Практическая работа № 9 . Определение параметров штабеля генерального груза.
Теоретическая часть.
Назначение портовых складов – хранение грузов с момента их прибытия на одном виде транспорта до погрузки на судно (или наоборот).
При решении задач оптимального использования складских площадей, определении оптимальной формы и размеров штабелей груза, используют ряд показателей, которые наиболее существенны при хранении генеральных грузов.
Полезная площадь склада (крытого или открытого) Fпол – общая площадь (площадка) выделенная для хранение груза за вычетом площади, занятой строительными конструкциями, служебными помещениями, стационарным оборудованием, дорогами и путями.
Полезная площадь включает в себя площадь непосредственно занятую грузом, площадь проездов, разрывов между штабелями, проходов между штабелями и стенками складов (рис. 1)
Рис. 1 Схема размещения штабелей груза.
Итак, Fпол = Fг + Fпр + Fр + Fп , (1)
где : Fг - площадь непосредственно занятая грузом, м2;
Fпр – площадь проездов, м2 . Ширина проездов устанавливается исходя из габаритов техники работающей на складе или заезжающей в склад под погрузку/выгрузку грузов;
Fр – площадь разрывов между штабелями, м2. Габариты разрыва определяет радиус поворота погрузчика, используемого для формирования штабеля;
Fп – площадь проходов между штабелями и стенками крытого склада. Ширина прохода обычно составляет 0,5 метра.
Отношение площади, занятой штабелями груза Fг к полезной площади Fпол называется коэффициентом использования полезной площади склада, kf :
kf = (2)
При эффективном использовании складских площадей значение коэффициента должно стремиться к еденице, т.е. полезная площадь склада Fп должна быть максимально занята грузом. Форма и размеры штабелей, количество и ширина проездов и разрывов должны быть разумными и достаточными для выполнения эксплуатационных задач.
Размеры штабеля генерального груза определяются количеством груза в партии. Это положение особенно важно тогда, когда груз складируется по отдельной спецификации, поконосаментно или вагонными партиями.
Определенную роль играет и вид упаковки груза и форма грузовых мест. В Справочной литературе (3) показаны методы складирования некоторых видов металлопроката.
Укладка ящичных и мешочных грузов в целях устойчивости штабеля требует достаточную площадь опоры или снижение высоты штабелирования, что приводит к недостаточному использованию вместимости склада.
В таких случаях формирование штабеля производят «с уступом». Если число ярусов в штабеле больше 3-х ,то следующий ярус укладывают с уступом (рис. 2).
Число ярусов в последующих уступах также не должно превышать 3. По ширине уступ производят на половину грузового места, по длине – на целое грузовое место. Рис. 2 Укладка мест «уступом»
Высота штабелирования ограничивается рядом условий :
а) Прочность тары.
Для большинства генеральных грузов прочность жесткой тары
обеспечивает высоту укладки в пределах 4- 5 метров. Правилами безопасной морской перевозки пакетированных грузов рекомендована высота штабелирования в значениях, указанных в Приложении №2.
Высота штабелирования (Нтары) при этом принимается как произведение высоты грузового места на количество ярусов в штабеле.
Важно : при определении общей высоты штабеля необходимо помнить, что многие виды тары и упаковки генерального груза требуют применения сепарации между первым ярусом и основанием склада (как правило брус толщиной 0,1-0,15 м или доска толщиной 0,05 м) и между каждыми последующими ярусами (доска толщиной 0,025 – 0,05 м). Общая толщина используемой сепарации должна учитываться в расчетах высоты штабеля.
б) Возможности перегрузочной техники, Нм.
Если высота подъема груза указана на вилах, то высота штабеля исходя из возможностей перегрузочной техники - Нмрассчитывается по формуле:
Hм = Hв + hгм, (3)
где Нв - максимальная высота подъема вил погрузчика, указанная на вилах,
h гм – высота грузового места.
в) Физико-химические свойства грузов. В случае ограничений по высоте складирования по причине особых физико-химических свойств грузов, на маркировке грузового места указан либо полный запрет на укладку второго яруса на грузовое место, либо ограничение по количеству ярусов (рис.3.)
рис.3 Манипуляционные
знаки Высота штабеля в этом случае Нфх определяется исходя из высоты одного грузового места или нескольких по количеству ярусов.
г) Требования техники безопасности.
В соответствии с требованиями техники безопасности и охраны труда на открытых складских площадях высота складирования ограничена 6 метрами, т.е высота штабеля при данных требованиях - Нтб не должна быть более 6 метров.
При превышении высоты складирования стропальщики, работающие на штабеле, должны иметь страховочные крепления.
д) Высота склада. Высота штабеля исходя из высоты склада – Нс , м рассчитывается по формуле :
Нс = Нс’- 0.5 , (4)
где Нс’ - расстояние от пола до перекрытий потолка склада (или до осветительных люстр), м.;
е) Техническая норма нагрузки на пол склада - р т , т/м2 ,
Количество грузовых мест по высоте исходя из технической нагрузки на пол склада равно:
m тех = p т / p у, (5)
где p т - техническая норма нагрузки на пол склада, т/м2 .
р у – удельная нагрузка создаваемая одним пакетом. т/м2
Высота укладки груза Hт , исходя из технической нагрузки на пол склада, рассчитывается по формуле:
Hт = m тех * h гм, (6)
.
В первом приближении высоту штабеля можно определить по формуле:
Ншт = min{Нтары; Нм; Нф.х.; Hтб; Hт} (7)
Количество грузовых мест по высоте равно:
mh = E{Ншт/h гм} , (8)
- где Е - целая часть числа в фигурных скобках уравнения (7)
Высота штабеля равна:
Н = m h * h гм + высота сепарации (если используется) (9)
Ширина штабеля не может быть менее 2–х пакетов. Пакеты укладываются длинной стороной поперек штабеля.
Ширина штабеля В шт определяется по формуле :
В шт = m * b * kl, (10)
Где : m – количество мест по ширине штабеля,
b –ширина места, м
kl – коэф. линейной укладки ( для пакетированных грузов = 1,15)
Длина штабеля рассчитывается по аналогичной формуле.
И тогда получаем площадь занятую грузом :
F г = L шт * В шт. (11)
Площадь склада относящаяся к штабелю определяем по формуле (1) :
Fпол шт = Fг + Fпр + Fр + Fп ,
где : Fг - площадь непосредственно занятая грузом, м2;
Fпр – площадь проездов, м2 ;
Fр – площадь разрывов между штабелями, м2;
Fп – площадь проходов между штабелями и стенками крытого склада, м2;
Ширина проезда необходимая для разворота погрузчика на 90 градусов выписывается из технических характеристик погрузчика или определяется по формуле :
В прз = r + а + l + c, (12)
где : r – наружный радиус поворота погрузчика, м,
а – расстояние от передней оси погрузчика до вертикальной полки вилки,
l – длина паллета,
с – минимальное пространство между погрузчиком и штабелем (0,15 – 0,2 м),
Ширина необходимая для разьезда двух погрузчиков определяется :
В пр = 2D + 3с, (13)
где : D – габаритная ширина погрузчика.
Ширина проезда принимается большей из двух полученных величин.
Площади проезда, прохода и разрыва исходя из схемы размещения штабелей груза указанного на рис. 1, рассчитываются по формулам :
Fпр = 0,5 В пр (Вп + В шт + 0,5В р) (14)
F п = В п (L шт + В п) + (В шт * В п ) (15)
F р = 0,5 В р (L шт + В п ) (16)
Количество полезной площади склада, необходимой для размещения всей предьявленной партии груза, определяют следующим образом :
F пол = m шт.* F пол.шт, (17)
где : N шт – количество штабелей получаемое в результате укладки всей партии груза,
N шт = Q \ Q шт, (18)
где :
Q – общий вес заявленной партии груза, т
Q шт – вес груза в штабеле. т
Q шт = m шт * q гм , (19)
где :
m шт – количество грузовых мест в штабеле
q гм – вес грузового места, т.
Исходя из необходимой полезной площади штабеля и эффективной схемы размещения штабелей груза всей заявленной партии на территории склада (для открытых складов) графическим путем определяют размеры склада, его ширину и высоту.
Эксплуатационная нагрузка p э т/м2, создаваемая данным грузов в данном складе определяется по формуле :
p э = m h * p у, (20)
где : m h – количество пакетов по высоте,
p у – удельная нагрузка на пол склада от одного грузового места, т/м2 .
Внимание !!! Эксплуатационная нагрузка не должна превышать допустимую техническую нагрузку на пол склада.
Валовая нагрузка рассчитывается по формуле : р в = Kf * рэ. (21)
Вместимость склада Е, т должна быть не меньше количества груза подлежащего хранению, т.е. Е > = Q :
Е скл.т = Q = pэ * kf * F пол, (22)
В случае нехватки собственных складских площадей, порт арендует дополнительные склады или организовывает хранение груза «на колесах», что не всегда экономически эффективно.
Расчетная часть.
Расчеты необходимо выполнить для каждого исходного груза и выбранного склада. Исходные данные для выполнения работы приведены в приложении 1.
Целью работы является закрепление полученных теоретических знаний, выработка навыков по их применению и выполнению расчетов прикладного характера в области оптимизации загрузки складов.