Структура, органы управления РСЧС
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
- федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
- региональный, территорию нескольких субъектов РФ;
- территориальный, территорию субъектов РФ;
- местный, территорию района (города, населенного пункта);
- объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики
Каждый уровень РСЧС имеет:
- координирующие органы
- органы управления
- органы повседневного управления
- силы и средства
- финансовые и материальные резервы
- системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
(Не знаю, надо ли учить то, что идёт дальше, и говорил ли он вообще об этом)
Основные задачи КЧС (комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
- контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС;
- наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;
- разработка нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;
- разработка и осуществление федеральных целевых и научно-технических программ, разработка и реализация территориальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных средств на случай возникновения ЧС;
- взаимодействие с другими КЧС, военным командованием и общественными объединениями по предупреждению и ликвидации ЧС;
- руководство работами по ликвидации ЧС;
- планирование и организация эвакуации населения из районов ЧС, размещения его в безопасной зоне и возвращения в места постоянного проживания;
- сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
- руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и сил РСЧС к действиям в ЧС.
В КЧС входят ответственные представители соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных условиях - оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС.
Задачи объектовых КЧС:
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;
- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в ЧС.
Силы и средства РСЧС.
- наблюдения и контроля
- ликвидации ЧС
Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря их деятельности удается предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возникновение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управления и население.
В состав сил и средств ликвидации ЧС входят:
- учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф
- формирования службы защиты животных и растений
- военизированные противоградовые и противолавинные службы
- военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- соединения войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
- соединения радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск
- аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
- отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС (комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС). Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами ликвидировать ее невозможно, то указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС. При недостаточности имеющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти, в том числе и воинские формирования.
Для ликвидации ЧС создаются резервные фонды финансовых (финансовые ассигнования) и материальных (склады) ресурсов.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России. (ср-ва связи, ср-ва оповещения).