На ротор в промежуточной ступени

В упрощенной постановке расчет выполняется только по двум главным составляющим осевого усилия: на венце рабочей решетки и на поверхности диска.

1. Первая составляющая осевого усилия, действующая на венец рабочей решетки, Н:

на ротор в промежуточной ступени - student2.ru

Здесь G - расход пара, кг/с; С1, С2, α12 - значения скоростей и углов, определяемые при расчете ступени; Р1, Р2 - давления перед и за рабочей решеткой, бар.

2. Вторая (и главная) составляющая осевого усилия, действующая на поверхность диска, пропорциональна площади диска и разности давлений по обе стороны, Н:

на ротор в промежуточной ступени - student2.ru

Здесь на ротор в промежуточной ступени - student2.ru - корневой диаметр ступени (внешний диаметр диска), м; на ротор в промежуточной ступени - student2.ru - диаметр ротора под диафрагменным уплотнением, м, принимается по прототипу; на ротор в промежуточной ступени - student2.ru - давление перед диском, бар; на ротор в промежуточной ступени - student2.ru - давление за диском (за ступенью), бар.

Давление перед диском на ротор в промежуточной ступени - student2.ru зависит от соотношения трех расходов: протечки через диафрагменное уплотнение, протечки через корневое уплотнение между диском и диафрагмой и протечки через разгрузочные отверстия диска. Необходимо подчеркнуть, что вследствие больших поверхностей дисков даже незначительная разность давлений на ротор в промежуточной ступени - student2.ru создаёт большое осевое усилие. Она может возрасти в процессе эксплуатации при износе гребней уплотнения диафрагмы и увеличения протечки через это уплотнение Gy, а также при отложении солей в рабочих каналах. Разгрузочные отверстия позволяют существенно снизить перепад давлений на поверхность диска на ротор в промежуточной ступени - student2.ru по сравнению с перепадом на рабочую решетку на ротор в промежуточной ступени - student2.ru и соответственно снизить осевое усилие.

С учетом вышесказанного перепад давлений на диске, бар:

на ротор в промежуточной ступени - student2.ru = k · на ротор в промежуточной ступени - student2.ru ),

где на ротор в промежуточной ступени - student2.ru - перепад давлений на рабочей решетке. Давления Р1 и Р2 определены в процессе расчета ступени. Коэффициент k, характеризующий влияние протечки пара через уплотнение диафрагмы, корневой зазор и разгрузочные отверстия, определяется по рис. IV.1, где:

на ротор в промежуточной ступени - student2.ru ; на ротор в промежуточной ступени - student2.ru ;

на ротор в промежуточной ступени - student2.ru - площадь разгрузочных отверстий, м2; dр = 40 - 50 мм - диаметр разгрузочных отверстий; Zр = 3 –5 шт. – число разгрузочных отверстий (нечетное);

на ротор в промежуточной ступени - student2.ru – площадь корневого зазора между диском и диафрагмой, м2;

на ротор в промежуточной ступени - student2.ru – площадь зазора в уплотнении диафрагмы, м2;

на ротор в промежуточной ступени - student2.ru = 0,2–0,4; на ротор в промежуточной ступени - student2.ru = 0,3–0,5–коэффициенты расхода корневого зазора и разгрузочных отверстий соответственно; δа ≈ 4– 5 мм, δу ≈ 0,5 – 0,8 мм - корневой и радиальный зазор в уплотнении диафрагмы соответственно; dk – корневой диаметр ступени, м.

3. Суммарное осевое усилие на ротор в пределах одной ступени, н:

на ротор в промежуточной ступени - student2.ru

4. Суммарное осевое усилие на ротор всей турбины, н:

на ротор в промежуточной ступени - student2.ru

где Z – число ступеней турбины.

Максимальная несущая способность упорного подшипника принимается 30 т (300000 Н). Если суммарное осевое усилие выше, его необходимо снизить уменьшением корневого зазора и зазора в диафрагменном уплотнении, или увеличением диаметра и числа разгрузочных отверстий (максимальный диаметр dр = 50 мм, а число отверстий Zр ≤ 5). Если этого окажется недостаточно, следует предусмотреть разгрузочный поршень. В качестве разгрузочного поршня используется выступ на валу в первом отсеке переднего концевого уплотнения турбины, рис. IV.2. Давление перед поршнем Р1 равно давлению за соплами регулирующей ступени. Давление за поршнем ниже атмосферного, его можно принять равным давлению в конденсаторе Рк. Поскольку давление за поршнем Рк во много раз меньше, чем Р1 перед ним, на поверхность поршня действует разгрузочное усилие, направленное против суммарного осевого усилия.

на ротор в промежуточной ступени - student2.ru

Рис. IV.1. График для определения коэффициента k

Произведение площади поршня на эту разность давлений дает разгрузочное усилие, Н:

Rразгр = Fпоршня .( на ротор в промежуточной ступени - student2.ru ).105,

где площадь поршня, м2:

Fпоршня = π/4·(d2поршня – d2вала).

Здесь dпоршня – искомый внешний диаметр поршня, м; dвала – диаметр вала под поршнем, принимается по прототипу, м.

Поршень должен разгрузить как минимум ту часть осевого усилия, которая превышает несущую способность упорного подшипника, т.е. Rразгр = на ротор в промежуточной ступени - student2.ru . Из равенства

Rразгр = ( на ротор в промежуточной ступени - student2.ru ) = Fпоршня .( на ротор в промежуточной ступени - student2.ru )

определяется сначала площадь поршня Fпоршня, а затем его диаметр dпоршня.

на ротор в промежуточной ступени - student2.ru

Рис. IV.2. Схема турбины с разгрузочным поршнем

Наши рекомендации