Окисление и восстановление органических соединений
Первичные спирты при окислении дают альдегиды:
Алкены под воздействием водного раствора перманганата калия (реакция Вагнера) дают 1,2-диолы:
При этом фиолетовая окраска раствора перманганата калия превращается в буро-коричневую окраску диоксида марганца.
Окислительно-восстановительные процессы, например, система хинон-гидрохинон, играют важную роль в организме.
Эта система участвует в переносе электронов от субстрата к кислороду.
Опыт I.
ОКИСЛЕНИЕ ОЛЕИНОВОЙ КИСЛОТЫ РАСТВОРОМ ПЕРМАНГАНАТА КАЛИЯ
В пробирку поместите 2 капли олеиновой кислоты, добавьте 2 капли 5% раствора карбоната натрияNa2CO3 и 2 капли 2% раствора перманганата калия КМп04. Встряхните пробирку несколько раз. Отметьте, какие изменения происходят с первоначальной фиолетовой окраской раствора.
Напишите реакцию окисления олеиновой кислоты раствором перманганата калия в щелочной среде
Опыт 2.
ОКИСЛЕНИЕ ЭТИЛОВОГО СПИРТА ХРОМОВОЙ СМЕСЬЮ
В пробирку поместите 2 капли этилового спирта, добавьте I каплю 10% раствора серной кислотыН2&О4 и 2 капли 10% раствора дихромата калияК2Сr207 . Полученный оранжевый раствор нагрейте над пламенем горелки до начала изменения окраски. Через несколько секунд раствор становится синевато-зеленым цвет образующегося сульфата хрома Cr2(SO4)3. Одновременно ощущается характерный запах уксусного альдегида (запах прелых антоновских яблок).
Напишите реакцию окисления этанола в ацетальдегид.
Опыт 3.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТИ
ДИЭТИЛОВОГО ЭФИРА
Диэтиловый эфир, применяемый для наркоза, должен быть особо чистым, не содержащим вредных примесей. При хранении диэтило-вый эфир под влиянием солнечного света в присутствии кислорода воздуха окисляется, образуя пероксидные соединения, которые часто служат причиной взрывов при неосторожной работе с эфиром. По этой причине нельзя перегонять долго стоявший эфир, не проверив его на присутствие пероксидов. Пероксиды обнаруживаются по реакции йодидом калия KI (органические пероксиды как сильные окислители выделяют йод из йодида калия). Для удаления пероксидов эфир взбалтывают с концентрированным раствором сульфата железа (II) FeSO4 до исчезновения реакции с йодидом калия.
Для открытия пероксидов налейте в пробирку 4-5 капель исследуемого раствора диэтилового эфира, добавьте к нему 2-3 капли 10% раствора йодида калия KI и 2 капли 10% раствора хлороводородной кислоты. При наличии пероксидов эфир окрасится в желтый вследствие выделения свободного йода.
Если окраска трудно различима, то добавьте в пробирку 2 капли 0,5% крахмального клейстера. При этом появляется синее окрашивание (йодокрахмальная реакция).
При окислении эфира образуются также и другие продукты, например, уксусный альдегид. Для открытия уксусного альдегида налейте в другую пробирку 3-4 капли исследуемого эфира и добавьте к нему раствора фуксинсернистой кислоты. При наличии уксусного альдегида появляется розовое окрашивание.
Почему эфир хранят в темной посуде?
Опыт 4.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ АНТРАХИНОНА
В пробирку поместите несколько кристалликов антрахинона, добавьте 5 капель воды, 3-4 капли 10% раствора гидроксида натрия и нагрейте смесь до кипения. Внесите в пробирку лопаточку порошка цинка и продолжайте нагревание еще 1-2 мин. Отметьте, какие изменения происходят с окраской раствора.
Антрахинон восстанавливается в антрагидрохинон. В щелочной среде образуется динатриевое производное антрагидрохинона (красного цвета). Это соединение легко гидролизуется. При встряхивании смесь окисляется кислородом воздуха и снова образуется антрахинон.
Напишите схему реакции восстановления антрахинона в антра-гидрохинон и образования динатриевого производного антрагидрохинона.
Опыт 5.
ОКИСЛЕНИЕ БОКОВЫХ ЦЕПЕЙ ГОМОЛОГОВ БЕНЗОЛА
В пробирку поместите 5 капель воды, 3 капли 2% раствора перманганата калия КМn04 и 1 каплю 10% раствора серной кислоты. Добавьте 1-2 капли толуола и, энергично встряхивая, нагрейте пробирку над пламенем горелки. Отметьте, какие изменения произошли с первоначальной окраской раствора.
В результате окисления каждая боковая цепь в кольце бензола независимо от ее длины, в конечном счете, образует карбоксильную группу. Поэтому, пользуясь реакцией окисления, можно установить наличие боковых цепей в ароматических углеводородах.
Напишите схему реакции окисления толуола. Назовите продукт реакции.
Результаты наблюдений и уравнения реакций запишите в табл.6.
Занятие 7.
УГЛЕВОДЫ
Д-фруктоза в водном растворе существует в виде 5 таутомеров:
Сахароза (α-Д-Глюкопиранозил-1,2 -β -Д. фруктофуранозид):
Сахароза не имеет свободных гликозидных гидроксидов, поэтому не способна к цикло-оксо-таутомерии и не проявляет восстанавливающих свойств - не реагирует с реактивом Толленса и реактивом Фелинга.
МОНОСАХАРИДЫ
Опыт I.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО НАЛИЧИЯ ГИДРОКСИЛЬНЫХ ГРУПП В Д-ГЛЮКОЗЕ
В пробирку поместите I каплю 0,5% раствора Д-глюкозы и 6 капель 10% гидроксида натрияNаОН. К полученному раствору добавьте I каплю 2% раствора сульфата меда (II). Образовавшийся Си(ОН)2 быстро растворяется и получается прозрачный раствор синего цвета. Полученный раствор сохраните для следующего опыта. Чем объясняется общность реакции гидроксида меди (II) для глицерина, винной кислоты и Д-глюкозы?
Опыт 2.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГИДРОКСИДА МЕДИ(II) ГЛЮКОЗОЙ В ЩЕЛОЧНОЙ СРЕДЕ (ПРОБА ТРОММЕРА)
К полученному в предыдущем опыте синему раствору добавьте несколько капель воды до высоты слоя жидкости в пробирке 18-20 мм. Нагрейте ее над пламенем горелки, держа пробирку наклонно так, чтобы нагревалась верхняя часть раствора, а нижняя оставалась для контроля (без нагревания). Нагрейте только до начала кипения, но не кипятите. При нагревании цвет верхней части раствора изменяется от синего до желто-красного. Эта реакция называется пробой Троммера и используется для открытия глюкозы в моче.
Напишите схему реакции окисления глюкозы гидроксидом меди (II).
ОПЫТ 3.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ АММИАЧНОГО РАСТВОРА ГИДРОКСИДА СЕРЕБРА ГЛЮКОЗОЙ
В пробирку поместите I каплю 5% нитрата серебраAgNO3,прибавьте 2 капли 10% гидрокcида натрияNa ОН и 3-4 капли 10% водного раствора аммиака до растворения образующегося осадка гидроксида серебра. Полученный раствор гидроксида серебра является реактивом, окисляющим глюкозу (реактив Толленcа).
Добавьте к полученному реактиву I каплю 0,5% раствора глюкозы и слегка подогрейте пробирку над пламенем горелки до начала побурения раствора. Далее реакция идет без нагревания и металлическое серебро выпадает либо в виде черного осадка, либо осаждается на стенках пробирки в виде блестящего зеркального налета (отсюда название - реакция "серебряного зеркала").
Напишите схему реакции взаимодействия глюкозы с аммиачным раствором гидроксида серебра.
Опыт 4.
РЕАКЦИЯ СЕЛИВАНОВА НА ФРУКТОЗУ
В пробирку поместите крупинку сухого резорцина и 2 капли концентрированной хлороводородной кислоты. Добавьте 2 капли 0,5% раствора фруктозы и нагрейте до начала кипения. Постепенно жидкость приобретает красное окрашивание.
Реакция обусловлена образованием нестойкого соединения -гидроксиметилфурфурола. Под действием концентрированной хлороводородной кислоты гидроксиметилфурфурол конденсируется с резорцином, давая окрашенное соединение.
. Напишите реакцию образования гидроксиметилфурфурола из фруктозы.
ПОЛИСАХАРИДЫ
Опыт I.
ОТСУТСТВИЕ ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ У САХАРОЗЫ
В пробирку поместите I каплю 1% раствора сахарозы и 6 капель 10% гидроксида натрияNaOH. Добавьте для разбавления
5-6 капель воды (высота слоя жидкости 18-20 мм). Прибавьте I каплю 2% сульфата меди (II) CuSO4. Образуется прозрачный синий раствор комплексной соли меди (II) с сахарозой. Осторожно нагрейте пробирку над пламенем горелки так, чтобы нагревалась верхняя часть раствора, а нижняя осталась без нагревания (для контроля). Нагревайте только до кипения, но не кипятите. Изменение окраски раствора не происходит. Вспомните, что с Д-глюкозой в аналогичных случаях происходило изменение верхней части раствора в желто-красную.
Напишите реакцию гидролиза сахарозы.
Опыт 2.
ВОССТАНАВЛИВАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ ЛАКТОЗЫ
В пробирку поместите I каплю 1% раствора лактозы и 4 капли 10% гидроксида натрия NaOH. Добавьте I каплю 2% сульфата меди СиSО4. Образующийся голубой осадок гидроксида меди (II) при встряхивании пробирки растворяется, образуя синий раствор комплексной соли меди (II) с лактозой. Добавьте для разбавления несколько капель воды до высоты слоя жидкости 18-20 мм. Осторожно нагрейте пробирку над пламенем горелки так, чтобы нагрелась только верхняя часть раствора, а нижняя осталась для контроля (без нагревания). Нагревайте до кипения. При нагревании цвет верхней части раствора изменяется в желто-красный. Вспомните, что с Д-глюкозой наблюдается аналогичный результат (проба Троммера положительна), тогда как в опытs с сахарозой в тех же условиях окраска верхней части раствора не изменяется.
Какой из моносахаридных остатков в молекуле способен к цик-ло-оксо-таутомерии?
Опыт 3.
КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА КРАХМАЛ
В пробирку поместите 5 капель 0,5% крахмального клейстера и I каплю сильно разбавленного раствора йода. Раствор окрашивается в синий цвет. Нагрейте раствор, он обесцвечивается, при охлаждении окраска восстанавливается.
Какой тип гликозидной связи осуществляется в крахмале?
Опыт 4.
ФЕРМЕНТАТИВНЫЙ ГИДРОЛИЗ КРАХМАЛА ПОД ВЛИЯНИЕМ АМИЛАЗЫ СЛЮНЫ
Поместите в пробирку 5 капель 0,5% крахмального клейстера. Добавьте в нее такой же объем собственной слюны. Добавьте I каплю раствора йода. Отсутствие синей окраски укажет на гидролиз крахмала.
Напишите реакцию гидролиза крахмала.
Результаты наблюдений и уравнения реакций запишите в табл.7.
Занятие 8.
АМИНОКИСЛОТЫ
В водном раствореα -аминокислота существует в виде равновесной смеси биполярного иона, катионной и аминной форм молекулы.
Положение равновесия зависит от рН среды.
Полностью протонированная α-аминокислота (катионная форма) с позиций теории Бренстеда является двухосновной кислотой, содержащей две кислотные группы:
-СООН (карбоксильную) рКа1
-NНз (протонированную рКа2 аминогруппу)
Значение рН, при котором концентрация биполярных ионов максимальна, а минимальные концентрации катионных и анионных форм α-аминокислоты равны между собой, называется изоэлектрической точкой (рJ). Значение рJ определяется по уравнению:
Для валина значение рJ:
рJ= 1/2 ( 2,3 + 9,6 ) = 5,95, следовательно валин относится к нейтральным α-аминокислотам.
Кислые α-аминокислоты имеют значение рJ много ниже 7. Например, глутаминовая кислота~рJ= 3,2. Для лизина (рJ= 9.8) и является основнойα -аминокислотой. При значениях рН среды ниже, чем рJ , катион α-аминокислоты движется к катоду; при рН выше, чем рJ, карбоксилат - ион перемещается к аноду. На этом основано разделениеα -аминокислот методом электрофореза (под действием электрического тока).
Для идентификацииα -аминокислот используют качественные реакции, например, с нингидрином:
Опыт I.
РЕАКЦИЯ ГЛИЦИНА С НИНГИДРИНОМ
В пробирку поместите 4 капли 1% раствора глицина и 2 капли 0,1% раствора нингидрина. Содержимое пробирки осторожно нагрейте до появления сине-красной окраски.
Напишите уравнение реакции взаимодействия глицина g нингидрином.
Опыт 2.
РЕАКЦИЯ ГЛИЦИНА С ФОРМАЛЬДЕГИДОМ
В пробирку поместите 5 капель 1% раствора глицина и добавьте I каплю индикатора метилового красного. Раствор окрашивается
в желтый цвет (нейтральная среда). К полученной смеси добавьте равный объем формалина. Отметьте появление красной окраски (кислая среда). Данная реакция под названием "формольное титрование" используется для количественного определения карбоксильных групп в α-аминокислотах.
Напишите уравнение реакции взаимодействия глицина с формальдегидом.
Опыт 3.
РЕАКЦИЯ ГЛИЦИНА С АЗОТИСТОЙ КИСЛОТОЙ
В пробирку поместите 5 капель 1% раствора глицина и равный объем 5% раствора нитрита натрия. Добавьте 2 капли концентрированной уксусной кислоты и осторожно взболтайте для количественного определения аминогрупп в аминокислотах.
Напишите схему взаимодействия глицина с азотистой кислотой.
Опыт 4.
ОБРАЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СОЛИ МЕДИ ГЛИЦИНА
В пробирку поместите I мл 1% раствора глицина. Добавьте на кончике лопаточки сухой карбонат меди (II) и смесь нагрейте. Раствор окрашивается в синий цвет.
Напишите схему взаимодействия глицина с карбонатом меди (II)
Опыт 5.
АМФОТЕРНЫЕ СВОЙСТВАα –АЛАНИНА
В пробирку поместите 5 капель 1% раствора α-аланина и добавьте по каплям 0,1% раствор хлороводородной кислоты, подкрашенный индикатором в синий цвет, до появления розово-красной окраски.
В пробирку поместите 5 капель 1% раствораα -аланина и по каплям добавьте 0,1% раствор гидроксида натрия, подкрашенный фенолфталеином, до исчезновения окраски.
Напишите уравнения реакции взаимодействия α-аланина с гид-роксидом натрия и хлороводородной кислотой.
Результаты наблюдений и уравнения реакций запишите в табл.8
Занятие 9.
БЕЛКИ
Белки представляют собой высокомолекулярные соединения, построенные, изα -аминокислот,
Пептидную цепь формально можно представить как продукт поликонденсацииα -аминокислот, протекающей с образованием пептиднойсвязи:
Белки подразделяются на протеины и протеиды. При гидролизе протеинов в качестве продуктов расщепления образуются только α-аминокислоты. Протеиды при гидролизе распадаются на белковую часть, состоящую из α-аминокислот, и небелковую (простетическую группу).
Покажем строение тетрапептида Тир-Гли-Гли-фен:
Для обнаружения цистеиновых остатков в белках используют реакцию с ацетатом свинца при нагревании в щелочной среде с образованием черного осадка сульфида свинца (II):
Ксантопротеиновая реакция служит для обнаружения α-аминокислот, содержащих ароматические радикалы (фен, Тир, Гис, Три).
Например:
Характерной для пептидов является биуретовая реакция, которая служит для обнаружения пептидных связей. На примере биурета (в енольной форме) образуется хелатный комплекс:
В пробирку поместите 5-6 капель раствора яичного белка, добавьте равный объем 10% раствора гидроксида натрия и по. стенке добавьте 1-2 капли раствора сульфата меди (II). Наблюдается появление красно-фиолетовой окраски.
Все ли белки дают биуретовую реакцию?
Опыт 2.
КСАНТОПРОТЕИНОВАЯ РЕАКЦИЯ БЕЛКОВ
В пробирку поместите 10 капель раствора яичного белка и 2 капли концентрированной азотной кислоты. Содержимое пробирки осторожно нагрейте, все время встряхивая. Раствор и осадок окрашиваются в желтый цвет. Охладив пробирку, осторожно добавьте 1-3 капли 10% раствора гидроксида натрия до появления ярко-оранжевой окраски.
Какиеα -аминокислоты в составе белка можно открыть с помощью ксантопротеиновой реакции?
Опыт 3.
РЕАКЦИЯ НА ПРИСУТСТВИЕ СЕРОСОДЕРЖАЩИХ L-АМИНОКИСЛОТ
В пробирку поместите 10 капель раствора яичного белка и
вдвое больший объем 10% раствора гидроксида натрия. Содержимое пробирки перемешайте, нагрейте до кипения(1-2 мин.). К полученному щелочному раствору добавьте 5 капель 10% ацетата свинца (II) и вновь прокипятите. Отметьте появление серо-черного осадка.
Какиеα-аминокислоты в составе белка можно открыть данной качественной реакцией?
Результат наблюдений и уравнения реакций запишите в табл.9
Занятие 10.