Конфликтная ли вы личность?

Чтобы узнать об этом, воспользуйтесь тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос.

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а- не принимаю участия;

б- коротко высказываюсь на защиту стороны, которую считаю правой;

в- активно вмешиваюсь, чем “вызываю огонь на себя”.

2.Выступаете ли Вы на собраниях с критикой руководства?

а- нет;

б- только если имею для этого значимые основания;

в- критикую за любым поводом не только руководство, но и тех, кто его защищает.

3.Часто Вы спорите с друзьями?

а- только, если эти люди безобидны;

б- лишь по принципиальным вопросам;

в- спорить - моя стихия.

4.Очереди, к сожалению, устойчиво вошли в нашу жизнь. Как Вы среагируете, если кто-то залезет со стороны? (без очереди)

а- возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

б- делаю замечание;

в- прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5.Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

а- не буду поднимать бучу через пустяки;

б- молча возьму солонку;

в- не воздержусь от резких замечаний и, возможно, демонстративно откажусь от еды.

6.Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу...

а- с возмущением посмотрю на обидчика;

б- сухо сделаю замечание;

в- выскажусь, не церемонясь в выражениях.

7.Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась...

а- промолчу;

б- ограничусь коротким тактичным комментарием;

в- устрою скандал.

8. Не повезли с лотереей. Как вы к этому отнесетесь?

а- попробую говорить безразличным, но в душе дам себе слово никогда больше не принимать участие в ней;

б- не скрою разочарования (досаду), но отнесусь к этому, что произошло, с юмором, пообещав взять реванш;

в- проигрыш надолго испортит настроение.

Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое “а”, - 4 очка, “б”- 2, “в”- 0 очков.

Если Вы набрали:

От 22 до 32 очка

Вы тактичны и миролюбивы, легко избегаете споров и конфликтов, критических ситуаций на работе и дома. Выражение “Платон мне друг, но истина дороже!” никогда не был вашим девизом. Может потому вас иногда называют приспособителем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказаться принципиально, невзирая на лицо.

От 12 до 20 очков

Вас считают человеком конфликтным. Но в действительности конфликтуете лишь тогда, если нет другого выхода и другие мероприятия исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном состоянии или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижайтесь до обид. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков

Споры и конфликты - это воздух, без которого Вы не можете жить.Любите критиковать других, но если слышите замечание в свой адрес, можете “съесть живым”. Ваша критика - ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами, - на работе или дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не потому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, попробуйте перебороть свой сварливый характер!

Тест 2

ТЕСТ ТОМАСА

Выберите, пожалуйста, те утверждения, которое является наиболее типичными для характеристики Вашего поведения:

1.А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение вопроса, который вызвал спор.

Б. Я пытаюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны, чем обсуждать то, в чем мы расходимся.

2.А. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь устроить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3.А. Я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека.

4.А. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

Б. Я стараюсь не оскорбить чувства другого человека.

5.А. Улаживая противоречивую ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

Б. Я пытаюсь найти наилучший выход из ситуации, избегая при этом лишнего напряжения.

6.А. Я пытаюсь выйти из конфликтной ситуации с наименьшими потерями для себя.

Б. Я пытаюсь добиться своего, чтобы там ни было.

7. А. Я пытаюсь отложить решение конфликтного вопроса для того, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить партнеру, если это приведет к позитивным последствиям в решении вопроса в целом.

8.А. Как обычно, я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом пытаюсь ясно определить суть конфликтных вопросов и определить то, в чем заключаются все нарушенные (затронутые) интересы сторон, которые решают данные вопросы.

9.А. Считаю, что не всегда нужно волноваться через какие-то возникающие расхождения.

Б. Я прилагаю все усилия, чтобы добиться своего.

10.А. Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б. Як обычно, я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я пытаюсь ясно определить то, из чего состоят все нарушенные (затронутые) интересы и вопросы.

Б. Я пытаюсь учитывать интересы другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А. Как обычно, я придерживаюсь нейтральной позиции, во избежание споров, которые возникли.

Б. Я даю возможность другому остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.А. Я придерживаюсь нейтральной позиции.

Б. Я решительно отстаиваю собственную точку зрения, не принимая во внимание мнение партнеров.

14.А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь навязать другим логику и преимущества моих взглядов.

15.А. Я пытаюсь учитывать мысль другого и сохранить наши отношения.

Б. Я пытаюсь сделать все необходимое, во избежание конфликтной ситуации.

16.А. Я пытаюсь не обижать чувства другого.

Б. Как обычно, я отстаиваю свою позицию, считая ее лучшей.

17.А. Конечно я настойчиво пытаюсь добиться своего.

Б. Я пытаюсь сделать все, во избежание бесполезной напряженности.

18.А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.А. Первым делом я пытаюсь ясно определить то, из чего состоят все затронутые интересы и противоречивые вопросы.

Б. Я пытаюсь отложить решение противоречивого вопроса для того, чтобы со временем решить его окончательно.

20.А. Я пытаюсь немедленно преодолеть все расхождения, которые возникли.

Б. Я пытаюсь найти взаимовыгодное решение вопроса с наименьшими потерями.

21.А. Проводя переговоры, я пытаюсь быть внимательным к интересам другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я убежден в правильности своей позиции и отстаиваю свои интересы.

23.А. Как правило, я обеспокоен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение противоречивого вопроса.

24.А. Если позиция другого считается ему очень важной, я попробую пойти навстречу его интересам.

Б. Я пытаюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Проводя переговоры, я пытаюсь быть внимательным к интересам другого и прежде всего учитывать его интересы.

26.А. Я обычно предлагаю компромиссное решение.

Б. Я почти всегда стремлюсь учесть как свои интересы, так и интересы сторон.

27.А. Как обычно я избегаю занимать позицию, которая может вызывать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я с удовлетворением его поддержу.

28.А. Конечно я настойчиво пытаюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно пытаюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю компромиссное решение.

Б. Считаю, что не всегда нужно волноваться через какие-то возникающие расхождения.

30.А. Я пытаюсь не затронуть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в противоречивом вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ваши ответы отметьте в ключе к тесту. Количество баллов, набранных индивидуумом по каждой шкале, дает воображение о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Максимальное количество баллов для каждого типа поведения – 12. Подсчитав набранные Вами суммы очков, определите, какой из типов поведения в ситуации конфликта преобладает в вашем поведении.

Таблица 18

Ключ к тесту

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избежание Приспособление
 
      А Б
  Б А    
А       Б
    А   Б
  А   Б  
Б     А  
    Б А  
А Б      
Б     А  
А   Б    
  А     Б
    Б А  
Б   А    
Б А      
      Б А
Б       А
А     Б  
    Б   А
  А   Б  
  А Б    
  Б     А
Б   А    
  А   Б  
    Б   А
А       Б
  Б А    
      А Б
А Б      
    А Б  
  Б     А

Выводы по тестам № 1 и № 2.

Рекомендации для решения конфликтов

Конструктивный спор, как сознательно организованное выяснение противоположных точек зрения, способствует решению конфликтных ситуаций в межличностных отношениях. Методика ее проведения может быть использована в деловой и личной сферах.

Конструктивный спор должен иметь три четких и последовательных фазы.

1. Вступительная. Соучастники должны подтвердить согласие на спор и сообщить, чем он вызван.

2. Средняя. Сам спор. Разговор идет о сути спора, а не вокруг него. Обязательно нужно отреагировать на выраженное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко.

3. Заключительная. Принимается решение по вопросу, который вызвал спор. Вы или признаете свою ошибку, или доводите справедливость Вашей позиции. Найдите другое что-то хорошее и позитивное.

В процессе ведения спора выясняются позитивные и негативные тенденции (табл.1). Первые облегчают ход спора и быстро приведут до принятия решения, которое будет устраивать обе стороны. Вторые приведут к “тупиковым” вариантам.

Таблица 19

Позитивные тенденции Негативные тенденции
Конкретность Обобщение
Необходимо признать, что спор имеет причину Вспоминаются другие противоречивые события, факты, которые не имеют ничего общего с данным спором, или были очень давно
“Атака и защита” направлены на выяснение только этого противоречивого вопроса и только “в настоящий момент и здесь” Поведение “конфликтующего” называется “типичным” (Например: «Все женщины, все мужчины»)
Включенность Отстраненность
Соучастники включаются в спор, признавая, что он будет полезен Одна из сторон не включается в спор, избегает его
  Некоторые обижаются и заканчивают спор раньше времени
Общение производительно Общение непродуктивно
Четкое, ясное, открытое общение Постоянное повторение одного и того же, нежелание посмотреть на спор глазами другого  
Каждый говорит только сам о себе “глухота” к высказываниям другого
Все говорят, как думают; каждый слушает не только себя, но и другого Намеки, непонятность в объяснениях
Честный спор Нечестный спор
Исключение ударов «ниже пояса» при отсутствии весомых доказательств своей правоты Доказательства, факты, не относятся к делу и направленные в болезненное место соперника

Результаты спора могут разрешить ситуацию или привести ее в “тупик”. Но в обоих случаях соперники должны на заключительной фазе сделать выводы относительно себя и друг друга. Различают 4 составляющие заключительной фазы. Они имеют позитивное и негативное значение для участников.

Таблица 20

Позитивное значение Негативное значение
Позитивная информация Негативная информация
Я выяснил несколько новое по противоречивому вопросу и о сопернике Я не узнал ничего, чего бы не знал раньше
Я научился кое-чему новому Я ничему не научился
Позитивное эмоциональное состояние Негативное эмоциональное состояние
Как следствие спора пришло расслабление Напряжение осталось или даже возросло
“Обида прошла” и наступило облегчение Пришло ощущение разочарования: для чего это нужно?
Сближение Обособление
Спор помог понять друг друга Соперники еще больше отдалились один от другого, отчуждение стало еще сильнее
Соперники почувствовали себя собеседниками и даже союзниками в этом противоречивом вопросе Возникло ощущение еще большего непонимания противоречивого вопроса и, главное, друг друга
Исправление Нерешенность
Проблема, которая разделяла соперников, разрешена в пользу обоих Ничего не решено, все осталось как раньше
Появился опыт для будущего Никто не хочет исправляться
Обязательные извинения и прощения обоих сторон Никто не хочет прощать

Уже сам факт знания, что такое конкретность спора, включенность в него, коммуникация, честная борьба, – предоставляет спору умности, иронической, по отношению к себе, без чего межличностное общение, деловые и личные отношения, усложняются. Последствия спора дают возможность оценить информационную пользу общения, эмоциональное состояние, единство – разнообразие позиций и отношений. Так раскладывая конфликт “по полочкам”, учитывая свои особенности, человек может находить для себя оптимальные формы поведения в сложных жизненных обстоятельствах, учиться психологической культуре взаимоотношений с другими людьми.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте психологические особенности человека.

2. Психика человека и безопасность жизнедеятельности.

3. Охарактеризуйте общие понятия “конфликт”, “виды конфликтов”, “способы решения конфликтов”.

4. Назовите типы поведения в конфликтных ситуациях по модели Томаса.

5. Перечислите основные рекомендации по решению конфликтов.

Рекомендуемая литература(5)

Рекомендуемая литература

Основная

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2000. – 678 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. средних проф. учеб. заведений / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. – М.: Высш. шк., НМЦ СПО, 2000. – 343 с.

3. Конституція України, 28 червня 1996 р. – К., 1996.

4. Пістун І. П. Безпека життєдіяльності: Навч. посіб. – Суми: Вид-во "Університетська книга", 1999. – 301с.

5. Безпека життєдіяльності. / Є. П. Желібо, Н. М. Заверуха, В. В. Зацарний. За ред. Желібо Є. П.: Навч. посібник. – Львів, “Новий Світ-2000”. – 2001. – 320 с.

6. Яремко З.М. Безпека життєдіяльності: Навчальний посібник. – Київ: Центр навчальної літератури, 2005. – 320 с.

Дополнительная

7. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов/ С.В. Белов: под общ. ред. С.В. Белова. 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1999 – 448с.

8. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств: Учебное пособие/ П.П. Кукин – М.: Высш. шк., 1999 – 318с.

9. Лапін В.М. Безпека життєдіяльності людини: Навч. посібник – Львів: Львівський банківський коледж, 1998 – 192с.

10. Пістун І.П. Безпека життєдіяльності і навчальний посібник – Суми: Універ. кн., 1999-301с.

11. Про охорону здоров'я: Закон України. – К., 1992.

12. Про адміністративні порушення: Закон України. – К., 1993.

13. Про пожежну безпеку: Закон України.– К., 1993.

14. Про працю: Закон України. – К., 1994.

15. Про забезпечення санітарного та епідеміологічного благополуччя населення: Закон України // Відомості Верховної Ради України. – 1994. – № 27.

16. Про захист людини від впливу іонізуючих випромінювань: Закон України від 14 січня 1998р. – К., 1998.

Содержание

Стр.

Введение 3

Практическая работа № 1 4

Практическая работа № 2 8

Практическая работа № 3 13

Практическая работа № 4 17

Практическая работа № 5 21

Практическая работа № 6 29

Рекомендуемая литература 36

Ó Семенова А.Ю.

Методические указания

по выполнению практических работ

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

для студентов направлений 6.070104 "Морской и речной транспорт", 6.050702 "Электромеханика", 6.130102 "Социальные науки и социальная работа", 6.0517701 "Пищевые технологии и инженерия", 6.050503 "Машиностроение", 6.040106 "Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование", 6.090201 "Водные биоресурсы и аквакультура", 6.030509 "Учет и аудит", 6.030504 "Экономика предприятия" дневной формы обучения.

Тираж______ экз. Подписано к печати ___________ 200_ г.

Заказ № ______Объём 1,78 п.л.

Изд-во «Керченский государственный морской технологический университет»

98309 г. Керчь, Орджоникидзе, 82

Наши рекомендации