Боевая проверка аппарата
2.1.1. При БОЕВОЙ ПРОВЕРКЕ необходимо проверить:
11)исправность маски и правильность подсоединения к ней легочного автомата;
12)герметичность аппарата на разрежение;
13)работу легочного автомата и клапана выдоха маски;
14)срабатывание сигнального устройства;
15)давление воздуха в баллоне.
2.1.2. Проверку исправности маски и правильности подсоединения к ней легочного автомата производят визуально. Проверяют отсутствие повреждений элементов маски и надежность соединения легочного автомата с маской.
2.1.3. Проверку герметичности аппарата на разрежение производят при закрытом вентиле баллона.
Для проверки необходимо плотно приложить маску к лицу и попытаться сделать неглубокий вдох.
ВНИМАНИЕ! ПОПЫТКА СДЕЛАТЬ РЕЗКИЙ ГЛУБОКИЙ ВДОХ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К БАРОТРАВМЕ ЛЕГКИХ.
Если при вдохе создается большое сопротивление, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2-3 с, аппарат считается герметичным.
2.1.4. Проверку исправности легочного автомата и клапана выдоха маски производят при надетой пользователем маске.
Для этого:
- нажатием на кнопку до упора выключают механизм легочного автомата;
- открывают вентиль баллона;
- надевают маску на голову и производят подгонку согласно п. 3.1.2;
- после первого глубокого вдоха убеждаются, что легочный автомат включился и в полости маски возникло избыточное давление, для чего делают несколько вдохов и выдохов; затем, затаив дыхание, подсовывают палец под обтюратор маски и убеждаются в наличии постоянного потока воздуха из-под маски;
- убирают палец из-под обтюратора и, затаив приблизительно на 10 с дыхание, прислушиваются, чтобы убедиться в отсутствии утечки воздуха.
При обнаружении утечки регулируют положение маски подтягиванием ремней, избегая их перетягивания, и повторно проверяют отсутствие утечки.
2.1.5. Проверку срабатывания сигнального устройства проводят в следующей последовательности:
- открывают и закрывают вентиль баллона и, осторожно нажимая на кнопку байпаса, стравливают воздух из внутренних полостей аппарата, одновременно наблюдая за показаниями манометра;
- в момент возникновения звукового сигнала отмечают показание манометра аппарата и убеждаются, что оно соответствует требованию п. 1.2.12 настоящего руководства.
2.1.6. Проверку давления воздуха в баллоне производят при открытом вентиле по манометру 10 (рисунок 1). При проверке фиксируют показание манометра, которое должно быть не менее 24,5 МПа (250 кгс/см2). При необходимости аппарат дозаряжают в соответствии с п. 3.2.3. После этого закрывают вентиль, выключают легочный автомат нажатием на кнопку до упора и снимают маску.
2. Проверка редуцированного давления
3. Проверка исправности маски.
Проверку исправности маски производят визуально. Проверяют укомплектованность маски и отсутствие повреждений ее элементов.
Для этого:
- отсоединяют маску от легочного автомата;
- выворачивают наружу подбородочную чашу;
- производят осмотр стекла маски и ее корпуса, корпуса подмасочника, клапанов вдоха, клапана выдоха и переговорного устройства;
- убеждаются в отсутствии повреждений панорамного стекла, разрывов мембраны переговорного устройства, проколов корпуса маски и подмасочника.
4. Проверка давления срабатывания сигнального устройства
Проверку срабатывания сигнального устройства проводят в следующей последовательности:
- открывают и закрывают вентиль баллона и, осторожно нажимая на кнопку байпаса, стравливают воздух из внутренних полостей аппарата, одновременно наблюдая за показаниями манометра;
- в момент возникновения звукового сигнала отмечают показание манометра аппарата и убеждаются, что оно соответствует требованию п. 1.2.12 настоящего руководства.
1.2.12 Сигнальное устройство срабатывает при падении давления в баллоне до 6,3 - 4,9 МПа (63 - 49 кгс/см 2), при этом продолжительность работы сигнала - не менее 60 с.
5. Проверка наличия избыточного давления в подмасочном пространстве.
Перед проверкой наличия избыточного давления в подмасочном пространстве и герметичности системы высокого и редуцированного давления выключают механизм легочного автомата, убеждаются в надежности подсоединения редуктора к вентилю.
2.2.4.1. Для проверки на контрольной установке КУ-9В:
- производят подготовку установки к работе в соответствии с руководством по ее эксплуатации;
- производят проверку аппарата по соответствующей типовой методике, изложенной в приложении к руководству по эксплуатации установки.
2.2.4.2. Для проверки на индикаторе ИР-2:
- надевают маску на проверочный диск[3];
- соединяют ниппель переходника из состава индикатора ИР-2 с диском;
- открывают вентиль баллона;
- делают через переходник один глубокий вдох и соединяют его с индикатором ИР-2;
- фиксируют положение показывающей стрелки индикатора.
Результат проверки считается положительным, если показывающая стрелка контрольного устройства находится в диапазоне от нижнего предела зоны "ЛА КИП" до нижнего предела зоны "КИП".
Затем:
- отсоединяют индикатор ИР-2 от переходника;
- заглушают отверстие переходника;
- определяют по манометру аппарата давление воздуха;
- закрывают вентиль баллона и наблюдают за показаниями манометра в течение 1 мин;
- стравливают давление воздуха из воздуховодной системы плавным нажатием на кнопку байпаса;
- подключают к аппарату спасательное устройство**;
- выключают легочный автомат нажатием на кнопку до упора
- открывают вентиль баллона;
- определяют по манометру аппарата давление воздуха;
- закрывают вентиль баллона и наблюдают за показаниями манометра в течение 1 мин.
2.2.4.3. Если в результате проверок падение давления воздуха в системе за 1 мин не превышает 1 МПа (10 кгс/см2) с подключенным спасательным устройством и 2 МПа (20 кгс/см2) с отсоединенным спасательным устройством, аппарат считается герметичным.
2.2.4.4. При обнаружении негерметичности необходимо найти место утечки. Для этого при открытом вентиле на все места соединений наносят мыльную пену и по росту пузырей определяют место негерметичности.
Обнаруженную утечку устраняют подтягиванием соответствующего соединения или заменой уплотнений шлангов высокого и редуцированного давления при закрытом вентиле баллона и отсутствии давления в системе аппарата.
6. Проверка № 1 СИЗОД
При ПРОВЕРКЕ № 1 необходимо проверить:
1) исправность маски;
2) исправность аппарата в целом;
3) наличие избыточного давления в подмасочном пространстве и герметичность системы высокого и редуцированного давления;
4) давление срабатывания сигнального устройства;
5) исправность устройства дополнительной подачи воздуха (байпаса);
6) давление воздуха в баллоне.
2.2.2. Проверку исправности маски производят визуально. Проверяют укомплектованность маски и отсутствие повреждений ее элементов.
Для этого:
- отсоединяют маску от легочного автомата;
- выворачивают наружу подбородочную чашу;
- производят осмотр стекла маски и ее корпуса, корпуса подмасочника, клапанов вдоха, клапана выдоха и переговорного устройства;
- убеждаются в отсутствии повреждений панорамного стекла, разрывов мембраны переговорного устройства, проколов корпуса маски и подмасочника.
2.2.3. Проверку исправности аппарата в целом производят внешним осмотром. При этом:
- подсоединяют легочный автомат к маске, предварительно проверив отсутствие повреждений прокладки, а затем - надежность соединения;
- проверяют надежность крепления подвесной системы аппарата, баллона, манометра и убеждаются в отсутствии механических повреждений узлов и деталей.
2.2.4. Перед проверкой наличия избыточного давления в подмасочном пространстве и герметичности системы высокого и редуцированного давления выключают механизм легочного автомата, убеждаются в надежности подсоединения редуктора к вентилю.
2.2.4.1. Для проверки на контрольной установке КУ-9В:
- производят подготовку установки к работе в соответствии с руководством по ее эксплуатации;
- производят проверку аппарата по соответствующей типовой методике, изложенной в приложении к руководству по эксплуатации установки.
2.2.4.2. Для проверки на индикаторе ИР-2:
- надевают маску на проверочный диск[4];
- соединяют ниппель переходника из состава индикатора ИР-2 с диском;
- открывают вентиль баллона;
- делают через переходник один глубокий вдох и соединяют его с индикатором ИР-2;
- фиксируют положение показывающей стрелки индикатора.
Результат проверки считается положительным, если показывающая стрелка контрольного устройства находится в диапазоне от нижнего предела зоны "ЛА КИП" до нижнего предела зоны "КИП".
Затем:
- отсоединяют индикатор ИР-2 от переходника;
- заглушают отверстие переходника;
- определяют по манометру аппарата давление воздуха;
- закрывают вентиль баллона и наблюдают за показаниями манометра в течение 1 мин;
- стравливают давление воздуха из воздуховодной системы плавным нажатием на кнопку байпаса;
- подключают к аппарату спасательное устройство**;
- выключают легочный автомат нажатием на кнопку до упора
- открывают вентиль баллона;
- определяют по манометру аппарата давление воздуха;
- закрывают вентиль баллона и наблюдают за показаниями манометра в течение 1 мин.
2.2.4.3. Если в результате проверок падение давления воздуха в системе за 1 мин не превышает 1 МПа (10 кгс/см2) с подключенным спасательным устройством и 2 МПа (20 кгс/см2) с отсоединенным спасательным устройством, аппарат считается герметичным.
2.2.4.4. При обнаружении негерметичности необходимо найти место утечки. Для этого при открытом вентиле на все места соединений наносят мыльную пену и по росту пузырей определяют место негерметичности.
Обнаруженную утечку устраняют подтягиванием соответствующего соединения или заменой уплотнений шлангов высокого и редуцированного давления при закрытом вентиле баллона и отсутствии давления в системе аппарата.
2.2.5. Проверку давления срабатывания сигнального устройства производят в соответствии с п. 2.1.5.
2.2.6. Проверку исправности устройства дополнительной подачи воздуха (байпаса) производят следующим образом:
- открывают вентиль баллона;
- плавным нажатием на кнопку 7 (рисунок 3) открывают дополнительную подачу воздуха и убеждаются в исправности устройства по характерному звуку подачи воздуха.
2.2.7. Проверку давления воздуха в баллоне производят в соответствии с п. 2.1.6 настоящего руководства. При необходимости аппарат дозаряжают в соответствии с п. 3.2.3.
7. Проверка № 2 СИЗОД
При ПРОВЕРКЕ № 2 необходимо проверить:
1) исправность маски;
2) исправность аппарата в целом;
3) наличие избыточного давления в подмасочном пространстве и герметичность системы высокого и редуцированного давления;
4) давление срабатывания сигнального устройства;
5) герметичность воздуховодной системы с легочным автоматом спасательного устройства*;
6) исправность легочного автомата и клапана выдоха спасательного устройства*;
7) исправность устройства дополнительной подачи воздуха (байпаса);
8) давление воздуха в баллоне.
2.3.2. Проверки по пп. 1-4, 7, 8 проводят в объеме и последовательности, предусмотренными настоящим руководством для ПРОВЕРКИ №1. Проверки по пп. 5 и 6 проводят нижеследующим образом.
2.3.2.1. На установке КУ-9В проверку герметичности воздуховодной системы с легочным автоматом спасательного устройства*, исправности легочного автомата и клапанов выдоха маски спасательного устройства производят по соответствующей типовой методике, изложенной в приложении к руководству по эксплуатации установки.
2.3.2.2. Проверка герметичности воздуховодной системы с легочным автоматом спасательного устройства** на индикаторе ИР-2:
- отсоединяют шланг 4 (рисунок 4) от легочного автомата 2;
- герметизируют входной штуцер легочного автомата 2 пробкой 9В8.656.363;
- надевают маску спасательного устройства на проверочный диск и соединяют его с индикатором ИР-2 с помощью переходника из состава индикатора ИР-2 (предварительно один из штуцеров проверочного диска заглушить);
- индикатором ИР-2 создают вакуумметрическое давление, при котором стрелка показывающего контрольного устройства достигает верхнего предела зоны ТИ";
- после выдержки в течение 1 мин фиксируют положение показывающей стрелки контрольного устройства.
Результат проверки считается положительным, если показывающая стрелка контрольного устройства не вышла за верхний предел зоны "КИП".
Обнаруженную негерметичность устраняют подтягиванием соответствующего соединения или заменой уплотнения.
2.3.2.3. Проверка исправности легочного автомата и клапанов выдоха
маски спасательного устройства на индикаторе ИР-2:
- соединяют маску спасательного устройства 21 (рисунок 1) с воздуховодной системой аппарата через замок 15;
- надевают маску спасательного устройства на проверочный диск и соединяют с помощью переходника из состава индикатора ИР-2 диск с индикатором ИР-2;
- открывают вентиль баллона, создают индикатором ИР-2 вакуумметрическое давление и фиксируют положение показывающей стрелки индикатора, соответствующее моменту открытия клапана легочного автомата.
Результат проверки считается положительным, если показывающая стрелка индикатора в момент открытия клапана легочного автомата находится в диапазоне от второго деления зоны "АСВ-2" до верхнего предела зоны "ЛА КИП".
8. Возможные неисправности во время работы в аппарате, способы их устранения.
Возможные неисправности, выявляемые при всех видах проверок аппарата, и способы их устранения приведены в таблице 7.
Таблица 7
Проявление неисправности | Возможные причины неисправности | Устранение неисправности |
1. Вентиль баллона негерметичен в закрытом положении | Повреждена подушка клапана | Заменить клапан исправным |
2. При открытом вентиле баллона и выключенном механизме легочного автомата происходит непрерывная подача воздуха | Повреждена подушка клапана легочного автомата | Заменить клапан легочного автомата исправным |
3. Негерметичность клапана редуктора - через предохранительный клапан редуктора постоянно вытравливается воздух | Повреждена подушка клапана | Заменить клапан исправным |
4. Не срабатывает сигнальное устройство | Нарушена регулировка сигнального устройства | Произвести регулировку сигнального устройства |
5. Не стыкуется замок для подключения спасательного устройства | Произошло случайное срабатывание замка 8.1 (рисунок 5) | Неметаллическим стержнем диаметром до 4 мм нажать на клапан 8.3 до упора, оттянуть втулку 8.2, вынуть стержень, затем отпустить втулку |
Примечания 1. Самостоятельный ремонт и регулировка аппарата газодымозащитниками запрещены. При обнаружении неисправности аппарат выводится из боевого расчета и передается на базу ГДЗС для ремонта. 2. Ремонт аппаратов производится на предприятии-изготовителе или в специализированной организации (на базе ГДЗС) лицами, прошедшими соответствующую подготовку на предприятии-изготовителе и получившими сертификат на право технического обслуживания и ремонта аппарата АП "Север". После обучения выдается техническая документация по ремонту. |
9. Проверка наличия избыточного давления в подмасочном пространстве и герметичность системы высокого и редуцированного давления.
ОТВЕТ СМОТРИ ВЫШЕ В ВОПРОСЕ № 5.
10. Проверка герметичности воздуховодной системы с легочным автоматом спасательного устройства
На установке КУ-9В проверку герметичности воздуховодной системы с легочным автоматом спасательного устройства*, исправности легочного автомата и клапанов выдоха маски спасательного устройства производят по соответствующей типовой методике, изложенной в приложении к руководству по эксплуатации установки.
2.3.2.2. Проверка герметичности воздуховодной системы с легочным автоматом спасательного устройства** на индикаторе ИР-2:
- отсоединяют шланг 4 (рисунок 4) от легочного автомата 2;
- герметизируют входной штуцер легочного автомата 2 пробкой 9В8.656.363;
- надевают маску спасательного устройства на проверочный диск и соединяют его с индикатором ИР-2 с помощью переходника из состава индикатора ИР-2 (предварительно один из штуцеров проверочного диска заглушить);
- индикатором ИР-2 создают вакуумметрическое давление, при котором стрелка показывающего контрольного устройства достигает верхнего предела зоны ТИ";
- после выдержки в течение 1 мин фиксируют положение показывающей стрелки контрольного устройства.
Результат проверки считается положительным, если показывающая стрелка контрольного устройства не вышла за верхний предел зоны "КИП".
Обнаруженную негерметичность устраняют подтягиванием соответствующего соединения или заменой уплотнения.
11. Проверка исправности легочного автомата и клапана выдоха спасательного устройства
Проверка исправности легочного автомата и клапанов выдоха
маски спасательного устройства на индикаторе ИР-2:
- соединяют маску спасательного устройства 21 (рисунок 1) с воздуховодной системой аппарата через замок 15;
- надевают маску спасательного устройства на проверочный диск и соединяют с помощью переходника из состава индикатора ИР-2 диск с индикатором ИР-2;
- открывают вентиль баллона, создают индикатором ИР-2 вакуумметрическое давление и фиксируют положение показывающей стрелки индикатора, соответствующее моменту открытия клапана легочного автомата.
Результат проверки считается положительным, если показывающая стрелка индикатора в момент открытия клапана легочного автомата находится в диапазоне от второго деления зоны "АСВ-2" до верхнего предела зоны "ЛА КИП".
12. Подготовка КУ-9В к работе.
13. Проверка исправности сигнального устройства и давления воздуха в баллоне
Проверку срабатывания сигнального устройства проводят в следующей последовательности:
- открывают и закрывают вентиль баллона и, осторожно нажимая на кнопку байпаса, стравливают воздух из внутренних полостей аппарата, одновременно наблюдая за показаниями манометра;
- в момент возникновения звукового сигнала отмечают показание манометра аппарата и убеждаются, что оно соответствует требованию п. 1.2.12 настоящего руководства.
2.1.6. Проверку давления воздуха в баллоне производят при открытом вентиле по манометру 10 (рисунок 1). При проверке фиксируют показание манометра, которое должно быть не менее 24,5 МПа (250 кгс/см2). При необходимости аппарат дозаряжают в соответствии с п. 3.2.3. После этого закрывают вентиль, выключают легочный автомат нажатием на кнопку до упора и снимают маску.
14. Проверка наличия избыточного давления в подмасочном пространстве и герметичность системы высокого и редуцированного давления.
ОТВЕТ СМОТРИ ВЫШЕ В ВОПРОСЕ № 5.
[1] Проверочный диск входит в перечень оборудования, инструмента и инвентаря базы ГДЗС.
** Проверка проводится при укомплектованности аппарата спасательным устройством.
* Лицевой частью аппарата является полнолицевая панорамная маска ПМ-2000, далее по тексту - маска.
* Лицевой частью аппарата является полнолицевая панорамная маска ПМ-2000, далее по тексту - маска.
* Проверка проводится при укомплектованности аппарата спасательным устройством.
** Проверка проводится после каждого применения, но не реже 1 раза в месяц.
[2] Проверочный диск входит в перечень оборудования, инструмента и инвентаря базы ГДЗС.
** Проверка проводится при укомплектованности аппарата спасательным устройством.
[3] Проверочный диск входит в перечень оборудования, инструмента и инвентаря базы ГДЗС.
** Проверка проводится при укомплектованности аппарата спасательным устройством.
[4] Проверочный диск входит в перечень оборудования, инструмента и инвентаря базы ГДЗС.
** Проверка проводится при укомплектованности аппарата спасательным устройством.
* Проверка проводится при укомплектованности аппарата спасательным устройством.
** Проверка проводится после каждого применения, но не реже 1 раза в месяц.
** Проверка проводится после каждого применения, но не реже 1 раза в месяц.