Перечень экзаменационных вопросов по дисциплине «Неорганическая химия» для студентов 1 курса специальности «Фармация» на 2012-2013 учебный год
1. Какие бывают химические реактивы? Укажите правила работы с ними. Если вещество твердое: а) как его берут из банки? Чем это можно показать? б) если вещество из банки просыпалось, что с ним делают? Показать. в) в чем взвешивают твердый реактив? Показать.
2. Среди химической посуды найдите предметное стекло; а) какие реакции выполняются на нем? б) что необходимо проделать дальше, после выполнения реакции?
3. В чем необходимо хранить жидкие химические реактивы? Что должно быть на склянках? Чем они должны быть закрыты и почему?
4. Проделайте операцию открытия иона Fe3+. На рабочем столе найдите нужный реактив соли железа и добавьте к нему желтую кровяную соль. При этом показать: а) как нужно держать пробирку; б) как взять исходное вещество в пробирку и добавить к нему K4[Fe(CN)6]. Прокомментируйте свои действия.
5. В каких склянках необходимо хранить растворы веществ быстро разлагающихся на свету? А растворы аммиака и щелочей?
6. Проделайте операцию открытия иона Cu+. На рабочем столе найдите нужный реактив соли меди и добавьте к нему желтую кровяную соль. При этом показать: а) как нужно держать пробирку; б) как взять исходное вещество в пробирку и добавить к нему K4[Fe(CN)6]. Прокомментируйте свои действия.
7. Как необходимо класть пробки, закрывающие склянки на стол? Можно ли отлитый из склянки реактив возвращать обратно в склянку?
8. Проделайте операцию открытия иона Zn2+. На рабочем столе найдите нужный реактив соли цинка и добавьте к нему желтую кровяную соль. При этом показать: а) как нужно держать пробирку; б) как взять исходное вещество в пробирку и добавить к нему K4[Fe(CN)6]. Прокомментируйте свои действия.
9. Проделайте операцию открытия иона Na+. На рабочем столе найдите нужный реактив соли натрия и добавьте к нему дигидроантимонат калия. При этом показать: а) как нужно держать пробирку; б) как взять исходное вещество в пробирку и добавить к нему реактив. Прокомментируйте свои действия.
10. Проделайте операцию открытия иона K+. На рабочем столе найдите нужный реактив соли калия и добавьте к нему гидротартрат натрия. При этом показать: а) как нужно держать пробирку; б) как взять исходное вещество в пробирку и добавить к нему реактив. Прокомментируйте свои действия.
11. Проделайте операцию открытия иона Mg2+. На рабочем столе найдите нужный реактив соли магния и добавьте к нему необходимые реактивы. При этом показать: а) как нужно держать пробирку; б) как взять исходное вещество в пробирку и добавить к нему реактив. Прокомментируйте свои действия.
12. Проделайте операцию открытия иона Са2+. На рабочем столе найдите нужный реактив соли кальция и добавьте к нему необходимые реактивы. При этом показать: а) как нужно держать пробирку; б) как взять исходное вещество в пробирку и добавить к нему реактив. Прокомментируйте свои действия.
13. Проделайте операцию открытия иона Sr2+. На рабочем столе найдите нужный реактив соли стронция и добавьте к нему необходимые реактивы. При этом показать: а) как нужно держать пробирку; б) как взять исходное вещество в пробирку и добавить к нему реактив. Прокомментируйте свои действия.
14. Проделайте операцию открытия иона Ва2+. На рабочем столе найдите нужный реактив соли бария и добавьте к нему необходимые реактивы. При этом показать: а) как нужно держать пробирку; б) как взять исходное вещество в пробирку и добавить к нему реактив. Прокомментируйте свои действия.
15. Проделайте операцию открытия иона Cu2+. На рабочем столе найдите нужный реактив соли меди и добавьте к нему необходимые реактивы. При этом показать: а) как нужно держать пробирку; б) как взять исходное вещество в пробирку и добавить к нему реактив. Прокомментируйте свои действия.
16. Проделайте операцию открытия иона Аg+. На рабочем столе найдите нужный реактив соли серебра и добавьте к нему необходимые реактивы. При этом показать: а) как нужно держать пробирку; б) как взять исходное вещество в пробирку и добавить к нему реактив. Прокомментируйте свои действия.
17. Охарактеризуйте различные лекарственные препараты (ампулы с раствором для инъекций, глазные капли, порошки, мази и т.д.) как термодинамические системы.
18. Практическое применение эбулиоскопии и криометрии в фармации для определения молярной массы вновь синтезированных ЛВ.
19. Почему необходимо изотонировать инъекционные растворы ЛВ и глазные капли?
20. Покажите связь изотонического коэффициента со степенью ионизации.
21. Приведите формулу, применяемую для расчета изотонической концентрации в практической фармации.
22. Каким образом можно определить молярную массу ЛВ, используя следствия из закона Рауля?
23. В чем заключается закон Вант-Гоффа, и для решения каких вопросов его применяют?
24. Применяются ли в медицинской практике гипертонические растворы?
25. В каких единицах измеряется скорость химических реакций?
26. Как влияет на скорость химических реакций концентрация реагирующих веществ?
27. Как влияет на скорость химических реакций температура?
28. Какие катализаторы вам известны?
29. Зависит ли скорость ферментативных реакций от рН среды?
30. Как изменится скорость прямой реакции 2СО + О2 = 2СО2, если давление в системе увеличить в 4 раза?
31. Как измениться скорость реакции при увеличении температуры на 40 градусов, если температурный коэффициент реакции равен 3?
32. На примере конкретных реакций, пользуясь принципом Ле-Шателье, покажите влияние на смещение химического равновесия: концентрации реагентов, температуры, давления, катализатора.
33. На чем необходимо готовить растворы веществ? Для приготовления растворов веществ точной концентрации используется мерная посуда. Покажите ее. Какой емкости бывают мерные колбы?
34. Что необходимо из посуды для приготовления раствора нужной концентрации? Покажите?
35. Перенесите вещество, взвешенное на аналитических весах в мерную колбу. В чем должно быть взвешено это вещество? Показать.
36. Покажите полностью операцию растворения вещества в мерной колбе и выравнивания концентрации во всем объеме.
37. Что входит в состав мерной посуды? Перечислите и покажите их.
38. Какая посуда используется для: а) точного измерения объемов; б) неточного измерения?
39. Покажите на рабочем столе чашку Петри, фарфоровую чашку, стеклянную палочку. Для чего они используются?
40. Для чего необходима промывалка? Как она устроена?
41. Химические стаканы. Какие они бывают? Каково их назначение? О чем указывает паспорт на стаканах?
42. К измерительной посуде относятся бюретки. Покажите их и заполните водой. Установите на бюретке нулевую точку отсчета.
43. Покажите на рабочем столе фарфоровые тигли. Какие операции в них выполняют? Для чего нужны тигельные щипцы? Каково их правильное положение на рабочем столе?
44. Для чего предназначены бюксы? Для чего у них крышки?
45. Какая химическая посуда считается чистой? Что применяется для мытья химической посуды?
46. Ерши, каково их назначение?
47. Каков порядок расположения химических реактивов на рабочем столе?
48. Что такое «общий стол» с реактивами?
49. Как можно выполнить реакцию окрашивания пламени горелки? Что для этого необходимо? Покажите.
50. Покажите, что летучие соли натрия окрашивают бесцветное пламя горелки в желтый цвет.
51. Какие бывают колбы. Для чего их используют? Покажите.
52. Реторты, их основное назначение.
53. Фарфоровые шпатели, их назначение.
54. Часовые стекла, их назначение.
Перечень экзаменационных вопросов для 2 этапа обсужден на заседании модуля «Фармацевт-токсиколог» от «_29_» _марта_2013 года, протокол №_8_
Руководитель модуля, профессор Т.Байзолданов
Перечень экзаменационных вопросов для 2 этапа обсужден на заседании КОП
от «_25» _апреля_2013 года, протокол №_9_
Председатель КОП, доцент Г.М.Саякова