Понятие о дисперсных системах. Виды дисперсных систем.
ЛЕКЦИЯ № 8
ТЕМА 1.5: « РАСТВОРЫ »
Мотивация занятия:
МОТИВАЦИЯ:
Растворы широко применяются в различных сферах деятельности человека. Они имеют большое значение для живых организмов. Человек, животные и растения усваивают питательные вещества в виде растворов. Сложные физико-химические процессы в организмах человека, животных и растений протекают в растворах. Растворами являются физиологические жидкости - плазма крови, лимфа, желудочный сок и др. В медицине применяются водные растворы солей, которые по составу соответствуют плазме крови. Эти растворы называются физиологическими. Их вводят в кровь при некоторых заболеваниях. Многие медицинские препараты являются растворами различных химических веществ в воде и спирте. При лечении различных заболеваний применяют минеральные воды, которые представляют собой растворы углекислого газа, сероводорода, соединений железа, брома, иода и др. веществ.
В различных производственных и биологических процессах большую роль играют растворы электролитов. Свойства этих растворов объясняет теория электролитической диссоциации. Знания данной теории являются основой для изучения свойств неорганических и органических соединений, для глубокого понимания механизма химических реакций в растворах электролитов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ:
1.Приведите примеры жидких, твердых и газообразных растворов.
2.Какой раствор называется концентрированным?
З.Какой раствор называется разбавленным?
4.Что такое кристаллогидраты?
5.Какой тип связи в молекуле воды?
б.Как можно разделить механическую смесь?
7.Чем определяется основность кислоты?
8.Чем определяется кислотность основания?
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Фармацевт должен обладать общими компетенциями,включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и. нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность. .
ОК 4. Осуществлять поиск и. использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься' самообразованием, осознанно
планировать повышение своей квалификации.
- .
Фармацевт должен' обладать профессиональными
компетенциями,соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
.
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля
лекарственных средств.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Понятие о дисперсных системах. Виды дисперсных систем:
а) грубодисперсные системы (суспензии и эмульсии)
б) коллоидные растворы
в) истинные растворы
2. Понятие о растворимом веществе и растворителе.
Гидратная теория растворов Д.И. Менделеева
3. Виды растворов
4. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента.
Понятие о дисперсных системах. Виды дисперсных систем.
В природе и технике широко распространены дисперсные системы.
Если одно вещество мелко раздроблено и равномерно распределено в другом веществе, возникает дисперсная система.
Раздробленное вещество называется дисперсной фазой, а вещество, в котором распределена дисперсная фаза – дисперсионной средой.
В зависимости от агрегатного состояния дисперсной фазы и дисперсионной среды различают девять типов дисперсных систем:
фаза среда Г + Г Ж + Г Т + Г | фаза среда Г + Ж Ж + Ж Т + Ж | фаза среда Г + Т Ж + Т Т + Т |
Наибольшее значение для химии имеют дисперсные системы, в которых средой является жидкость.
Свойства дисперсных систем, в первую очередь их устойчивость, сильно зависят от размеров распределяемых частиц.
Если распределенные частицы очень велики по сравнению с молекулами, дисперсные системы непрочны и распределенное вещество быстро оседает (седиментирует) или, если оно удельно легче вещества среды, поднимается вверх.
Подобные малоустойчивые дисперсные системы со сравнительно крупными распределенными частицами (размер частиц 10-5 – 10-7 м) называются взвесями.
В зависимости от агрегатного состояния дисперсной фазы взвеси могут быть подразделены на суспензии (дисперсная фаза твердая, дисперсионная среда – жидкая) и эмульсии (жидкая и дисперсная фаза и дисперсионная среда).
Если в растворе размер дисперсной фазы равен 10-7 – 10-9 м, то такие растворы называются коллоидными.
Коллоиды занимают промежуточное положение между грубодисперсными системами и истинными растворами.
Большое значение имеют коллоидные растворы для биологии и медицины.
В состав любого живого организма входят твердые, жидкие и газообразные вещества, находящиеся в сложнейших взаимоотношениях друг с другом и окружающей средой. Цитоплазма клеток обладает свойствами, характерными как для жидких, так и студнеобразных веществ.
С химической точки зрения организм в целом – это сложная совокупность многих коллоидных систем, включающих в себя и жидкие коллоиды, и гели.
Важнейшими типами коллоидных систем являются золи и гели.
Золи – это коллоидные системы, в которых дисперсионной средой является жидкость, а дисперсной фазой – твердое вещество.
Укрупнение коллоидных частиц – коагуляция, а выпадение их в осадок – седиментация.
Гели – особое студнеобразное коллоидное состояние. Дисперсная фаза и дисперсионная среда меняются ролями. Твердая фаза становится непрерывной, а частички жидкости – изолированными.
Дисперсная система теряет свою текучесть, приобретая новые механические свойства (пример: зефир, холодец). При нагревании гель может вновь превратиться в золь.
Если распределенное вещество находится в виде отдельных молекул (размер дисперсной фазы менее 10-9 м), системы получаются вполне устойчивые, не разделяющиеся при сколь угодно долгом стоянии.
Такие системы называются молекулярными или истинными растворами.
Кратко:
Дисперсные системы | ||||
10-9 м молекулярные или истинные | 10-7 м коллоидные растворы | 10-5 м взвеси: суспензии (твердые в жидк.), эмульсии (жидк. в жидком) | ||
электролиты | неэлектролиты | золи | гели |
Выводы:
1.Если одно вещество мелко раздроблено и равномерно распределено в другом веществе, возникает дисперсная система.
Раздробленное вещество называется дисперсной фазой, а вещество, в котором распределена дисперсная фаза – дисперсионной средой.
2.Свойства дисперсных систем, в первую очередь их устойчивость, сильно зависят от размеров распределяемых частиц.
Классификация дисперсных систем в зависимости от размера дисперсной фазы:
Дисперсные системы | ||||
10-9 м молекулярные или истинные | 10-7 м коллоидные растворы | 10-5 м взвеси: суспензии (твердые в жидк.), эмульсии (жидк. в жидком) | ||
электролиты | неэлектролиты | золи | гели |
3.Укрупнение коллоидных частиц – коагуляция, а выпадение их в осадок – седиментация.