Осевые насосы
Для перекачивания больших количеств жидкости с относительно малыми напорами обычно используют осевые насосы. По ГОСТ 9366-71 осевые насосы типа О и Оп выпускают на параметры: Q = 0,072÷ 40,5 м3/с, Н = 2,5÷ 26 м: п = 250÷ 2900 об/мин. В настоящее время разработаны высоконапорные осевые насосы с напором до 25 м в одноступенчатом исполнении для крупных насосных станций. Подача таких насосов составляет 137 000 м3/ч.
Преобладающее распространение получили одноступенчатые осевые насосы консольного типа. Чаще всего выполняют насосы вертикального типа, хотя известны также некоторые типы насосов с горизонтальным и наклонным расположением оси агрегата. При вертикальном исполнении валы насоса и приводного электродвигателя жестко соединяются фланцами либо непосредственно, либо через промежуточный вал.
Рабочее колесо насоса имеет от двух до шести лопастей. Лопасти крепят к втулке жестко (тип О), или так, что они могут поворачиваться относительно нее (тип Оп). В соответствии с этим насосы называют жестколопастными или поворотиолопастными. Для изменения режима работы насоса лопасти поворачивают как при остановленном, так и при работающем насосе.
Продольный разрез насоса типа Оп приведен на рис. 62. Корпус насоса состоит из фундаментного кольца, камеры рабочего колеса, выправляющего аппарата и отвода. Корпусные детали имеют фланцевые разъемы в плоскостях, перпендикулярных оси насоса. Камера рабочего колеса, кроме того, имеет разъем в осевой плоскости. В зависимости от конструкции в камере рабочего колеса выполняют сферическую или цилиндрическую расточку. Выправляющий аппарат представляет собой отливку с цилиндрическими неподвижными лопатками и корпусом нижнего подшипника. Литой отвод выполнен в виде колена, изогнутого под углом 120°, с прилитым опорным узлом верхнего подшипника и сальника. Отвод опирается на лапы насоса, а фундаментное кольцо — на закладное кольцо со стороны подвода.
Лопастное колесо на фланце присоединено к полому валу. Во втулке рабочего колеса расположен механизм поворота лопастей, который штоком, расположенном в полом вале, соединен с приводным устройством.
Опорами ротора являются верхний и нижний подшипники скольжения с лигнофолевыми или резиновыми вкладышами. Вал под подшипниками имеет защитные втулки из нержавеющей стали. Смазываются подшипники перекачиваемой водой. В период пуска к подшипникам подводится вода от технического водопровода.
Осевое усилие воспринимается пятой электродвигателя. В зарубежной практике известны насосы, баббитовые подшипники которых смазываются консистентной смазкой от масленок, а осевое усилие воспринимается упорным подшипником насоса.
Насосы с диаметром лопастей D > 1 м имеют подвод в виде колена, мелкие—камерный подвод.
Известны конструкции осевых насосов, которые могут работать при погружении в воду в любом положении: горизонтальном, вертикальном и наклонном.
Схема многоступенчатого осевого насоса применительно к условиям его работы в очень узких скважинах дана на рис. 63. Такие насосы строятся на размер скважины от 100 мм и выше, при этом их производительность будет 20 м3/час при диаметре скважины 100 мм и 100 м3/час при диаметре 150 мм. Более крупные двухступенчатые насосы с расходом до 6 м3/сек и напором до 20 м изготовлял завод «Борец» для подачи охлаждающей воды в конденсаторы, тепловых станций. Этим же заводом были выполнены пропеллерные насосы для станций канала Москва — Волга.
Каждый изнасосов рассчитан на подачу 25 м3 ;воды в секунду при напоре 8,5 ч-9 м и приводится в действие вертикальным синхронным электромотором мощностью 3 000 кВт с числом оборотов 214 в минуту.
Стальные лопасти рабочего колеса подвижно закреплены в его втулке и могут быть установлены на любой угол открытия, что позволяет в широкой мере регулировать производительность насоса.
Поворот лопастей осуществляется помощью поршневого масляного сервомотора, расположенного во втулке колеса. Масло под давлением подается к нему по специальным
трубам внутри полого сверления вала из распределительной головки, расположенной на верхней части электродвигателя.
Изогнутая всасывающая труба и напорный патрубок насоса выполнены в железобетоне с облицовкой части их листовой сталью.
Изготовлению насосов предшествовала длительная исследовательская работа, для чего на заводе была построена специальная модельная установка.
Ниже дается сравнительная оценка трех основных типов установок пропеллерных насосов, приведенных на рис. 64, 65, 66.
Горизонтально-сифонная установка (рис. 64) имеет такое расположение, при котором концы трубопроводов вводятся под уровень воды — один в приемной камере, другой в головной части напорного канала, а средняя часть трубопровода, собственно насос, находится выше верхнего уровня последнего. В этом случае насос работает при вакууме, причем для заполнения его жидкостью требуется удалить из него воздух, что вызывает необходимость установки вспомогательного вакуум-насоса или эжектора. Насос рекомендуется пускать в ход без воды, и. лишь по достижении долного числа оборотов из него удаляют воздух. Это необходимо, во-первых, для уменьшения потребного пускового момента двигателя, а во-вторых, для устранения возможности
обратного тока воды в том случае, если отсутствует обратный клапан. Из эгих же соображений вакуум устраняют и перед остановкой насоса.
Вертикальная установка с затопленным колесом (рис. 65) имеет по сравнению с первым типом установки то преимущество, что рабочее колесо находится ниже уровня воды в приемной камере, а поэтому насос не нужно заливать перед пуском в ход. Кроме того, здесь можно применять более высоконапорные насосы.
Наклонный тип установки (рис. 66). Она имеет наряду с хорошими условиями для протока воды также постоянную готовность к работе, характерную для вертикальных установок.