Экологические последствия деятельности мезолитического человека
Палеолит около 15 тыс. лет назад начал постепенно сменяться мезолитом, когда были изобретены лук и стрелы, а затем и неолитом. Уже в мезолите была приручена, а затем и одомашнена собака. Появились рыболовные сети, плетеные из волокон ивовой коры, появились долбленые лодки, выжигавшиеся огнем.
Мезолитические наскальные изображения испанского Леванта отличаются от палеолитических тем, что в них, наряду с великолепно изображенными дикими животными (горные козлы, быки),появляются многочисленные динамичные изображения человека (лучников) и впервые показаны сражения одних племен с другими,
здесь же появляется и собака — единственное домашнее животное того времени.
Со времен пещерной жизни вокруг поселений человека начинает складываться синантропная фауна — фауна сопутствующих человеку видов. К числу древнейших си-нантропных видов относится постельный клоп (Cimex lectularius), который был паразитом спутников человека по пещерам —летучих мышей и ласточек, перешел к парази-тированию на человеке и затем был пронесен через всю человеческую цивилизацию. К числу древнейших синантропных видов принадлежит и собака.
Древнейшие находки несомненно одомашненных собак известны из археологических раскопок Германии и Дании и датируются 9500—10000 лет, когда уже выделяются две породы собак. Мелкая порода поразительно похожа на современных австралийских динго. Однако одомашнивание собак началось около 12—14 тыс. лет назад, тогда как ассоциация между первобытными охотниками и волками «стала возникать по крайней мере 40тыс. лет назад».
Сознательно или стихийно приручил собаку человек эпохи мезолита? Конечно, соблазнительно и лестно думать, что наши предки сознательно стали использовать кого-то из предков собак (шакала или волка?) для охоты. Но мне кажется, что здесь, скорее всего, шел процесс взаимной адаптации человека и полустайного хищника друг к другу. Скорее всего, около жилищ человека, около его мусорных куч с пищевыми остатками селились хищники, часть которых затем стала сопровождать его и во время охоты. Такой процесс перехода от вольного образа жизни к синантропному может довольно быстро происходить у животных со столь высоким уровнем развития психики, как псовые. По наблюдениям М. В. Гептнера, в Подмосковье волки селились около помоек одной из птицефабрик, питаясь дохлыми курами; одна из пар волков устроила логово в Воронцовском парке в черте города Москвы. Таким образом, переход предков собаки к синантропному образу жизни мог совершиться относительно легко, и это появление синантропного животного около человека стало предпосылкой к дальнейшему его одомашниванию.
Об уровне знакомства человека с природой в период перехода от палеолита к неолиту можно косвенно судить по биологическим знаниям племен, сохранивших образ жизни охотников и собирателей до наших дней. Клод Ле-ви-Стросс — создатель школы этнологического структурализма —обращает внимание на ботанические знания одного из племен юга Филиппин.У них есть названия для 1625 форм растений, которые группируются туземцами в 890 более высоких категорий. Эти различаемые аборигенами растения соответствуют 1100 видам и 650 родам систематической ботаники.Из различаемых туземцами 1625 форм растений 500—600 съедобны, а 406принадлежат к лекарственным. Австралийские аборигены Северного Квинсленда используют в пищу 240 видов растений, 93 вида моллюсков, 23 вида рыб. Известный орнитолог Эрнст Майр во время экспедиции в горные районы Новой Гвинеи установил, что лесные охотники имеют местные названия для136 видов птиц из 137 встречавшихся в горах Арфак, то есть они не умели различать лишь два вида. Современный «цивилизованный» человек, если он не профессионал—орнитолог, вряд ли может похвастаться таким знанием окружающей его природы.
Можно предположить, что связь племен охотников и собирателей с окружающей природой была теснее, когда человек находился на уровне донеолитической культуры. Появление животноводства и растениеводства потребовало дополнительных знаний о возделываемых и разводимых видах, но в чем-то знания среднего человека об окружающей природе стали более поверхностными, точные знания природы постепенно переставали быть обязательным условием существования каждого члена общества.
Человек верхнего палеолита, уходивший на охоту на несколько дней от жилья, познакомился со счетом. Известны одинаковые засечки на рогах и сколах костей из верхнепалеолитических стоянок — можно спорить о том, был ли это счет дней, прошедших со времени ухода на охоту, или счет числа убитых жертв. Человек должен был подойти к одному из фундаментальных понятий знания — к вполне абстрактной идее числа. Несомненно, что понятие числа было известно человеку верхнего палеолита(а может быть, и раньше). Новосибирский археолог Б. А. Фролов проанализировал частотное распределение насечек на костях из поднепалеолитических поселений. Вполовине из 85 изученных образцов отмечено статистически достоверное повторение чисел 5, 7, 10, 14. Если 7 и его удвоения — 14? Существуют достаточные основания полагать, что так отмечались фазы 28-дневного лунного календаря. Это предположение высказал американский археолог А. Маршак.
Экологические последствия ”неолитической революции ”
За мезолитом в разные сроки на разных территориях наступил неолит —период изготовления шлифованных каменных орудий, изобретения сверления камня, появления топора, а позднее — изобретения формовки и отжига глины для приготовления посуды. Соответственно, разделяют докерамический и керамический неолит.
Главным событием эпохи неолита была так называемая «неолитическая революция»— переход от собирательства и охоты к растениеводству, связанному с возделыванием растений, и животноводству, связанному с одомашниванием животных. Итогом неолитической революции было возникновение сельского хозяйства. Этот переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству коснулся в первую очередь районов с относительно умеренно-теплым климатом, где экологический кризис привел к резкому уменьшению охотничьих ресурсов. Охотничьи племена не исчезли, а стали осваивать более северные, освобождавшиеся после таяния ледников районы Европы и Северной Америки.
Уже древние собиратели, как отмечал А. П. Окладников, «по-своему превосходно изучали окружавший их растительный мир. Они сделали множество полезных наблюдений и изобретений, позволивших широко использовать в пищу различные съедобные растения. Ими были открыты и практически использованы важные качества одних растений и целебные свойства других. Они научились расщеплять волокна дикого льна, кендыря и крапивы, сучить и прясть их, выделывать нити, веревки, ткать не только грубые, но и достаточно тонкие ткани для своей одежды, а также изготовлять сумки, мешки и многие другие предметы, необходимые в домашнем обиходе». Однако жизнь древних собирателей и охотников крайне зависела от внешней среды, в частности, от колебаний численности жертв, от урожая или неурожая собираемых растений. Это был, как говорят историки, присваивающий тип хозяйствования.
Численность человечества перед неолитической революцией была равна миллиону или немногим миллионам особей, т. е. была сравнима с численностью крупных видов современных млекопитающих. Переход к земледелию и животноводству означал резкое увеличение пищевых ресурсов и позволил возрасти численности человека в течение неолита по крайней мере на порядок, т. е. в итоге неолитической революции на Земле численность человека стала измеряться десятками миллионов особей. По расчетам американского археолога Ф. К. Хоуэлла36, численность человека к концу неолитической революции — 6000 лет назад — составляла 86,5миллиона особей.
Переход от охоты и собирательства к земледелию привязал земледельческие племена к земле. Животноводческие племена, особенно после того как наряду с мясными и шерстными видами (коза, овца) были одомашнены и транспортные виды (лошадь), могли мигрировать со скоростью значительно большей, чем наполеоновская армия.
Неолитическая революция в животноводстве началась, по-видимому, с приручения азиатского горного безоарового козла (Capra aegargus),ставшего предком козы около 10—12 тыс. лет до н. э. в Восточном Средиземноморье (Восточная Анатолия). Если несколько десятилетий тому назад считалось, что начало доместикации животных связано с древнейшими речными цивилизациями Египта, Месопотамии, Индии и Китая, то археологические и генетические исследования последних десятилетий говорят о том, что начало процессу одомашнивания было положено в горных районах Восточной Турции, Палестины, Сирии, Междуречья и Западного Ирана.
На территории Северного Ирана найдены остатки домашней свиньи, относящиеся к VII тыс. до н. э. Тому же времени принадлежат и самые ранние остатки крупного рогатого скота западного типа, ведущего свое происхождение от дикого быка — тура (Bos pritnigenius). Они обнаружены на Переднем Востоке и в докерамических слоях Восточной Греции. К VI—V тысячелетиям до н. э. крупный рогатый скот известен на юге Туркмении (Джейтун), тогда как в Египте достоверные находки датируются лишь тысячелетием до н. э. К ним позднее добавились ослы (Африка и Аравия), лошади — потомки дикого тарпана (Северное Причерноморье), а затем верблюды (Аравия — одногорбый, Средняя и Центральная Азия — двугорбый), яки (горные районы Центральной Азии),северный олень (начало нашего тысячелетия), куры и индокитайские свиньи в Юго-Восточной Азии, индюк и лама-гуанако в Америке и ряд других видов животных.
Как мы уже говорили в предыдущей главе, одомашнивание собаки было частью синантропизации. Цойнер (Zeuner, 1963) считает начальные этапы одомашнивания результатом перекрытия социальных интересов человека и домашних животных, своего рода симбиозом. Однако отношения человека с домашним северным оленем Цойнер и Рид (Reed, 1984) характеризуют как отношения социального паразита (человека) с хозяином. Подобно тому, как африканские хищники «пасут» для себя стада копытных в саванне, так и человек пасет стада домашних северных оленей.
Поразительно то обстоятельство, что, за исключением северного оленя и норки, а также лабораторных животных, весь процесс одомашнивания животных был завершен уже за 1—2 тыс. лет до нашей эры. В эпоху древних рабовладельческих цивилизаций человечество вошло практически с современным видовым составом домашних животных и культурных растений.
Основоположником учения о центрах происхождения культурных растений был наш великий соотечественник Николай Иванович Вавилов (1887—1943).Он выделил 7 основных центров, где происходило внедрение дикихрастений в культуру Перечислим их в географическом порядке — с востока на запад:
1. Южно-азиатский тропический центр — рис, тропические плодовые и овощные культуры.
2. Восточно-азиатский центр — соя, просо.
3. Юго-Западно-азиатский центр — пшеница, рожь, ячмень, горох, чечевица, виноград.
4. Средиземноморский центр — оливковое дерево, чечевицы, кормовые травы (клевер).
5. Абиссинский горный центр — зерновое сорго, кофейное дерево.
6. Центральноамериканский центр — кукуруза, длинноволокнистые хлопчатники, какао, подсолнечник, табак, сладкий картофель — батат, авокадо, гуайява.
7. Андийский центр — картофель, хинное дерево, кокаиновый куст.
Перечисленные центры расположены в географическом, а не в хронологическом порядке. Они отражают ключевые районы, в которых асинхронно протекала неолитическая революция, ранее всего начавшаяся на Ближнем Востоке.
Начало«неолитической революции» в земледелии было положено на Ближнем Востоке введением в культуру пшеницы-однозернянки, пшеницы-двузернянки, ячменя, гороха и чечевицы. Со временем этот набор возделываемых видов растений неуклонно увеличивался.
В нашей эре в культуру из растений были введены лишь сахарная свекла, хинное дерево и каучуковое дерево (гевея). Впрочем, в Голландии и других странах уже в наше время идет процесс интенсивного окультуривания цветоносных декоративных растений.
Среди культурных растений оказывается очень высоким процент полиплоидов(авто- и аллополиплоидов). Таковы твердая и мягкая пшеницы, сахарный тростник, батат, картофель, многие формы хлопчатника, культурная слива, культурная вишня, банан, арахис, оливковое дерево, ананас, лен, горчица и многие другие.
Все это говорит о том, что древние селекционеры неолита на основе частично стихийного отбора, а частично опираясь на изустно передаваемый опыт древних собирателей, провели огромную работу по формированию видового состава культурных растений, на которой и поныне основано сельское хозяйство всего мира. Мы во многом живем сейчас на проценты с капитала, заложенного нашими неолитическими предками.
Первые скотоводы и земледельцы довольно быстро вывели домашних животных и культурные растения из зон их естественного обитания. «Данное обстоятельство, — как справедливо отмечает петербургский археолог В. М. Массон, — так же как новые условия содержания,способствовали усилению процессов искусственного отбора и породообразования». Таким образом, начав на заре «неолитической революции» применять искусственный отбор сначала в его бессознательной форме, человек неминуемо должен был перейти и к овладению некоторыми сознательными принципами искусственного отбора — оставлению лучших животных на племя, отбору лучших семян на размножение.
Переход к животноводству и земледелию неминуемо вызвал концентрацию сначала в устной, а позднее и в письменной форме массы сведений по анатомии, физиологии, экологии домашних животных и культурных растений. Мы справедливо отмечаем то внимание, которое уделял Ч. Дарвин изучению опыта английских животноводов XVIII—XIX веков в искусственном отборе, нередко забывая о том, что английские скотопромышленники аккумулировали опыт предшествующих десяти тысячелетий, в течение которых человек постоянно имел дело с искусственным отбором.
В конце мезолита и в неолите отмечены поселения земледельцев на территории от Средиземноморья до Средней Азии. Сюда относится натуфийская культура в Палестине (VI—V тыс. до н. э.), бадарийская культура на берегах Нила (конец VI тыс. до н. э.), земледельческие культуры Прикаспийского (VI—V тыс. до н. э.) и Южного Ирана (Персеполь). На территории бывшего Советского Союза на юге Туркмении трудами советских археологов В. М. Массона и В. И. Сарианиди изучена древнейшая джейтунская культура земледельцев и скотоводов неолита (Vтыс. до н. э.). В VI тыс. до н. э. на территории Ирака, т. е. на севере Месопотамии в Карим-Шахире, жили животноводы, разводившие коз и овец.
Перейдя от собирательства и охоты к земледелию и животноводству, человечество обеспечило себя продуктами питания и получило возможности роста своей численности от миллионов к десяткам миллионов. Одновременно резко возросла численность сопутствующих человеку домашних животных —миллионные популяции домашних коз и овец, многие десятки тысяч голов крупного рогатого скота, немногие десятки тысяч голов лошадей, ослов и верблюдов сопутствовали неолитическому человеку. С целью расширения земледельческих угодий наши предки сжигали леса, разводили на пожарищах поля. Из-за примитивного земледелия эти поля быстро теряли продуктивность, тогда сжигались новые леса. Сокращение площади лесов вело к снижению уровня рек и грунтовых вод.
Крупнейшим экологическим результатом неолитического скотоводства стало возникновение пустыни Сахара. Как показали исследования экспедиций французских археологов под руководством Анри Лота, еще 10000 лет назад на территории Сахары была саванна, жили бегемоты, жирафы, африканские слоны, страусы. Человек перевыпасом стад овец превратил саванну в пустыню. Пересохли реки и озера, исчезли озера — исчезли бегемоты, исчезла саванна — исчезли жирафы, страусы, большинство видов антилоп. А вслед за опустыниванием Сахары из-за перевыпаса отсюда исчез и крупный рогатый скот.
Менее заметным, но, несомненно, важным результатом освоения земледелия стало появление вокруг человеческих поселений синантропных животных. На запасах зерна кормились домовые мыши (комплекс видов из группы Mus musculus). В Средиземноморье, Месопотамии рядом с человеком поселилась 38-хромосомная форма черной крысы (Rattus rattus), а в Китае 42-хромосомная форма черной крысы. Черные крысы хорошо плавают и лазают. Каналы и реки не были для них препятствием. Со временем в большинстве поселений человека, не связанных с приречными и приморскими районами, черную крысу вытеснил более крупный и агрессивный вид — серая крыса, или пасюк (Rattus norve-gicus). «Крысы... стали достигать сверхвысокой численности и процветания только в условиях человеческого общества». Крысы и паразитирующие на них блохи контактировали с живущими в дикой природе пустынными грызунами, в первую очередь с песчанками (подсемейство Gerbillinae). Песчанки, дикие виды крыс были хранителями природных очагов чумы. Синантропные виды грызунов и их блохи обеспечивали перенос микробов чумы из природных очагов на популяцию человека. Скотоводы—номады на севере — в зоне степей и полупустынь, а также на альпийских лугах — столкнулись с другими хранителями природных очагов чумы — сусликами (Spermophilus) и сурками (Marmota).Человечество оказалось перед лицом массовых пандемий чумы, от которых вымирали десятки и сотни тысяч людей.
Опустынивание обширных территорий в неолите стало причиной второго экологического кризиса.Из него человечество вышло двумяпутями: 1)продвижением на север и наступлением на степную зону, лесостепь и леса,где еще кочевали племена охотников и рыболовов. Здесь, в связи с таянием ледников, появлялись новые, ранее не освоенные человеком территории; 2) переходом к поливному земледелию в долинах великих южных рек — Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Именно там возникли древнейшие цивилизации.