Аккуратно работайте с растворами кислот и оснований. При попадании растворов на кожу, немедленно обратитесь к учителю.
Опыт № 1 Денатурация белка
Приготовьте раствор белка. Для этого белок куриного яйца растворите в 150 мл воды. В пробирку налейте 4-5 мл раствора белка и нагрейте на спиртовке до кипения. Отметьте помутнение раствора. Охладите содержимое пробирки. Разбавьте водой в 2 раза. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Опыт № 2 Осаждение белка солями тяжелых металлов
В две пробирки налейте по 1-2 мл раствора белка и медленно, при встряхивании, по каплям добавьте в одну пробирку насыщенный раствор сульфата меди (II), а в другую – раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых солеобразных соединений белка. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Данный опыт иллюстрирует применение белка как противоядие при отравлении солями тяжелых металлов.
Опыт № 3 Цветные реакции белков
Ксантопротеиновая реакция. В пробирку налейте 2-3 мл раствора белка и прибавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты. Нагрейте содержимое пробирки, при этом образуется желтый осадок. Охладите смесь и добавьте раствор аммиака до щелочной реакции (проба на лакмус). Окраска переходит в оранжевую.
Биуретовая реакция. В пробирку налейте 2-3 мл раствора белка и 2-3 мл раствора сульфата меди (II). Появляется фиолетовое окрашивание. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Номер и название опыта, ход работы | Наблюдения |
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте строение белков. Какую роль играют различные виды химических связей в формировании различных структур белковых молекул?
2. Почему раствор белка при нагревании мутнеет?
3. Почему образующийся при нагревании осадок не растворяется при охлаждении и разбавлении водой?
4. Охарактеризуйте важнейшие физические и химические свойства белков.
5. Какую роль играют белки в жизни организмов?
Форма контроля:
Письменный отчёт, с устной защитой.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12
Часа
Тема: «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Органические вещества», выработать умение распознавать органические соединения
Учебные пособия: МУ по выполнению практических и лабораторных работ; периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева; Ерохин, Ю. М. Химия [Текст] : учебник / Ю. М. Ерохин. – М., 2003.; раздаточный материал
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, спички, игла, пинцет, этановая кислота, универсальная лакмусовая бумага, водные растворы NaОН, CuSO4, глюкозы, сахарозы, аммиачный раствор оксида серебра, этиловый спирт, глицерин, образцы различных пластмасс и волокон
Задание:проведите химические опыты, результаты работы оформите в таблицу, сделайте выводы.
Краткие теоретические сведения
Среди изобилия самых разнообразных по строению и свойствам органических соединений есть особый класс – полимеры или высокомолекулярные вещества (ВМС). По своему происхождению полимеры подразделяются на природные (каучук, крахмал, целлюлоза, белки) и синтетически (синтетический каучук, различные пластмассы и волокна). ВМС играют важную роль в биологических процессах и практической деятельности человека. При нагревании многие синтетические полимеры не плавятся, а лишь размягчаются, что позволяет формировать из них различные изделия. Такие полимеры называются пластмассами. Для производства химического волокна используют различные виды полимерных смол (полиэфирные, полиамидные и др.). Смолу плавят и пропускают через фильеры. Струи полимера охлаждаются потоком холодного воздуха и превращаются в волоконца, при скручивании которых образуются нити. Полимеры и получаемые на их основе пластмассы и волокна постепенно вытесняют природные материалы. Они широко используются в новейших областях техники – атомной энергетике, электронике, ракетной технике и самолетостроении. Наконец, они прочно вошли в наш быт. Посуда, отделочные и упаковочные материалы, лаки и краски, синтетические ткани и одежда из них, игрушки, спортивный инвентарь – вот далеко не полный перечень изделий из полимеров.
Физические свойства некоторых полимеров:
Полиэтилен – полупрозрачный, эластичный, жирный на ощупь материал. При нагревании размягчается, из расплава можно вытянуть нити. Горит синеватым пламенем, распространяя запах расплавленного парафина, продолжает гореть вне пламени.
Поливинилхлорид – эластичный или жесткий материал, при нагревании быстро размягчается. Горит коптящим пламенем, распространяя острый запах, вне пламени не горит.
Полистирол – прозрачный или непрозрачный материал, часто хрупок. При нагревании размягчается, из расплава легко вытянуть нить. Горит коптящим пламенем, распространяя запах стирола, продолжает гореть вне пламени.
Полиметилметакрилат – обычно прозрачен, но может иметь различную окраску. При нагревании размягчается, нити не вытягиваются. Горит желтоватым пламенем с синей каймой и характерным потрескиванием, распространяя эфирный запах.
Фенолформальдегидная пластмасса – твердое хрупкое вещество темного цвета (от коричневого до черного) с блестящей поверхностью. При нагревании разлагается, распространяя запах фенола. Загорается с трудом, вне пламени постепенно гаснет.
Хлопок – горит быстро, распространяя запах жженой бумаги, после сгорания остается серый пепел.
Шерсть, натуральный шелк – горит медленно, с запахом жженых перьев, после сгорания образуется черный шарик, при растирании превращающийся в порошок.
Ацетатное волокно – горит быстро, образуя нехрупкий, спекшийся шарик темно-бурого цвета. В отличие от других волокон растворяется в ацетоне.
Капрон – эластичный материал при нагревании размягчается, затем плавится, из расплава можно вытянуть нить. Горит желто-синем пламенем, распространяя неприятный запах.
Лавсан – при нагревании плавится, из расплава можно вытянуть нить. Горит коптящим пламенем с образованием темного блестящего шарика.