Химии и техника безопасности
ТАВРИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО»
Рабочий журнал
К лабораторному практикуму по общей и неорганической химии
(3 семестр)
студента______________________________
группа________________ курс____________
Симферополь
Р е ц е н з е н т:
Работягов Константин Васильевич- Кандидат химических наук, доцент, кафедра общей химии, факультет химии и биологии.
Рюш И.О.
Рабочий журнал к лабораторному практикуму по общей и неорганической химии.
Учебное пособие составлено на основе основной профессиональной образовательной программы подготовки специалиста среднего звена. Пособие предназначено для студентов 2 курса специальности 18.02.01 «Аналитический контроль качества химических соединений» (базовая подготовка).
Лист контроля прохождения лабораторного практикума
Название лабораторной работы | Дата выполнения | Оценка | Подпись |
1. Химическая посуда и оборудование | |||
2. Мерная посуда. Титрование. | |||
3. Классификация и номенклатура неорганических соединений. | |||
4. Определение молярной массы оксида углерода(IV) | |||
5. Определение молярной массы эквивалента магния | |||
6. Химическая кинетика | |||
7. Химическое равновесие | |||
8. Катализ и катализаторы | |||
9. Образование и свойства координационных соединений | |||
10. Приготовление растворов |
«Химии никоим образом научиться
невозможно не видав самой
практики и не принимаясь
за химические операции»
М.В. Ломоносов
Рекомендации по выполнению лабораторных работ
Неотъемлемой частью изучения курса химии являются лабораторные работы, выполнение которых помогает усвоить основные понятия и законы химии, экспериментально изучить закономерности протекания химических реакций и овладеть основами техники химического эксперимента.
В соответствии с учебным планом в течение года обучающийся обязан:
– выполнить и оформить лабораторные работы, предусмотренные календарным планом;
Для выполнения лабораторной работы обучающемуся предварительно необходимо:
– иметь индивидуальное пособие;
– тщательно изучить основные правила работы и технику безопасности в химическом кабинете (лаборатории);
– перед выполнением лабораторной работы изучить теоретический материал, используя конспект лекций и рекомендуемую литературу;
– иметь ясное представление о цели работы и последовательности ее выполнения.
Записи результатов опыта и наблюдаемых изменений следует производить сразу же после его выполнения и не приступать к выполнению следующего опыта без записи результатов предыдущего. Результаты записываются после названия и описания опыта в отведенном месте или таблице данного пособия.
В конце лабораторной работы следует привести общий вывод к лабораторной работе.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В КАБИНЕТЕ (ЛАБОРАТОРИИ)
ХИМИИ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
При работе в химическом кабинете (лаборатории) необходимо знать и строго соблюдать установленные правила по технике безопасности.
1. Рабочее место содержать в чистоте и порядке, не загромождать его посторонними предметами.
2. В кабинете (лаборатории) химии запрещается принимать пищу и напитки.
3. Приступать к проведению эксперимента только с разрешения преподавателя.
4. Запрещается пробовать на вкус любые вещества. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
5. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
6. Сухие реактивы следует брать при помощи шпателя, растворы - пипеткой, для каждого реактива иметь отдельный шпатель или пипетку.
7. Избыток реактива не выливать и не высыпать обратно в посуду, из которой они взяты; помещать в посуду для слива или спускать с током воды в канализацию.
8. Соблюдать осторожность при пользовании растворами кислот, щелочей и других едких жидкостей.
9. При попадании на кожу или слизистые оболочки кислоты сначала промыть пораженное место большим количеством воды, а затем раствором соды (гидрокарбонат натрия).
10. При попадании на кожу или слизистый оболочки щелочи сначала промыть пораженное место водой до тех пор, пока участок не перестанет быть скользким, а затем раствором борной кислоты.
11. Не пользоваться неизвестными реактивами (без надписей и этикеток).
12. При нагревании жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения в результате химической реакции.
13. Спиртовку зажигать только спичкой, пламя должно быть удалено от вас на расстояние не менее чем на половину вытянутой руки.
14.Наблюдая за признаками реакции, не наклоняться близко к отверстию реакционного сосуда, испытывать вещества на запах движением ладони руки от отверстия сосуда к носу.
15. В случаях с разбитой лабораторной посудой не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
16. Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.
17. Запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.
18. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивов немедленно сообщить преподавателю или лаборанту. Запрещается самостоятельно убирать любые вещества.
19. При получении травм (порезы, ожоги и. п.), а также при плохом самочувствии немедленно сообщить об этом преподавателю или лаборанту.
20. Запрещается оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.
21. При возникновении аварийных ситуаций во время занятий в кабинете (лаборатории) химии (пожар, появление посторонних запахов) не допускать паники и подчиниться только указанием преподавателя.
22. По окончании работы вымыть посуду, привести рабочее место в порядок и сдать его лаборанту (преподавателю).
Отчет должен содержать следующие сведения:
1. Название работы или занятия.
2. Цель работы или занятия.
3. Ответы на контрольные вопросы
4. Номер и название опыта.
5. Краткое описание хода работы или занятия с указанием условий проведения опыта.
6. Рисунки и схемы используемых приборов.
7. Наблюдения и уравнения реакций.
8. Расчеты, таблицы, графики.
9. Вывод.
Если в лабораторных работах или практических занятиях необходимо проводить расчёты, следует иметь в виду, что излишняя точность в расчетах, значительно превышающая экспериментальную погрешность, не повышает точность результата. Для числовых значений рассчитываемых величин достаточно 3-4 значащие цифры (число знаков, стоящих после предшествующих им нулей). Число значащих цифр не следует путать с числом знаков после запятой. Так в числах: 101,3; 21,73; 0,4385; 0,004500 имеется четыре значащих цифры. В расчетах принято указывать значащие цифры и в том случае, когда это нули, стоящие в конце числа. Поэтому правильной будет запись с точностью до четвертой значащей цифры - 0,2500, а не 0,25.
Результаты измерений неизбежно будут отклоняться от истинных значений соответствующих величин. Для определения ошибки необходимо получить 4-5 параллельных результатов измерений и найти среднее арифметическое значение, которое будет больше всего приближаться к истинному значению.
При обработке результатов следует определять абсолютную и относительную ошибку измерения данной величины.