Опыт 1. Обнаружение крахмала
Принцип:
Крахмал состоит из двух видов полимерных цепей линейной (амилоза) и разветвленной (амилопектин), которые обладают специфическими свойствами. Амилоза хорошо растворима в горячей воде, с раствором йода дает синее окрашивание. Амилопектин в горячей воде образует коллоидный раствор и с раствором йода не дает синее окрашивание. Крахмал расщепляется амилазой слюны и амилазой кишечника.
Ход работы:
· В первую пробирку налейте 10 капель 1 % раствора крахмала и 1 каплю 1 % раствора йода. Что наблюдаете?
· Во вторую пробирку налейте 10 капель 1 % раствора крахмала, 5 капель раствора слюны и оставьте стоять 10-15 минут.
· Смесь из второй пробирки разделите на 2 части.
· В первую часть добавьте 1 каплю 1 % раствора йода, а вторую часть сохраните для второго опыта. Что наблюдаете? Объясните наблюдаемые явления.
Опыт 2. Восстановительные свойства углеводов (реакция Троммера).
Принцип:
Моно- и дисахариды, имеющие свободную альдегидную группу, обладают способностью восстанавливать в щелочной среде металлы из их окислов в закисные формы.
Ход работы:
· Возьмите 4 пробирки и пронумеруйте их.
· Добавьте по 10 капель растворов: в первую пробирку - глюкозы, во вторую - мальтозы, в третью - сахарозы, в четвертую - крахмала.
· Пробирку из опыта 1 обозначьте № 5.
· Затем во все пять пробирок добавьте по 10 капель 10 % раствора NаОН и 2 капли 5 % раствора CuSО4. Смеси перемешайте. Что наблюдаете?
· Все смеси нагрейте на спиртовке. Что наблюдаете? Объясните полученные результаты. Напишите уравнения реакции окисления глюкозы до глюконовой кислоты.
Ответьте на вопросы:
1. Где на практике применяют качественные реакции крахмала и глюкозы?
2. Почему реакция Троммера не является специфичной для глюкозы?
3. Амилаза расщепляет крахмал в ЖКТ. Будет ли этот фермент расщеплять гликоген и клетчатку? Почему?
4. *Как вы думаете, можно ли применять реакцию Троммера для определения глюкозы в крови? Почему?
5. *Напишите реакцию окисления глюкозы до глюкуроновой кислоты.
6. *Напишите уравнения реакций образования глюкозо-6-фосфат, глюкозо-1-фосфат из глюкозы и фосфорной кислоты.
7. *Крахмал, гликоген и клетчатка являются полимерами глюкозы. Будет ли синее окрашивание с йодом у гликогена и клетчатки? Почему?
Практическая работа
«Качественные реакции на липиды».
Цели практической работы:
· закрепить знания о строении, свойствах и классификации липидов;
· научиться проводить качественные реакции на липиды.
Задания для самостоятельной работы:
1. Перепишите в тетрадь принцип и методику проведения практической работы.
2. Оборудуйте рабочее место для практической работы.
3. Выполните практическую работу.
4. Оформите результаты работы оформить в виде таблицы:
№ п/п | Ход работы. Рисунки. | Наблюдения | Выводы |
5. Сделайте вывод по работе.
6. Ответьте на дополнительные вопросы.
Принцип:
Физические и химические свойства липидов определяются их строением. Они не растворимы в воде и полярных растворителях, т.к. не способны образовывать водородные связи в растворах, но с рядом веществ способны образовывать эмульсии.
Реактивы: 1. Растительное масло. 2. Бензин. 3. Хлороформ. 4. Эфир. 5. Этиловый спирт. 6. 1 % раствор яичного белка. 7. 10 % раствор NaOH. 8. 10 % раствор соды NaHCO3. 9. Мыльный раствор. 10. Желчь. 11. Дистиллированная вода. 12. Бромная вода. 13. Сливочное масло. 14. 35 % гидроксид натрия. 15. Моча. 16. Порошок серы. | Оборудование: 1. Пробирки – 11 шт. 2 Пипетки - 2 шт. 3 Лопаточка. |
Опыт 1. Растворение жиров.
· В 4 пробирки внесите по 3 капли растительного масла.
· Добавьте по 10 капель: в первую пробирку бензина, во вторую - хлороформа, в третью - эфира, в четвертую - этилового спирта.
· Смеси встряхните. Что наблюдаете? Объясните полученные результаты.