Глава 1. Факторы, влияющие на сцепные качества покрытий автомобильных дорог

Реферат

по химии

на тему:

Реагенты для дорог: как повысить коэффициент сцепления

Санкт-Петербург

Оглавление

1. Введение 3

2. Глава 1. Факторы, влияющие на сцепные качества покрытий автомобильных дорог 6

3. Глава 2. Какие противогололедные материалы позволяют достичь необходимого коэффициента сцепления колес с дорогой? 9

4. Глава 3. Фрикционные материалы как средство повышения коэффициента сцепления колес с дорогой. 15

5. Заключение 18

6. Список использованной литературы 19

Введение

По данным сайта Госавтоинспекции количество автомобилей, зарегистрированных в органах ГИБДД России, на начало 2016 года составило 56,6 млн. В среднем каждый год эта цифра возрастает на 1,5 млн единиц. А значит, дорожная ситуация становится все более и более напряженной.

При этом, по данным ГИБДД, более половины ДТП происходят из-за неудовлетворительных дорожных условий (НДУ). Зимой это, как правило, наличие гололеда, снежного наката. В январе-феврале 2016 года комитет по благоустройству Санкт-Петербурга принял решение убирать улицы без использования химических средств, только механическим и фрикционным способом (использование песко-соляной смеси с содержанием соли 5%). Согласно официальным данным УГИБДД по Ленинградской области и Санкт-Петербургу за январь и февраль 2016 года число ДТП из-за НДУ выросло на 75,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество погибших в этих авариях увеличилось на 61,5%, раненых - на 76,4%. Рост числа ДТП зафиксирован и на пешеходных переходах.

По данным МВД РФ число аварий из-за гололеда на дорогах Санкт-Петербурга зимой 2015 года выросло в 3 раза по сравнению с 2014 годом. А в январе и феврале 2016 по причине неудовлетворительных условий на дорогах произошло в два раза больше ДТП, чем за всю зиму 2015 года (см. Таблицу).

Таблица Количество аварий, произошедших в связи с гололедицей, в городе Санкт-Петербурге по данным МВД РФ

  Янв-фев 2016
ДТП из-за гололедицы
Погибло
Ранено

Данная ситуация объясняется тем, что механический и фрикционный способ являются неэффективными для борьбы с гололедом.

Во-первых, молекулярные связи льда с покрытием являются более сильными, чем молекул льда между собой, поэтому при механическом воздействии часть льда отделяется, но слой, связанный с покрытием, остается.

Во-вторых, из-за перепадов температур на дороге происходит образование очень тонкого в 2-3 мм слоя льда, который невозможно убрать механическим способом. Фрикционные материалы являются инертными веществами, которые не вступают в реакцию со льдом и не плавят их, а значит, не обеспечивают нормативного сцепления колес с дорогой.

В этой связи необходимы химические реагенты для дорог, которые обеспечат плавление снежно-ледовых отложений и как следствие, надежное сцепление колес автомобильных средств с покрытием.

Цель данного реферата: выяснить, какие противогололедные реагенты необходимо применять, чтобы коэффициент сцепления колес с дорогой достигал установленной в Российской Федерации нормы (согласно ГОСТу 50597-93 коэффициент должен быть не менее 0,3).

Задачи:

  • установить факторы, влияющие на сцепные качества покрытий автомобильных дорог;
  • выявить противогололедные материалы, которые целесообразно использовать для борьбы со льдом на автодорогах.

Данный реферат состоит из введения, основной части (включающей в себя три главы), заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Факторы, влияющие на сцепные качества покрытий автомобильных дорог

Значительное влияние на безопасность движения транспортных средств оказывают сцепные качества покрытий автомобильных дорог. На коэффициент сцепления влияют, в свою очередь, такие показатели, как ровность и шероховатость дорожного покрытия.

Коэффициент сцепления φ представляет собой отношение максимально возможного на данном участке дороги значения силы сцепления между шинами транспортного средства и поверхностью дороги Рсц к весу этого транспортного средства Ga:

Глава 1. Факторы, влияющие на сцепные качества покрытий автомобильных дорог - student2.ru

Величина эта главным образом зависит от покрытия и состояния дороги (см. Таблицу 1), а также от скорости движения.

Таблица 1Значения коэффициента сцепления в зависимости от состояния и вида дорожного покрытия

Глава 1. Факторы, влияющие на сцепные качества покрытий автомобильных дорог - student2.ru

Глава 1. Факторы, влияющие на сцепные качества покрытий автомобильных дорог - student2.ru

Также существенное влияние на величину коэффициента сцепления оказывают: состояние протекторов шин, давление в шинах, температура окружающей среды и ряд других неподдающихся учету факторов.

Кроме того, к факторам, изменяющим коэффициент сцепления, относятся:

  • неровности дороги (увеличивают частоту вертикальной нагрузки – φ снижается);
  • пропитка вяжущими материалами поверхности дорог (избыток вяжущих материалов делает поверхность скользкой, в жаркую погоду вяжущий материал размягчается, выступает на поверхность дороги, при этом φ уменьшается);
  • увлажнение покрытия (в начале дождя φ уменьшается из-за того, что влага, дорожная пыль, частицы резины, капли нефтепродуктов образуют жидкую грязь, по которой скользят колеса);
  • продолжительность эксплуатации дорожного покрытия (при увеличении срока эксплуатации покрытия φ уменьшается из-за уменьшения шероховатости);
  • замасливание поверхности дороги (замасливание дороги нефтепродуктами резко снижает φ);
  • увеличение нагрузки на колесо (на твердых покрытиях дорог при увеличении нагрузки φ снижается).

Итак, определяющим для коэффициента сцепления фактором является состояние дорожного покрытия. А на него в зимний период влияет то, какие именно реагенты для дорог используются для борьбы с наледью и накатом. Этот вопрос будет рассмотрен подробнее в следующей главе.

Наши рекомендации