Тема 1. Естествознание и его место в современной системе знаний

Студент должен

знать:

1. Понятие естествознания. Система наук о природе.

2. Эволюция естественнонаучной картины мира.

3. Сущность научного мировоззрения и метода.

4. Общественные, гуманитарные и естественные науки.

уметь давать определение понятиям:естествознание, наука, эволюция.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): определение естествознания как науки, естественнонаучные признаки взаимосвязи наук о природе, комплексность современного естествознания.

Тема 2. Критерии научного знания.

Студент должен

знать:

1. Системность. Теоретичность. Рациональность.

2. Псевдонауки.

уметь давать определение понятиям:система, псевдонаука, рациональное знание.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): научная картина мира. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия. Естественные науки.

Тема 3. Уровни и методы научного познания.

Студент должен

знать:

1. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель. Теория.

2. Принципы научных исследований.

3.Характеристика общих, частных и особенных методов научного познания.

уметь давать определение понятиям:метод познания, эксперимент, гипотеза, модель.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Основные методы научного исследования. Эмпирический и теоретический уровни знания. Эмпирические и теоретические методы науки. Определение основных эмпирических методов: Наблюдение. Описание. Сравнение. Определение основных эмпирических методов: Моделирование. Измерение. Эксперимент. Определение основных теоретических методов: Аксиоматизация. Аналогия. Анализ. Синтез. Определение основных теоретических методов: Индукция. Дедукция. Математизация. Определение основных теоретических методов: Абстрагирование. Классификация.

Тема 4. Системный подход в естествознании.

Студент должен

знать:

1. Горизонтальные и вертикальные связи. Виды систем.

2. Эволюция синергетики.

уметь давать определение понятиям:система, синергетика.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Основы научной деятельности. Главные компоненты естественнонаучных исследований. Наука - сфера человеческой деятельности. Основные критерии (показателями, характеристиками) научной деятельности. Завершающий этап любой научной деятельности.

Тема 5. Исторические этапы развития естествознания.

Студент должен

знать:

1. Доклассический период развития естествознания.

2. Классический этап.

3. Современность.

уметь давать определение понятиям:история, историческое развитие.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Объективные законы природы – основа естествознания. Естественнонаучная картина мира. Системность. Самоорганизация. Эволюционизм. Историчность.

Тема 6. Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, определяющие современные знания о мире.

Студент должен

знать:

1. Развитие естествознания в эпоху классической античности.

2. Познание природы в эпоху Средневековья. Создание классической механики Ньютона – первой естественнонаучной фундаментальной теории. Теория Эйнштейна.

3. Квантово-полевая картина мира.

уметь давать определение понятиям:механика, картина мира.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия. Естественные науки. Физика – объединяющее понятие наук о природе. Двойственность термина «Естествознание». Естествознание – наука о природе, как о единой целостности. Естествознание – система наук о природе.

Тема 7. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной.

Микромир, макромир, мегамир и их пространственно-временные характеристики.

Студент должен

знать:

1. Развитие представлений о пространстве и времени.

2. Характеристика объектов микромира, макромира, мегамира.

уметь давать определение понятиям:микромир, макромир, мегамир, пространство, время.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Объективные законы природы, как основа естественнонаучной картины мира. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон отрицания отрицания. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон сохранения энергии, как объективный закон природы. Закон (явление) резонанса. Закон причинно - следственных связей. Закон (состояние) неравновесного равновесия. Закон (принцип) действия и противодействия. Закон (принцип) обратной связи. Закон корпускулярно-волнового дуализма.

Наши рекомендации