Анализ лекарственных препаратов производных пиримидилтиазола, птеридина и изоаллоксазина
Цель занятия:
- Изучить физико-химические свойства и изучить качественные и количественные реакции на производные пиримидилтиазола, птеридина и изоаллоксазина на примере тиамина хлорида, фолиевой кислоты и рибофлавина, приобрести практические навыки и умения по выполнению их фармакопейного анализа и анализа ЛФ на их основе.
Задачи занятия:
- ответить на вопросы входного контроля;
- изучить физические и химические свойства лекарственных веществ, производных пиримидилтиазола, птеридина и изоаллоксазина;
- выполнить реакции их идентификации в соответствии с требованиями нормативной документации;
- провести анализ лекарственных препаратов согласно методикам соответствующей НД.
В процессе самоподготовки и на занятии студент должен приобрести следующие знания и умения:
Знать:
- формулы, латинские, международные, русские и химические названия лекарственных веществ, производных пиримидилтиазола, птеридина и изоаллоксазина применяемых в медицинской практике;
- физико-химические свойства и реакции идентификации соединений;
- методы испытания на чистоту лекарственных веществ (общие примеси, специфические примеси);
- методы количественного определения лекарственных веществ;
- условия хранения и применение в медицинской практике лекарственных веществ.
Уметь:
- проводить оценку доброкачественности лекарственных веществ, производных пиримидилтиазола, птеридина и изоаллоксазина;
- определять, идентичность производных пиримидилтиазола, птеридина и изоаллоксазина;
- проводить оценку количественного содержания производных пиримидилтиазола, птеридина и изоаллоксазина в субстанции и лекарственных формах.
Задание на занятие:
- провести общие реакции подлинности на лекарственные вещества производных пиримидилтиазола, птеридина и изоаллоксазина (тиамина хлорид, фолиевая кислота, рибофлавин);
- выполнить фармакопейный анализ лекарственной формы в соответствии с требованиями НД.
- по результатам проведенных испытаний оформить отчетную документацию.
Самостоятельная работа студентов
Задание I. Провести фармакопейные и нефармакопейные реакции подлинности.
Тиамина хлорид
1. 0,01 г препарата растворяют в 0,5 мл воды, добавляют 1 мл раствора калия феррицианида, 1 мл раствора гидроксида натрия, 5 мл н-бутилового или изоамилового спирта. Смесь хорошо встряхивают и дают отстояться. В верхнем (органическом слое) возникает наблюдаемая в УФ-свете синяя флюоресценция, исчезающая при подкислении и вновь возникающая при подщелачивании раствора (реакция образования тиохрома).
2. 0,03 г препарата растворяют в 3 мл воды. Раствор делят на две части. К одной из них прибавляют по 5 капель разведенной азотной кислоты и раствора серебра нитрата, образуется желтоватый творожистый осадок. К другой – 5 капель разведенной хлороводородной кислоты, 10 капель раствора хлорамина и 1 мл хлороформа, взбалтывают; хлороформный слой не должен иметь желтого окрашивания. 5 мл этого же раствора должны давать характерную реакцию на хлориды;
3. На два часовых или предметных стекла помещают по 5 мг препарата, 1-2 капли реактива Драгендорфа и раствора кислоты фосфорномолибденовой. Должно наблюдаться появление окрашенного осадка соответственно оранжевого и желтого цвета.
Фолиевая кислота.
1. 0,01 г препарата растворяют в 5 мл 0,1 моль/л раствора гидроксида натрия, приливают 5 мл 0,1 моль/л раствора хлористоводородной кислоты и 1 мл раствора калия перманганат, реакционную смесь помещают на 3 минуты на водяную баню с температурой 80 - 850С. После охлаждения приливают по каплям 0,2 мл раствора пероксида водорода и фильтруют. Фильтрат имеет голубую флюоресценцию в УФ-свете. (реакция образования 6-птеридилкарбоновой кислоты)
2. 0,01 г препарата взбалтывают в течение 2-3 минут с 1-1,5 мл 0,1 моль/л раствора гидроксида натрия и фильтруют; 1-2 капли фильтрата помещают на часовое стекло, прибавляют по 2 капли раствора солей металлов. Образуются осадки:
со свинца ацетатом – лимонно-желтый;
с кобальта нитратом – темно-желтый;
с серебра нитратом – желто-оранжевого;
с меди (II) сульфатом – зеленый;
с железа (III) хлоридом – красно-желтый.
3. К 0,005-0,01г препарата прибавляют 2-3 мл разведенной хлористоводородной кислоты и 0,1-0,2 г цинковой пыли. Через 2-3 минуты раствор фильтруют. К фильтрату добавляют 2-3 капли раствора натрия нитрита и 0,2-0,3 мл полученной смеси вливают в 1-2 мл щелочного раствора β-нафтола; появляется оранжево-красное окрашивание.
Рибофлавин.
1. 0,001 г препарата растворяют в 100 мл воды, раствор имеет яркую зеленовато-желтую окраску. При просматривании в УФ-свете обнаруживается интенсивная зеленая флюоресценция, исчезающая при добавлении разведенной хлористоводородной кислоты или раствора натрия гидроксида; при добавлении к раствору натрия гидросульфита исчезает и флуоресценция и окраска.
2. При добавлении к крупинке препарата 2-3 капель концентрированной серной кислоты появляется красное окрашивание, от прибавления нескольких капель воды окраска переходит в желтую.
3. При добавлении к крупинке препарата 3-4 капель раствора серебра нитрата образуется комплексное соединение оранжево-красного цвета.
4. К нескольким каплям 0,02% раствора рибофлавина прибавляют 1 каплю 0,1 моль/л раствора гидроксида натрия, 3-4 капли 0,25% раствора нингидрина и нагревают смесь до кипения; появляется зеленое окрашивание.
5. К 2-3 мл 0,02% раствора рибофлавина добавляют 0,1 г цинковой пыли и по каплям кислоту хлористоводородную до выделения пузырьков газа. Для ускорения реакции пробирку подогревают на кипящей водяной бане. Наблюдается обесцвечивание раствора препарата (реакция образования лейкофлавина).
Задание II. Провести анализ лекарственных форм.
Задание 2.1. Провести анализ лекарственной формы состава:
Тиамина хлорида – 0,005
Кислоты аскорбиновой – 0,1
Глюкозы – 0,2
Определение подлинности.
1. 0,2 г лекарственной формы растворяют в 0,5 мл воды, добавляют 1 мл раствора калия феррицианида, 1 мл раствора натра едкого, 0,5 мл хлороформа. Смесь хорошо встряхивают и дают отстояться. В верхнем (органическом слое) возникает наблюдаемая в УФ-свете синяя флюоресценция (рибофлавин)
2. 0,05 г лекарственной формы растворяют в 3 мл воды. К раствору прибавляют 1-2 капли раствора феррицианида и железа (III) хлорида; появляется синее окрашивание (аскорбиновая кислота)
3. К 0,01 г лекарственной формы прибавляют 0,01 г тимола, 5-6 капель концентрированной серной кислоты, 1-2 капли воды; появляется фиолетово-красное окрашивание (глюкоза).