Этапы аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы включают следующие этапы:

поиск пострадавших;

деблокирование пострадавших;

оказание пострадавшим первой медицинской помощи;

эвакуация пострадавших из зон опасностей (мест блокирования) на пункт сбора.

Поиск пострадавших представляет собой совокупность действий спасателей, направленных на обнаружение, выявление местонахождения и состояния людей, установление с ними связи и определение видов и объемов необходимой помощи.

Деблокирование пострадавших есть совокупность организационных мероприятий и технологических операций, выполняемых спасателями с целью доступа к пострадавшим, извлечения из мест блокирования, организации путей их эвакуации.

Первая медицинская помощь оказывается пострадавшим на месте их деблокирования с целью спасения жизни пострадавших путем устранения воздействия поражающих факторов и приведения пострадавшего в состояние, позволяющее осуществлять эвакуацию из опасной зоны. Оказание медицинской помощи в ряде случаев производят на пункте сбора пострадавших после их эвакуации.

Эвакуация пострадавших из мест блокирования заключается в организованной и быстрой доставке пострадавших в безопасные места, на пункты сбора или лечебные учреждения.

2. Планирование мероприятий по ПиЛ ЧС: сущность, содержание и направления планирования, предъявляемые требования, уровни планирования, законодательная и нормативная правовая основа для планирования, основной планирующий документ

Планирование МП РСЧС. Все ЧС возникают неожиданно. В системе РСЧС создана и функционирует стройная система и методика планирования системы РСЧС. Основой планирования является ФЗ №68-ФЗ и положение об РСЧС кот. определяет полномочия всех органов власти и организаций по планированию мероприятий. Главное при планировании состоит в том, чтобы требования законодательных и др. нормативно-правовых документов нашли полное отражение планов действий по ПиЛ ЧС. Планирование МП РСЧС осуществляется по двум направлениям по ПиЛ ЧС. Планирование МП по ПиЛ ЧС осуществляется в период заблаговременной подготовки. Организуется и проводится под руководством руководителей ОИВС и руководителей организаций. Сущность планирования заключается в определении необходимого перечня МП по предупреждению и действии по ЛЧС, последовательности, способов и сроков их выполнения и исполнителей.

Планирование- детальная разработка последовательности выполнения силами РСЧС, поставленных задач, распределение их усилий по направлениям, взаимодействия всех видов обеспечения и управления. Основным планирующим документом является план действий по ПиЛ ЧС ПТГХ, который разрабатывается на всех уровнях, во всех подсистемах и звеньях РСЧС и организациях. Планы разрабатываются на основе риска возникновения ЧС и тщательного прогноза вариантов возможной обстановки. Планы предусматривают объёмы, сроки, порядок выполнения МП по предупреждению или снижению последствий техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также по ЗНТ, материальных и культурных ценностей, проведению АСДНР при возникновении ЧС, определяют привлекаемые для этого СиС, порядок и способы их действий.

К основным требованиям предъявляемым к планированию относятся: реальность, целеустремлённость и конкретность. Реальность планирующих документов обеспечивается глубокой и всесторонней оценкой обстановки, которая может сложиться в результате ЧС, а также знание состава, состояния и возможности подчинённых и привлекаемых к ЛЧС СиС. Целеустремлённость планирования заключается в выделении главных задач новых МП на которые должны быть сосредоточены основные усилия ОУ и формирований РСЧС. Конкретность планирования предполагает конкретное распределение между формированиями РСЧС решаемых задач, времени их выполнения, последовательности и способы действий. В планах должны быть закреплены конкретная ответственность каждого формирования за выполнение конкретной задачи.

Предупреждение ЧС основано на проведении МП направленных на установлении и исключении причин их возникновения, а также на мах снижение потерь и ущерба при их возникновении с наибольшей тщательностью и полнотой МП по ПЧС планируется на производственных объектах представляющих высокую потенциальную опасность. Комплекс мер по ПЧС П ТГХ включает МП организационного, экономического, технологического, инженерно-технического и иного характера.

Основными МП направленными на предотвращение ЧС и снижение потерь и ущерба от них и которые отражаются в планах действий являются:

-Организация мониторинга ОПС и состояния ПО техногенных и гидродинамических объектов;

-Прогнозирование ЧС П и ТГХ оценка их риска;

-МП по предотвращению в возможных пределах ряда неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путём систематического снижения их накапливаемого потенциала;

-МП по предотвращению техногенных аварий, катастроф путём повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надёжности оборудования;

-Разработка и проведение МП инженерно-технического характера по снижению возможных потерь и ущерба на конкретных объектах и территории;

-Организация и контроль за декларированием промышленной безопасности объектов и рецензирование их деятельности.

Проведение гос.экспертизы в области ЗНТ от ЧС, контроля по вопросам природной и техногенной безопасности, страхованием П и ТГ рисков и др. Ряд масштабных и трудоёмких МП в целях их практической реализации включаются в годовые и перспективные планы развития предприятий и территорий, а также в федеральные и региональные копмлексно-целевые программы по ПЧС.

Основным содержанием плана действий в части ПЧС лежат конкретные МП направленные на предотвращение или снижение до мин. уровня численности пострадавшего населения и материальных потерь. Планирование действий по ЛЧС. Раздел плана действий в части касающейся действий ОУ и формирований РСЧС по ЛЧС является основным и разрабатывается с наибольшей тщательностью, полнотой и степенью детализации. В планах действий заблаговременно с учётом всех возможных для данной территории объектов ЧС, территории их возможных масштабов и последствий прорабатываются варианты действий сил, их состав и техническое оснащение, порядок и способы действий, организация взаимодействия, обеспечения и управления. Основу плана действий составляют решения председателя КЧС и ОПБ соответствующего уровня на ЛЧС. Поэтому первоначальным этапом планирования является принятие им решения. ОУ по делам ГОЧС готовят необходимые справки, расчёты и предложения по вопросам действий. Целью повышения обоснованности и реальности плана к его разработке привлекаются представители взаимодействующих структур.

План действий по ПиЛ ЧС ПТГХ субъекта, МуО состоит из двух разделов и пяти приложений:

1)Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта РФ(МуО) и оценка возможной обстановки на его территории.

2)МП при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Приложениями к плану являются:

-Карта возможной обстановки при возникновении ЧС.

-Календарный план основных МП подсистемы при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

-Решение председателя КЧС на ЛЧС.

-Расчёт СиС привлекаемых для ЛЧС.

-Схема организации управления, оповещения и связи.

Помимо основной части плана разрабатываются планы:

-проведения АСДНР,

-эвакуации,

-ЖОН,

-Взаимодействия по видам обеспечения, организация связи и управления. т.о. план действий по ПиЛ ЧС ПТГХ представляет собой комплекс планирующих документов в которых детально отражены решения председателя КЧС и ОПБ, последовательность, сроки, порядок и способы ЛЧС, порядок взаимодействия обеспечения и управления. План действий согласовывается с руководителями ОУ всех взаимодействующих структур, подписывается председателем КЧС и ОПБ и утверждается председателем вышестоящей КЧС и ОПБ. Выписки из плана действий вкладываются во все подведомственные ОУ и ОУ взаимодействующих структурв части касающейся. Планы действий проверяются в ходе совместных учений и тренировок, а также в ходе реальных действий, планы уточняются также при изменении обстановки. Планы действий уточняются при переводе ОУ и сил РСЧС в режим повышенной готовности, а также в плановом порядке к началу календарного года и полугодия с возникновением ЧС ПТГХ план действий вводится в действие.

Все планирующие документы по ПиЛ ЧС разрабатываются соответствующими органами управления МЧС под непосредственным руководством соответствующих председателей КЧС и ОПБ, которые несут персональную ответственность за планирующие МП.

Работу по планированию следует разделить на три этапа:

1)Организационно-подготовительный,

2)Практической разработки и оформлении планов,

3)Согласование, рассмотрение, доработки и утверждение планов.

На первом этапе определяется состав исполнителей, сотавляется календарный план, разрабатываются планирующие документы, изучаются законодательные и нормативно-правовые документы и указания старших начальников, сбор, обобщение и оценка исходных данных для планирования, проводятся расчёты возможных масштабов и последствий ЧС, проводятся расчёты по составу СиС и их возможности, определяются конкретные исполнители, конкретных документов и сроки исполнения документов. На втором этапе осуществляется практическая разработка и оформление планирующих документов их предварительное согласование с взаимодействующими ОУ. К практической разработке планов привлекаются руководители всех взаимодействующих структур. На третьем этапе окончательно согласовываются все планирующие документы и оформление в установленном порядке. Они представляются председателю соответствующей КЧС и ОПБ на рассмотрение и при их правильной разработке на утверждение. С утверждением все планирующие документы вступают в силу и подлежат неукоснительному выполнению

Билет 8.

Наши рекомендации