Опыт 2. свойства гидрокарбоната натрия

А) Растворы NaHCO3(0,5-2% концентрации) применяют для полосканий, промываний, ингалаций в качестве антисептического средства. Его действие основано на том, что в результате гидролиза водный раствор NaHCO3 приобретает слабощелочные свойства, что способствует денатурации (нарушению структуры) белков микроорганизмов и, следовательно, ведет к их гибели.

Методика эксперимента:К раствору NaHCO3 добавьте индикатор (1% раствор фенолфталеина). Напишите молекулярное и ионное уравнения реакции гидролиза.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Отметьте изменение цвета раствора. Сделайте вывод о реакции среды.

Наблюдения:

_________________________________________________________________________

Вывод:

_________________________________________________________________________

Б)Растворы NaHCO3 назначают для коррекции метаболического ацидоза (при инфекциях, интоксикациях, наркозе, заболеваниях почек и др.). Механизм снижения кислотности заключается во взаимодействии NaHCO3с кислыми продуктами (реакция нейтрализации). При этом образуются натриевые соли органических кислот, которые выводятся с мочой, углекислый газ выделяется с выдыхаемым воздухом.

Методика эксперимента:К раствору добавьте несколько капель уксусной кислоты. Приведите уравнение протекающей реакции.

_________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Запишите наблюдения:

______________________________________________________________________

Cделайте вывод:

____________________________________________________________________________

В) Гидрокарбонат (NaHCO3 )и оксид магния (MgO) используют в качестве антацидных средств при повышенной кислотности желудочного сока. В этом же качестве используют карбонат кальция.

Методика эксперимента: В 2 пробирки поместить по 1 мл желудочного сока и добавить в одну из них растворNaHCO3,а в другую - некоторое количество сухого порошка MgO. Написать уравнения реакции.

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Описать наблюдаемые явления:

____________________________________________________________________________

Cделать вывод о том, какое соединение предпочтительнее использовать в качестве антацидного средства:

______________________________________________________________________

Опыт 3. Свойства тетрабората натрия. Натрия тетраборатNa2B4O7´10H2Oприменяется наружно как антисептическое средство для полосканий, промываний, спринцеваний. Антисептическое действие связано со щелочной реакцией среды водного раствора этой соли вследствие ее гидролиза, а также с образованием борной кислоты.

Методика эксперимента: К раствору Na2B4O7´10 H2O добавьте индикатор (фенолфталеин). Отметьте изменения цвета раствора. Напишите молекулярное и ионное уравнение гидролиза.

_________________________________________________________________________

Сделайте вывод о реакции среды:

_________________________________________________________________________

Опыт 4. Свойства солей кальция.

Катионы кальция образуют нерастворимые соли со щавелевой (этандиовой), фосфорной кислотами. Эти соли (оксалаты и фосфаты соответственно) являются основой почечных конкрементов (камней), соли откладываются в суставах, что снижает их подвижность, вызывает боли при движении.

Методика эксперимента:К раствору СаСl2, помещенному в 2 пробирки, добавить по каплям раствор щавелевой кислоты, раствор фосфорной кислоты. Написать уравнения реакций.

_____________________________________________________________________________________

Описать наблюдаемые явления:

_________________________________________________________________________

Cделайте вывод:

____________________________________________________________________________

Опыт 5. Свойства солей бария.Все соли бария ядовиты, но в медицине применяется как рентгеноконтрастное средство сульфат бария.

Методика эксперимента:Получите сульфат бария в соответствии с ионным уравнением: Ba2+ + SO42- = BaSO4,используя имеющиеся на рабочем столе необходимые реактивы. Изучите растворимость BaSO4в кислотах и щелочах.

Наблюдения:

____________________________________________________________________________

Сделайте вывод: (почему BaSO4без опасений принимают внутрь при рентгеновской диагностике заболеваний пищеварительного тракта)

_________________________________________________________________________

Вопросы к защите работы.

1. Какие элементы относятся к S - семейству?

______________________________________________________________________

2. Объясните, почему литий образует малорастворимые в воде соли - фториды, фосфаты, карбонаты, в то время как соли других S-элементов металлов I-А группы хорошо растворимы?

_________________________________________________________________________

3. На чём основано применение в медицине гипертонических растворов NaCl?

______________________________________________________________________

4. Объясните, почему ион Ba2+ токсичен для организма?

_________________________________________________________________________

Занятие 1..2.2.

Химия биогенных элементов р - блока.

Лабораторная работа № 6

Химические свойства р – элементов и их соединений.

Цель:Познакомиться с химическими свойствами р - элементов, определяющих их биологическую значимость и применение в медицине.

Реактивы: растворы Na2B4O7´10 H2O, AlCl3, KOH или NaOH, HCl, Na2HPO4 (H3PO4), NH4OH, ализарин, BiCl3 или Bi(NO3)3, NH4Cl, Na2S2O3, Na2SO4, BaCl2, Pb(CH3COO)2 или другую соль свинца, NaHCO3, сухая соль СаСО3, индикаторная бумага.

Наши рекомендации