Причины несохранности грузов и транспортных средств
Повреждения и порча грузов при производстве грузовых работ происходят в результате неосторожного обращения с грузом, применения не соответствующих свойствам груза грузозахватных приспособлений и нарушения правил технической эксплуатации перегрузочных средств.
Применение слабых стропов может привести к их разрыву и падению груза.
При погрузке длинномеров (рельсы, трубы) особое внимание обращают на то, чтобы они не рассыпались из связок при подъеме.
Нельзя допускать удара перемещаемого груза о другие грузы, комингсы люков, фальшборт, палубу. Нельзя грузить храпцами тяжелые бочки. Применение грузчиками крючьев при перегрузке шерсти, бумаги, мануфактуры, линолеума, мешковых грузов всегда приводит к повреждениям груза. Необходимо следить за тем, чтобы грузчики пользовались специальной обувью и приспособлениями, предохраняющими груз от загрязнения и возгорания.
Повреждения вследствие плохой укладки грузов вызываются перенапряжением в конструкциях тары или в результате перемещений груза во время качки судна.
Плохая укладка волокнистых грузов, упакованных в кипы, перетянутые металлическими лентами, может стать причиной пожара на судне, так как трение металлических лент кип друг о друга может вызвать появление искры.
Повреждения от раздавливания груза происходят в том случае, когда груз укладывают на чрезмерную высоту и нижние ряды груза не выдерживают создаваемого давления.
Тяжеловесы в прочной упаковке могут быть повреждены от раздавливания их стропами под действием собственной тяжести. В этом случае следует применять двойные стропы и закладывать под них деревянные прокладки.
Отсутствие или недостаточность подкладочного материала (подтоварника) при хранении груза на складе неизбежно ведет к порче (отсыреванию, ржавлению) груза. Недостаток прокладочного материала может привести к разваливанию штабелей груза.
Порча груза от подмочки и сырости может произойти на судне, в складе и в процессе перегрузки.
Жидкие грузы нельзя располагать над сухими грузами, которые боятся подмочки.
Хранение гигроскопических грузов в складах непосредственно на полу без подтоварников, укладка штабеля вплотную к стенке склада вызывает отсыревание и порчу груза.
Загрузка судна во время дождя или снега ведет к порче груза в рейсе. В этих случаях погрузку следует прекращать, трюмы закрывать и грузы на берегу укрывать.
При повышении температуры выше известных пределов скоропортящиеся грузы подвергаются резко усиливающемуся вредному влиянию микроорганизмов и биохимических процессов. При температуре ниже точки замерзания многие грузы теряют свои качества (вкус, цвет, всхожесть, прочность, структуру).
Причинами порчи грузов могут стать запахи, пыль, грязь и вредные испарения. Сильный запах может испортить пищевые продукты, а также и различные промышленные потребительские товары. К грузам, выделяющим запахи, относятся кофе, смолы, нефтепродукты, перец, шкуры, рыба соленая.
Большой вред приносит грузам запыление и загрязнение. При совместной перевозке цемента, соды, руды, угля и других пыльных грузов с пищевыми продуктами и металлоизделиями может произойти порча последних.
Плотность жидкого груза.
Плотностью (р) называется масса вещества в единице объема. За единицу плотности принят килограмм на кубический метр (кг/м3). В эксплуатационной практике часто используют единицу тонна на кубометр (т/м3).
Плотность жидкости р определяется в соответствии с ГОСТами (для нефтегрузов — ГОСТ 3900 — 47) при помощи ареометров, гидростатических весов или пикнометра.
Плотность жидкости зависит от температуры, поэтому к обозначению плотности вверху добавляется числовой индекс, указывающий температуру, при которой плотность определялась, например р12. В целях стандартизации товаров и получения сравнимых величин плотность жидких грузов приводят к стандартной, т. е. соответствующей плотности при стандартной температуре 20° С (р20).
Пересчет плотности нефтепродуктов при изменении температуры производится по формуле
ρi= ρ t+Δ(t-i)
где Δ — средняя температурная поправка, кг/м3 • град;
t — температура, при которой плотность нефтепродукта известна, 0 С;
i — температура, для которой плотность вычисляется, °С.
Относительной плотностью называется отношение массы вещества в определенном объеме к массе стандартного вещества в том же объеме (или отношение плотности данного вещества при определенных условиях к плотности стандартного вещества), т. е.
В нижней части обозначения относительной плотности ставится индекс, обозначающий температуру стандартного вещества, например d4. В качестве стандартного вещества для жидкостей обычно принимается вода, а для газов — воздух. В практике нефтеперевозок относительную плотность нефтепродукта называют «удельным весом», что неправильно. Для определения количества (массы) груза необходимо знать плотность нефтепродукта, а для определения плотности значение относительной плотности (удельного веса) нужно умножить на величину стандартной плотности воды:
ρ t= d t ρст
В РФ стандартной является плотность воды при температуре 4° С, равная 1000 кг/м3, поэтому относительная плотность (удельный вес) нефтепродукта численно равна истинной плотности
d t4= ρ t ,
т. е. не требует пересчетов по предыдущей формуле.
Иногда приходится встречаться с удельным весом жидкости, отнесенным к плотности воды при температуре 15° С, 20° С, 60° F, т. е. d15, d20 и deo. Пересчет значения удельного веса в плотность в этом случае осуществляется по формулам:
ρ 20= d 204=1,00564 d 1515 –0,00908
В Англии стандартным считается удельный вес при 60° F (15,6°C)t который пересчитывается в плотность по формуле
ρ 20= d 204=1,00477 d 6060 –0,00799
В США принята шкала API. Перевод удельного веса по шкале API в р20 производится по формуле
Зная плотность жидкости при заданной температуре, легко определить объем определенной массы вещества или наоборот определить, например, массу нефтепродукта Q по его объему V:
Q=Vt ρ t или Q=Vt d t4
Плотность твердых тел определяется гидростатическим взвешиванием или при помощи пикнометра. В эксплуатационной практике плотность твердых веществ используется редко и является лишь вспомогательной величиной, необходимой при расчете коэффициента проницаемости груза, т. е. свободного объема в грузе, который может быть заполнен водой при аварийном затоплении отсека.