, галогенирования в 2-метилпропене и акриловой кислоте. Ответ поясните.
10) Напишите реакции нитрования, сульфирования в 1) бензоле; 2) толуоле; 3) нитробензоле. Объясните влияние заместителей на реакционную способность этих соединений.
Форма выполнения:
- самостоятельное изучение учебного материала с последующим выполнением задания, предложенные преподавателем.
Критерии выполнения:
Требования к выполнению задания:
· количество заданий для выполнения определяет преподаватель индивидуально для каждого студента;
· задания оформляются в тетради для СРС;
· выполненное задание должно содержать запись данных, полную запись поэтапного выполнения задания с необходимыми пояснениями и комментариями.
Критерии оценок:
Критерии получения максимального балла за выполнение СРС:
· сдача задания по СРС согласно графику;
· выполнение задания - правильное выполнение и соответствующее оформление, умение ответить на вопросы преподавателя, способность выполнить аналогичное задание;
· защита СРС путем выполнения тестированного контроля (картированного контроля), способность ответить на вопросы преподавателя по изученной теме СРС.
Критерии получения максимального балла за выполнение задания:
- правильно выполнены все задания;
- запись полная, правильная, изложена в необходимой логической последовательности;
- студент знает основные понятия темы, способен охарактеризовать биологическую роль и применение в медицине;
- студент умело использует знания, полученные при изучении других тем, а также других дисциплин;
- быстро и правильно отвечает на вопросы преподавателя по теме.
Срок сдачи:на 10-ой неделе.
Литература:
Основная:
1. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия [Текст]: Учебник /.- Изд.5-е, стереотип. - М.: Дрофа, 2006.- с.11-24, 116-144
2. Под ред.проф. Н.А. Тюкавкиной. Биоорганическая химия: руководство к практическим занятиям [Текст]: Учебное пособие.- М.: ГОЭТАР-МЕДИА, 2012.-168 с.
Дополнительная:
1. Алмабекова, А.А. Сборник заданий в тестовой форме по органической химии. [Текст]: учебное пособие. / А.А. Алмабекова.- Алматы.: Эверо, 2009.- 306 с.
Вспомогательная:
2. Асанбаева, Р.Д. Учебно-методическое пособие биоорганической химии для самостоятельной работы студ-в 1 курса лечебного, педиатр., сан.-гигиенич., стоматол. фак-в [Текст]: Ч.1. / Р.Д. Асанбаева; КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова.- Алматы, 2004.- 128с.
На английском языке:
1. Morris Hein, Scott Pattison, Susan Arena. Introduction to General, Organic, and Biochemistry [Text]: Book / 10th Edition.-USA: John Wiley&Sons, Inc, 2012.-1091 p.
КОНТРОЛЬ
Оцениваемые компетенции:
1) Саморазвитие.
Методы контроля:
1) Проверка выполнения заданий и тестированного контроля (картированного контроля).
Вопросы
1. Классификационные признаки органических соединений: строение углеродного скелета и природа функциональной группы.
2. Структурная формула, структурные изомеры. Органические радикалы.
3. Основные правила составления названий по номенклатуре для органических соединений
4. Функциональная группа. Классификация и номенклатура функциональных производных углеводородов: спиртов, фенолов, тиолов, аминов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот и их производных.
5. Реакции радикального замещения, характерные для предельных углеводородов (реакция галогенирования). Пероксидное окисление углеводородов.
6. Реакции электрофильного присоединения, характерные для непредельных углеводородов (реакции галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Влияние электронодонорных и электроноакцепторных заместителей на реакции электрофильного присоединения. Правило Марковникова.
7. Реакции электрофильного замещения, характерные для ароматических углеводородов (реакции нитрования, сульфирования, ацилирования). Влияние электронодонорных и электроноакцепторных заместителей на реакционную способность аренов в реакциях электрофильного замещения.
Тесты
1. Какое название не соответствует структурной формуле радикала?
1) С6Н5-фенил
2) С6Н5-СН2-бензил
3) 3) СН3-СН2-СН-СН2-СН2-СН3 третичный гексил
4) 4) СН2= СН- винил
5) СН3- метил
2. Назовите соединение по рациональной номенклатуре:
1) метилэтилбутилметан
2) этилизобутилметан
3) пропилизобутилметан
4) изопропилбутилметан
5) метилэтилпропилметан
3. Количество первичных атомов углерода в н-пентане:
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
4. Назовите соединение по международной номенклатуре:
1) 5,5 - диметилгептин –3
2) 3,3 - диметилгептин– 4
3) 5,5 - диметилгептен– 3
4) 5-метил-5-этилгептин-3
5) 3,3 - диметилгексин– 4.
5. К какому типу реакций относится взаимодействие метана с хлором при облучении
УФ-светом?
СН4+ СІ2®СН3СІ +НСІ
1) нуклеофильное замещение
2) электрофильное замещение
3) радикальное присоединение
4) радикальное замещение
5) электрофильное замещение
6. Укажите продукт мягкого окисления пропилена:
1) С3Н7С(O)H
2) СН3 – O – СН3
3) СН3СН2C(O)H
4) СН2(OН)СН(OH)СН3
5) СН3С(O)CH3
7. Какое из перечисленных соединений является преимущественным продуктом взаимодействия бутадиена-1,3 с одним молем хлороводорода?
1) СН3-СНСІ-СНСІ-СН3
2) СН3-СНСІ-СН2-СН3
3) СН3-СН=СН-СН2-СІ
4) СН2СІ-СНСІ-СН=СН2
5) СН2СІ-СН2-СH=CH2
8. Какой продукт образуется при взаимодействии пропена с водой в кислой среде?
1) пропанол-1;
2) пропанол-2;
3) пропандиол-1,2;
4) пропен-2-ол;
5) пропандиол-1,3;
9. При присоединении к пропену по правилу Марковникова хлороводородной кислоты получается:
1) 2-хлорпропан
2) 1-хлорпропан
3) 2-хлорбутан
4) 1-хлорпропин
5) 2-хлорбутин
10. Какое из перечисленных соединений является продуктом реакции нитробензола с азотной кислотой?
1) 1,3-динитробензол
2) 1,4-динитробензол
3) 1,2-динитробензол
4) 1,2,3- тринитробензол
5) 1,2,4- тринитробензол
СРС №4
Тема:α-Аминокислоты: классификация, строение, номенклатура.
Цель:
1. Формировать навыки самостоятельной работы по поиску информации о a-аминокислотах, их классификации, строении, номенклатуре и стереоизомерии.
2. Формировать навыки и аналитические способности при работе с профессиональной литературой и решении ситуационных задач.
Задачи обучения:
Обучающийся будет способен:
1) Самостоятельно пользуясь правилами химической номенклатуры разобрать строение, номенклатуру 20 a-аминокислот, входящих с состав белков.
2) Разобрать классификацию a-аминокислот.
3) Определять в молекуле наличие центра хиральности и представлять пространственное строение a-аминокислот.
4) Развить способность к изучению профессиональной литературы и поиску информации в интернете.
Задания по теме:
1. Изучить материал, рассматриваемой темы по вопросам.
2. Выполнить задание:
Для 20 основных a-аминокислот (по указанию преподавателя), входящих в состав белков укажите: строение (формула), тривиальное название, название по систематической номенклатуре, трёхбуквенное обозначение.
Например: NH2-СН2-СООН– глицин, аминоэтановая кислота, Гли.
3. Составить глоссарий по теме.
Форма выполнения:
- самостоятельное изучение учебного материала с последующим выполнением задания, предложенные преподавателем;
- составление глоссария по теме.
Критерии выполнения:
Требования к выполнению задания:
· количество заданий для выполнения определяет преподаватель индивидуально для каждого студента;
· задания оформляются в тетради для СРС;
· выполненное задание должно содержать запись данных, полную запись поэтапного выполнения задания с необходимыми пояснениями и комментариями.
Требования к составлению глоссария:
- отобранные термины и понятия должны относиться к профилю дисциплины;
- отобранные термины и понятия должны быть новыми для студента и не дублировать ранее изученные;
- термины располагаются в алфавитном порядке или в логике чтения информации;
· определение термина состоит из двух частей:
1-я часть - точная формулировка термина в именительном падеже;
2-я часть - содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина;
- общее количество отобранных терминов не должно быть меньше 10 единиц;
- один термин составляется на трех языках;
- обязательно указывается ссылка на источник;
· приводится список используемой литературы с указанием номеров страниц либо электронных источников с указанием электронного адреса;
Требования к оформлению глоссария:
· составляется студентом индивидуально;
· работа должна быть представлена на бумаге формата А4, в печатном (компьютерном) варианте;
- на титульном листе указывается название образовательного учреждения, название факультета, курс обучения, номер группы, Ф.И.О. автора, Ф.И.О. преподавателя (проверяющего), год выполнения работы.
Критерии оценок:
Критерии получения максимального балла за выполнение СРС:
· сдача задания по СРС согласно графику;
· выполнение задания - правильное выполнение и соответствующее оформление, умение ответить на вопросы преподавателя, способность выполнить аналогичное задание;
· защита СРС путем выполнения тестированного контроля (картированного контроля), способность ответить на вопросы преподавателя по изученной теме СРС.
Критерии получения максимального балла за выполнение задания:
- правильно выполнены все задания;
- запись полная, правильная, изложена в необходимой логической последовательности;
- студент знает основные понятия темы, способен охарактеризовать биологическую роль и применение в медицине;
- студент умело использует знания, полученные при изучении других тем, а также других дисциплин;
- быстро и правильно отвечает на вопросы преподавателя по теме.
Критерии оценки глоссария:
· соответствие терминов изучаемой теме дисциплины;
· полнота глоссария;
· точность и корректность толкования теминов;
· знание студентами представленных в глоссарии понятий и терминов;
· соблюдение требований при оформлении глоссария;
· выполненная работа сдана к указанному сроку.
Олично 90-100 баллов – Глоссарий выполнен в полном объеме словаря, оформлен, правильно отражает основные термины и понятия. Имеется сравнительное толкование терминов. Сдан в срок. Студент уверенно и безошибочно отвечает на все заданные вопросы.
Хорошо 75-89 баллов – Глоссарий выполнен в полном объеме словаря, оформлен, правильно отражает основные термины и понятия. Имеется сравнительное толкование терминов. Сдан в срок. Студент при ответе на вопросы допускает непринципиальные ошибки.
Удовлетворительно 50-74 баллов – Глоссарий выполнен в полном объеме словаря, оформлен, правильно отражает основные термины и понятия. Сдан в срок. При защите студент неуверенно отвечает на вопросы, допускает принципиальные ошибки.
Удовлетворительно 50 баллов – Глоссарий выполнен полном объеме, соответствует требованиям, сдан в назначенный срок. При ответе на вопросы студент допускает грубые ошибки, но ориентируется в материале.
Неудовлетворительно 40-49 баллов – Глоссарий не соответствует требованиям, выполнен не в полном объеме, неаккуратно и не сдан в назначенный срок. При ответе на вопросы студент допускает грубые ошибки, не ориентируется в материале.
Срок сдачи:на 12-ой неделе.
Литература:
Основная:
1. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия [Текст]: Учебник /.- Изд.5-е, стереотип. - М.: Дрофа, 2006.- с.316-326.
2. Под ред.проф. Н.А. Тюкавкиной. Биоорганическая химия: руководство к практическим занятиям [Текст]: Учебное пособие.- М.: ГОЭТАР-МЕДИА, 2012.-168 с.
Дополнительная:
1. Алмабекова, А.А. Сборник заданий в тестовой форме по органической химии. [Текст]: учебное пособие. / А.А. Алмабекова.- Алматы.: Эверо, 2009.- 306 с.
Вспомогательная:
2. Асанбаева, Р.Д. Учебно-методическое пособие биоорганической химии для самостоятельной работы студ-в 1 курса лечебного, педиатр., сан.-гигиенич., стоматол. фак-в [Текст]: Ч.1. / Р.Д. Асанбаева; КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова.- Алматы, 2004.- 128с.
На английском языке:
1. Morris Hein, Scott Pattison, Susan Arena. Introduction to General, Organic, and Biochemistry [Text]: Book / 10th Edition.-USA: John Wiley&Sons, Inc, 2012.-1091 p.
КОНТРОЛЬ
Оцениваемые компетенции:
1) Саморазвитие.
Методы контроля:
1) Проверка выполнения заданий, глоссария и тестированного контроля (картированного контроля).
Вопросы
· Классификация и наменклатура 20-ти a-аминокислот, входящих в состав белков.
· Классификация a-аминокислот с учетом общего числа карбоксильных и аминогрупп в молекуле a-аминокислоты.
· Заменимые и незаменимые (валин, лейцин, изолейцин, метионин, треонин, фенилаланин, триптофан, лизин) аминокислоты.
· Условно заменимые аминокислоты (гистидин и аргинин).
· Стереоизомерия a-аминокислот. Д- и L-ряды.
· Кислотно-основные свойства a-аминокислот.
Тесты
1. Нейтральная α – аминокислота:
1) Аспарагиновая кислота
2) Глутаминовая кислота
3) Аргинин
4) Лизин
5) Валин
2. Основная α – аминокислота:
1) Аспарагиновая кислота
2) Аланин
3) Изолейцин
4) Лизин
5) Валин
3. Амид глутаминовой (α-аминоглутаровой) кислоты:
1) HOOC – CH(NH2) – CH2 – COOH
2) HOOC–CH(NH2) –CH2–CONH2
3) HOOC–CH(NH2) –CH2–CH2CONH2
4) CH3–CH(NH2) – CONH2
5) HOOC–CH2– CH2–CONH2
4. Амид аспарагиновой (α-аминоянтарной) кислоты:
1) HOOC – CH(NH2) – CH2 – COOH
2) HOOC–CH(NH2) –CH2–CONH2
3) HOOC–CH(NH2) –CH2–CH2CONH2
4) CH3 –CH(NH2) – CONH2
5) HOOC–CH2–CH2–CONH2
5. Цистеин (α-амино-β-тиопропионоваякислота) имеетформулу:
1) СН3 – СН(NН2) – СООН
2) NН2 – СН2 – СН2 – ОН
3) НS – СН2 – СН(NН2) – СООН
4) СН3 – СН(ОН) – СН2 – NН2
5) NН2 – СН2 – СООН