Тема 19. Биологическая эволюция

Студент должен

знать:

1. Теории возникновения жизни на Земле.

2. Происхождение и эволюция человека.

3. Гипотезы происхождения человека.

уметь давать определение понятиям:теория, человек, гипотеза.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): панспермия – теория вечной жизни, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни, креационизм. Гипотеза А.И. Опарина. Теория эволюции органического мира Ч. Дарвина. Положение человека в системе животного мира. Наследственность и изменчивость организмов. Естественный отбор.

Тема 20. Биоразнообразие.

Студент должен

знать:

1. Биосистемная (уровневая) организация жизни: клетка, организм, популяция, экосистема. 2. 2. Классификации живых существ.

Приспособление живых существ к различным условиям жизни.

уметь давать определение понятиям:Клетка. Организм. Популяция. Экосистема.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Развитие естественнонаучных представлений в этой области.

Тема 21. Биосистемная организация жизни.

Студент должен

знать:

1. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

2. Формы размножения организмов.

3. Развитие человека.

уметь давать определение понятиям:митоз, мейоз, цикл.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Формы организации жизни, снижающие развитие энтропийных процессов. Старение и смерть организмов.

Тема 22. Преобразование и сохранение энергии в живой и неживой природе. Случайные процессы и вероятностные закономерности.

Студент должен

знать:

1. Виды энергии.

2. Преобразование энергии.

уметь давать определение понятиям:энергия.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Законы термодинамики. Два способа изменения внутренней энергии тела. Первый закон термодинамики. Понятие Вечного двигателя. Доказательство невозможности Вечного двигателя первым началом термодинамики. Второй закон термодинамики. Третье начало термодинамики.

Тема 23. Общность информационных процессов в биологических, технических и социальных системах.

Студент должен

знать:

1. Системный подход в естествознании. Виды систем.

2. Понятие информации.

3. Общность информационных процессов.

уметь давать определение понятиям:система, информация, процесс.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Понятие информации. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике. Рассмотрение информатики как науки о способах получения, хранения, передачи и обработки информации, ее свойствах. Особенности и основные черты информационного общества.

Тема 24. Эволюция: физический, химический и биологический уровни. Процессы самоорганизации.

Студент должен

знать:

1. Теории эволюции.

2. Разноуровневые формы эволюции.

3. Теории самоорганизации.

уметь давать определение понятиям:эволюция, самоорганизация.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Понятие самоорганизация означает упорядоченность существования материальных динамических, то есть качественно изменяющихся систем. Определяющими факторами в отборе являются требования соответствия между строительным материалом и объектами с высокоорганизованной структурой. С химической точки зрения такие требования сводились к отбору элементов, способных к образованию прочных и энергоемких химических связей и лабильных, то есть легко подвергающихся гомолизу, гетеролизу или циклическому распределению. В ходе эволюции отбирались те структуры, которые способствовали резкому повышению активности и селективности действия каталитических групп.

Тема 25. Биосфера. Роль человека в биосфере.

Студент должен

знать:

1. Учение В.М. Вернадского о биосфере.

2. Популяции. Биогеоценозы.

3. Круговорот веществ в природе.

уметь давать определение понятиям:биосфера, популяция, биогеоценоз.

Содержание учебного материала (дидактические единицы): Биосфера – глобальная экосистема Земли, источник жизни. Семь видов вещества в теории В. И. Вернадского. Понятие живого вещества. Особенности живого вещества. Основные функции живого вещества. Свойства живого. Две научные гипотезы эволюции биосферы. Появление жизни на планете Земля. Разум и мораль. Человек как биологический вид.

Эволюция живого. Движущие силы эволюции. Понятие эволюции. Естественная обусловленность эволюции. Теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Изменчивость. Наследственность. Естественный отбор. Борьба за существование. Наследственность – двигатель эволюции. Понятие ДНК и генов. Фенотип. Синтетическая теория эволюции.

Наши рекомендации