Антигены. Антитела

Студент должен:

• знать:

- органы иммунной системы;

- антигены бактериальной клетки и организма человека (понятие, химическая природа, свойства);

- гуморальные иммунные реакции;

- клеточные иммунные реакции;

- иммунодиагностику инфекционных болезней;

- методы идентификации нуклеиновых кислот;

• уметь:

- владеть техникой постановки и учета простых и сложных серологических реакций;

- владеть техникой постановки и учета реакций с применением меченых антител и антигенов;

- владеть техникой постановки и учета гибридизации нуклеиновых кислот и полимеразной цепной реакцией.

Основные вопросы занятия

1. Этапы развития иммунологии. Определение иммунитета. Виды иммунитета. Видовой и индивидуальный, врожденный и приобретенный иммунитет.

2. Организация иммунной системы. Клетки иммунной системы. Т- и В-лимфоциты. CD-маркеры.

3. Естественные киллеры и АГ-представляющие клетки.

4. Понятие об антигенах, химическая природа, признаки. Антигенные детерминанты, их природа и число в молекуле антигена.

5. Классификация антигенов. Гаптены. Коньюгированные антигены. Реакция Ландштейнера. Адъюванты. Толерогены.

6. Природа и специфичность антигенов. Патологические антигены. Аутоантигены. Суперантигены.

7. Антигены микробной клетки, локализация, химическая природа. Перекрестно реагирующие антигены микробов, их химическое строение и связь с антигенами групп крови, трансплантационными антигенами.

8. Роль антигенов в инфекционном процессе и развитии иммунного ответа. Характеристика гетерогенных антигенов Форссмана.

9. Антигены организма человека и животных. Понятие об антигенах главного комплекса гистосовместимости (МНС). Классификация антигенов по степени гистосовместимости.

10. Гуморальные иммунные реакции. Межклеточная кооперация.

11. Антитела. Иммуноглобулины различных классов, их характеристика. Строение молекул иммуноглобулинов IgM, IgG, IgA, IgD, IgE, sIgA. Специфичность активных центров.

12. Типы и функции антител. Антителообразование. Фазы иммуногенеза. Динамика образования антител при первичном и вторичном иммунном ответе.

Задание 41.Постановка ориентировочной реакции агглютинации на стекле с целью идентификации выделенного микроба. Результаты опыта зарисовать. Результаты внести в таблицу:

Ингредиенты Ход исследования Результат
Выделенная культура На предметное стекло нанести отдель-но по капле агглютинирующие диагностические сыворотки и физраствор (контроль). В каждую каплю внести петлей испытуемую культуру и разме-шать легким покачиванием стекла. Через 2–3 мин отметить, в какой капле сыворотки произошла агглютинация. В контрольной капле должно быть лег-кое помутнение  

Примечание: нельзя переносить петлю из капли с иммунной сывороткой в физиологический раствор. Склеивание микробов происходит в течение первых минут наблюдения, когда при покачивании стекла в мутной капле образуются хлопья, которые, укрупняясь, перемещаются к периферии. В контрольной капле образуется равномерная муть.

Задание 42.Постановка РПГА – реакции Видаля для диагностики брюшного тифа (серодиагностика – обнаружение антител в сыворотке больного к микробу, вызвавшему заболевание). Результаты отразить в таблице:

Ингредиенты Номера пробирок и разведений
1:50 1:100 1:200 1:400 1:800 К
Сыворотка (1:50) на 8-й день болезни или сыворотка (1:50) на 15-й день болезни 1,0         1,0 вылить
Физраствор 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Брюшнотифозный эритроцитарный диагностикум 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0

Примечание:

- перенести из 1-й пробирки 1,0 мл во вторую, из 2-й – в 3-ю и так далее, а из 5-й вылить дезраствор 1,0 мл;

- по 0,1 мл соответствующего диагностикума внести в каждую пробирку, поместить на 2 ч в термостат и оставить при комнатной температуре;

- результаты отмечают через 2 ч и на следующем занятии;

- учесть РПГА, зарисовать наблюдаемую картину, отметить титр исследуемой сыворотки.

Наши рекомендации