Идентификационная экспертиза

1. Определение идентификационной экспертизы, виды.

2. Перечень вопросов, задаваемых эксперту при назначении идентификационных экспертиз в таможенных целях.

В толковом словаре термин «идентификация» определяется как «отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо». Согласно ГОСТ Р 51293-99 «Идентификация продукции. Общие положения» идентификация продукции – это установление соответствия конкретной продукции образцу / или его описанию. В соответствии с руководством ИСО/МЭК под идентификацией понимается подтверждение соответствия подлинности продукции наименованию, указанному в маркировке.

При проведении таможенной экспертизы идентификационная экспертиза является основополагающей, и перечень экспертиз начинается именно с нее. В данном случае идентификационная экспертиза связана с установлением физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно таможенным органам идентифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (ст. 143 ТК ТС).

В рамках товарной экспертизы идентификация рассматривается как деятельность по установлению соответствия объектов требованиям нормативных, технических документов и информации об объектах, содержащейся в прилагаемых к ней документах и на этикетках.

Идентификация проводится путем:

a) анализа и проверки документации;

b) визуального осмотра образца продукции;

c) проведения испытаний образца продукции.

Последовательность этапов идентификации товаров
Этапы Последовательность операций
1. предварительная идентификация 1. Изучение и анализ документов, маркировки. 2. Первоначальный общий осмотр: - упаковки; - индивидуальной тары; - содержимого; - самого товара. 3. Выделение соответствующих и несоответствующих характеристик. 4. Использование в определении характеристик органолептических и экспресс-методов. 5. Определение показателей для испытаний физико-химическими и др. методами
2. Заключительная идентификация 1. Анализ данных испытаний 2. Заключительный полный анализ
3. Составление заключения Заключение о соответствии (несоответствии)  
Методы идентификации товаров:

1) органолептический метод – продукцию идентифицируют по наименованию, виду (назначению), ее тождественности и характерным признакам, свойственным определяемому виду продукции, в соответствии со стандартами и технической документацией;

2) инструментальный метод – предусматривает проведение испытаний продукции в соответствии с утвержденным перечнем международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов государств-членов Таможенного союза, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

В зависимости от назначения различают следующие виды идентификации:

− Ассортиментная (видовая) идентификация – установление соответствия вида (разновидности) товара по ассортиментной принадлежности, наименованию, указанному в маркировке или другой информации на товаре. Видовая идентификация служит одновременно методом выявления несоответствия, что определяется как фальсификация товара;

− Групповая идентификация − установление тождественности оцениваемого товара с товарами однородной группы и/или подгрупп. Для этого подвида идентификации в качестве идентифицирующих критериев выбираются чаще всего показатели функционального назначения

− Идентификация страны происхождения товара − установление его принадлежности к товарам, производимым в определенной стране. Идентифицирующими признаками могут служить реквизиты в товаросопроводительных документах и/или на маркировке товара, но в отдельных случаях и эти сведения могут быть фальсифицированы. Поэтому для каждого вида, а иногда и наименования экспертам очень важно знать, по каким специфичным показателям можно осуществлять идентификацию. Иной раз бывает достаточно внешнего вида товара или оригинальной упаковки. В других случаях идентификация страны происхождения проводится по изготовителю, и тогда применяются идентифицирующие признаки, характерные для марочной идентификации.

− Марочная идентификация − установление подлинности товара определенной торговой марки и/или ее модификаций. Здесь применяют специфичные признаки, характерные только для товаров конкретной торговой марки и определенного изготовителя. Сложность заключается в том, что идентифицирующие признаки подлинности торговой марки являются, как правило, коммерческой тайной и недоступны получателям, контролерам, экспертам и другим заинтересованным, но сторонним лицам. Поэтому для проведения экспертизы необходимо иметь от изготовителя подлинные образцы или приобретать их в фирменных магазинах, магазинах, имеющих прямую поставку с предприятия-изготовителя.

− Качественная идентификация – устанавливает соответствия показателей качества экспертируемого товара требованиям, предусмотренным нормативной документацией. В это случае чаще прибегают к измерительным методами исследования, тогда как при ассортиментной идентификации приоритетным являются органолептические или экспресс методы.

− Товарно-партионная идентификация – устанавливает принадлежность единичных экземпляров или совокупных упаковочных единиц (объединенной пробы, среднего образца) к определенной товарной партии. Целью такой идентификации является обеспечение прослеживаемости местонахождения товарной партии и/или входящих в ее состав единичных экземпляров либо совокупных упаковок.

− Квалиметрическая идентификация товаров − определение тождественности их потребительских свойств и показателей качества установленным требованиям нормативных документов, и/или описаниям, и/или образцам. На потребительские свойства и показатели существенное влияние оказывают формирующие факторы (компонентный состав сырья, рецептура, конструкция, технологические процессы). Кроме абсолютных значений показателей качества, при идентификации устанавливают и относительные значения по шкале интервалов (соответствие несоответствие) или отношений (уровень качества). В зависимости от этих критериев различают следующие подвиды квалиметрической идентификации: компонентная, рецептурная, конструкционная, технологическая, категорийная.

− Комплектная идентификация − установление соответствия комплекта перечню комплектующих изделий, указанных в эксплуатационных документах и/или во вкладышах, а также принадлежности отдельных комплектующих изделий к конкретному комплекту.

− Информационная идентификация − установление достоверности товарной информации, указанной в товаросопроводительных документах, и/или маркировке, и/или иных носителях информации.

ПЕРЕЧЕНЬТИПОВЫХ ВОПРОСОВ, ЗАДАВАЕМЫХ ЭКСПЕРТУ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ЭКСПЕРТИЗ И ИССЛЕДОВАНИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЯХ(ПО ПРИОРИТЕТНЫМ ГРУППАМ ТОВАРОВ) 1. Вопросы, решаемые при исследовании нефтепродуктов, горючесмазочных материалов и легковоспламеняющихся жидкостей:− является ли представленное на исследование вещество нефтепродуктом;− к какой группе, марке продукции относится исследуемое вещество;− каково октановое число бензина;− каково основное назначение исследуемого вещества;− относится ли представленная на исследование жидкость к группе легковоспламеняющихся жидкостей.2. Вопросы, решаемые при исследовании химических соединений:− содержит ли вещество этиловый спирт и денатурирующие добавки;− какова удельная радиоактивность вещества;− является ли вещество агрессивным, легковоспламеняющимся, взрывчатым;− является ли вещество наркотическим средством, если да, то каким именно;− является ли вещество психотропным, сильнодействующим или ядовитым, если да, то каким именно;− каково количество наркотического средства, сильнодействующего или ядовитого вещества;− является ли вещество озоноразрушающим;− относится ли вещество к опасным отходам;− определить способ уничтожения вещества.3. Вопросы, решаемые при исследовании спиртосодержащих жидкостей:− каково содержание спирта в исследуемом товаре;− содержит ли жидкость денатурирующие добавки, если да, то какие и в какой концентрации;− содержит ли жидкость душистые вещества, ароматизаторы и другие добавки и каково их количество;− содержит ли жидкость антиобледенительные добавки.4. Вопросы, решаемые при исследовании лакокрасочных материалов:− определить химический состав и принадлежность товара к лакокрасочным материалам;− каков вид и тип лакокрасочного материала, представленного на исследование.5. Вопросы, решаемые при исследовании полимерных материалов и изделий из них:− каков химический состав исследуемого вещества, относится ли оно к пластикам и полимерам;− к какому типу, виду, марке относится полимер;− каково содержание основного вещества в изделии;− определить соотношение сополимеров в исследуемом товаре.6. Вопросы, решаемые при исследовании бумаги и изделий из нее:− идентифицировать бумагу по физико-химическим показателям;− определить состав покрытия и основы изделия;− определить наличие пропитывающего состава изделия и его предназначение.7. Вопросы, решаемые при исследовании текстильных материалов и текстильных изделий:− определить разрывную нагрузку и линейную плотность химических нитей;− идентифицировать полимерную основу химических нитей;− определить линейную плотность и размер поперечного сечения мононити;− определить содержание текстурированных полиэфирных нитей и искусственных комплексных нитей в тканях;− определить способ получения текстильного материала и его содержание в изделии;− определить наличие и состав покрывающего слоя и пропитывающих веществ в изделии;− определить потребительские качества и оптовую рыночную стоимость (цену) товара.8. Вопросы, решаемые при исследовании драгоценных металлов, сплавов и изделий из них:− содержит ли изделие драгоценные металлы и какие;− является ли исследуемый предмет валютной ценностью;− каково процентное содержание драгоценного металла, к какой пробе он относится;− является ли камень природным, искусственным (синтетическим), реконструированным ограненным или неограненным, драгоценным, полудрагоценным или поделочным;− каков вес содержащихся в изделии драгоценных металлов и драгоценных камней;− относится ли изделие к художественно-культурным или историческим ценностям;− какова скупочная и рыночная стоимость изделия, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни.9. Вопросы, решаемые при исследовании металлов, сплавов, изделий из них:− из какого металла (сплава) изготовлен предмет, представленный на исследование;− какова марка исследуемого металла (сплава);− является ли представленный на исследование металл (сплав) драгоценным, если да, то каково в нем количественное содержание компонентов;− имеется ли на представленном объекте металлическое покрытие, если да, то каков его химический состав и назначение;− относится ли металл (сплав) к товарам, экспорт которых лицензируется, если да, то под действие какого нормативного документа ГТК России он подпадает.10. Вопросы, решаемые при исследовании автотранспортных средств, машин и механизмов:− определить объем двигателя автотранспортного средства;− установить дату изготовления автотранспортного средства;− определить стоимость автомобиля в стране происхождения с учетом эксплуатации и имеющихся дефектов;− относится ли автомобиль к специальным транспортным средствам (для нужд медицинской помощи, пожарной охраны и т.п.);− относится ли изделие к товарам, экспорт которых лицензируется, если да, то под действие какого нормативного документа ГТК России оно подпадает;− является ли данный товар научно-исследовательским или технологическим оборудованием;− соответствует ли страна происхождения товара заявленной;

определить потребительские качества и оптовую рыночную стоимость (цену).

Наши рекомендации