Гигиенические требования, предъявляемые к устройству, оборудованию и эксплуатации рентгеновских и радиологических отделений больниц.
1. 1.Виды водоисточников.
1.Подземные.
-почвенные
-грунтовые
-межпластовые
2.Повепхностные
Почвенные-в качестве водоисточников они не используются.залегают на глубине 2-3 м.Летом-пересыхают,зимой-замерзают.Они уязвимы в эпидемиологическом отношении,в химическом.Дебет в них мал.
Грунтовые-глубина залегания 10-15 м,имеют значительный запас.Лежат на глине,Уровень фильтрации большой,поэтому с точки зрения эпид и хим она чиста.Используется для децентрализованного водоснабжения.может быть неблагоприятный солевой состав.Весь солевой состав делят на сульфатный,хлоридный,карбонатный,гидрокарбонатный.
Межпластовая вода.
-напорная
-безнапорная
Имеет дно и крышу.если она течет и полностью заполняет дно и крышу-напорная вода.глубина залегания более 100м.Безупречна в эпидемиологическом отношении.Много солей и железа.Дебет большой.
Поверхностные водоисточники.
Реки,озера,пруды,каналы,водохранилища.они чаще используются населением,т.к. имеют колоссальный дебет и легко добывать воду.Они крайне уязвимы в эпидемиологическом отношении.
Процессы самоочищения почвы.
Это способность почвы минерализовать ОВ,превращая их в безвредные в санитарном отношении орг и мин,которые в дальнейшем способны усваиваться растительностью.Самоочичение начинается с того,что попавшие в воду органические вещества вместе с содержащимися в них бактериями,вирусами,яйцами гельминтов частично задерживаются,проходя через почву,и по мере продвижения их количество уменьшается.
2 этапа:
-минерализация
-гумификация
Минерализация протекает в 2 этапа:
1.аммонификация-за счет распада продуктов белкового происхождения,образуется аммиак и аммониевые соли.
2.нитрификация-под влиянием нитрифицирующих бактерий-до нитритов-нитратов
Гумификация-синтез ОВ-гумуса(безвредный в санитарном отношении,который содержит азот,легко усваевается растениями)
Эпидемиологическое значение почвы.
2. рименяют два основных метода наблюдения 1. Индивидуализирующий метод – обследование конкретного ребенка однократное или в динамике лет, с последующей оценкой 2. Генерализирующий метод – одномоментное обследование больших групп детей различных возрастов с целью получения возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц.Метод сигмальных отклонений: показатели развития индивидуума сравниваются со средними их признаков для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. Средние арифметические основных показателей физического развития(масса тела, окружность грудной клетки, мышечная сила рук) и их сигмы представляют так называемые стандарты физического развития. Однако существенным недостатком метода является изолированная оценка признаков вне их взаимосвязи. Метод процентильных шкал- когда по результатам математической обработки весь ряд делят на 100 частей. Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля — как средние и свыше 75 центиля — как выше средних. Использование этого метода позволяет избежать искажений результатов оценки показателей, имеющих асимметрию в распределении.Метод шкал регрессии-Для взаимосвязанной оценки показателей физического При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции связь длины тела с массой тела и окружностью грудной клетки. Далее строят оценочные таблицы, в которых наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков, (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение значений признаков — при обратной связи.Для оценки отклонений фактических величин от должных используется частная сигма регрессии массы тела и окружности грудной клетки. Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием.он позволяет дать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи. Кроме того, масса тела оценивается в зависимости лишь от длины тела и не учитывается влияние широтных размеров. Информативной и включающей в себя определение уровня биологического развития и степень гармоничности морфофункционального состояния является комплексная схема оценки физического развития, осуществляемая в два этапа. На первом этапе исследования устанавливают уровень биологического развития-Биологический возраст ребенка определяют по показателям длины тела стоя, прибавок длины тела за последний год, уровню оссификации скелета,изменению пропорций телосложения, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой менструации у девочек. Для этого используют таблицы, в которых представлены средние значения показателей биологического развития мальчиков и девочек по возрастам. Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному (паспортному).В возрасте до 1 года наиболее информативными показателями являются длина тела, прибавка длины тела за последний год, а также «костный возраст» (сроки оявления ядер окостенения скелета верхних и нижних конечностей). В раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, погодовые прибавки, количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно («зубной возраст»). В среднем школьном возрасте ведущими показателями являются длина тела, количество постоянных зубов, в старшем школьном возрасте — прибавка длины тела и степень развития вторичных половых признаков, возраст наступления менструаций у девочек. При определении количества постоянных зубов учитываются зубы всех степеней прорезывания — от четкого появления режущего края или жевательной поверхности над десной до полного сформировавшегося зуба. При проведении «Филиппинского теста» правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки при этом вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове. «Филиппинский тест» считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.
3.Рентгеновское отделение. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгенодиагностических отделений связаны с необходимостью обеспечить радиационную безопасность обслуживающего персонала и людей, находящихся в помещениях, куда может проникнуть рентгеновское излучение.Рентгеновское отделение предназначено для проведения медицинских рентгенологических исследований больных. Запрещается размещение рентгеновских отделений в жилых зданиях и детских учреждениях. Допускаются отдельные рентгенодиагностические кабинеты в приемных отделениях больниц на 400 коек и более, детских больниц на 300 коек и более и поликлинических отделениях на 720 посещений в смену и более. Рентгеновские отделения не должны быть проходными. Входы в них для больных стационара и поликлиники устраиваются раздельно. Предусматривается 1 кабинет на 200 коек в стационарах республиканских, краевых, областных больниц. В прочих больницах - 1 кабинет на 250 коек, в поликлиниках 1 кабинет на 400 посещений в смену.Окна процедурных рентгеновских кабинетов должны быть в стороне от основных корпусов больниц, жилых зданий и пешеходных путей.В зависимости от профиля структуры рентгеновских отделений предусматриваются ксеролаборатория, кабина для приготовления бария, фотолаборатория. При этом вход в фотолабораторию устраивают из комнаты управления или через ксеролабораторию. Радиологическое отделение. Радиологические отделения разрешается размещать в городах и других населенных пунктах при условии выполнения требований. Радиологические отделения следует размещать в отдельном здании или в одноэтажной части лечебно-профилактического учреждения. Радиологические отделения, в зависимости от характера используемых радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений, а также требований защиты, делятся на следующие группы: 10• помещения для лечебного применения закрытых источников излучения; • помещения для лечебного применения открытых источников излучения; • помещения для дистанционной лучевой терапии; • помещения (лаборатории) для радиоизотопной диагностики. Количество коек в палате при лечении радиоактивными источниками излучений не более 2. Если общая активность закрытых радиоактивных источников превышает 200 мг-экв-радия, то для них устраивается специальное хранилище. Для приема радиоактивных источников ионизирующих излучений и удаления радиоактивных отходов предусматривается отдельный наружный выход.Вход в процедурные, кабинет дистанционно-лучевой терапии, рентгенотерапии и внутриполостной аппаратурной гамматерапии должен быть через комнату управления. Для удаления жидких отходов (при ежедневном количестве 200 л) с удельной активностью, превышающей установленные величины, устраивается обязательно специальная канализация с очистными сооружениями.