М.б.усманова, к.н.сакарьянова алматы «атамұра» 2016
ХИМИЯ 9 КЛАСС Всего 68 часов (2 часа в неделю)
Основные понятия и законы предмета химии (4 часа) | ||
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и периодический закон с позиции теории строения атома. Виды химической связи | ||
Основные классы неорганических соединений | ||
Решение задач на вычисления по химическим уравнениям массы, объема, количества вещества. | ||
Решение задач. Молярный объем газа. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях. | ||
Теория электролитической диссоциации. Гидролиз солей (14 часа) | ||
Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации | ||
Основные положения С. Арениуса. | ||
Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. | ||
Диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Диссоциации многоосновных кислот, кислых и основных солей. | ||
Реакции ионного обмена и условия их протекания. | ||
Качественные реакции на катионы и анионы. | ||
Химические свойства растворов кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации.(ТЭД) | ||
Химические свойства растворов оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.(ТЭД) | ||
Химические свойства растворов солей с точки зрения теории электролитической диссоциации.(ТЭД) | ||
Решение расчетных задач. | ||
Гидролиз солей. Значение гидролиза солей в биосфере. Понятие о рН (водном показателе), кислотно-щелочном балашсе. | ||
Практическая работа№1 Решение эксперементальных задач по теме: “Теория электролитической диссоциации и свойства электролитов” | ||
Решение расчетных задач на вычисление по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке | ||
Контрольная работа № 1 | ||
Тема 2. Неметаллы и их важнейшие соединения. (14 часа) | ||
Сравнительная характеристика химических элементов (IV – VII групп главных подгрупп) по положению в ПСХЭ. Электроотрицательность неметаллов. Окислительно – восстановительные свойства. | ||
Сера и её соединения. | ||
Серная кислота и её соли. | ||
Азот и его оксиды. Аммиак. | ||
Азотная кислота, свойства, применение. Нитраты. | ||
Фосфор и его соединения. | ||
Краткие сведения о минеральных удобрений. Рациональное использование и производство удобрений в Казахстане. | ||
Углерод и его соединения. | ||
Кремний и его соединения. Силикаты. Полупроводниковые материалы на основе кремния. Силикатная промышленность РК. | ||
Неметаллы и их соединения в окружающей среде. Природные ресурсы неметаллов в РК. Современные материалы и вещества на основе неметаллов и их соединений. Значение и нахождение соединений неметаллов в живой и неживой природе. Жидкие кристаллы. Понятие о нанохимии. | ||
Решение расчетных задач на вычисление массовой доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным | ||
Решение задач с экологическим содержанием. | ||
Практическая работа№2 Экспериментальное решение задач по теме “Неметаллы” | ||
Контрольная работа№ 2 | ||
Тема 3. Металлы и их важнейшие соединения. металлургия. (20 часов) | ||
Положение металлов в Периодической системе, особенности строения их атомов и кристаллов. Сравнительная характеристика строения атомов металлов (I – III периодов). Электрохимический ряд напряжений металлов. Активность атомов и ионов. | ||
Кальций и его соединения. Важнейшие месторождения соединений кальция в Казахстане. | ||
Понятие о жесткости воды и способы их устранения. Биологическая роль кальция. Генетическая связь соединений кальция. | ||
Алюминий и его соединения. Важнейшие природные соединения алюминия и их месторождения в Казахстане. | ||
Биологическая и экологическая роль алюминия и его важнейших соединений. Сплавы алюминия и их применение. Производство алюминия и его сплавов в Казахстане. | ||
Железо и его соединения (оксиды и гидроксиды (II, III)). Генетическая связь соединений железа. | ||
Решение расчетных задач. Вычисление массы вещества по уравнению реакции, если известна масса другого вещества, содержащего определенную массу примесей | ||
Решение задач с экологическим содержанием. | ||
Основные железорудные месторождения в Казахстане. Биологическая и экологическая роль железа и его важнейших соединений. | ||
Коррозия металлов и сплавов, как результат и фактор загрязнения окружающей среды. Меры по предупреждению коррозии. | ||
Сплавы железа и их применение. Производство чугуна и стали. Развитие черной и цветной металлургии в Казахстане. | ||
Способы получения металлов и их сплавов. Важнейшие месторождения металлов в Казахстане. | ||
Роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах (биогены и загрязнители). | ||
46-47 | Решение расчетных задач. | |
Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений. | ||
Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач по теме “Металлы” | ||
Решение задач (металлы и неметаллы) | ||
Обобщение знаний по неметаллам, металлам и их соединениям. | ||
Контрольная работа № 3 | ||
Тема 4. Органические соединения углерода. (14 часов) | ||
Органическая химия – химия соединений углерода. Основные понятиятеории строения органических соединений А.М.Бутлерова. | ||
Классификация, номенклатура, изомерия углеводородов. Насыщенные углеводороды. Метан. | ||
Ненасыщенные углеводороды. Этилен. | ||
Ацетилен. | ||
Ароматические углеводороды. Бензол. | ||
Природные источники углеводородов. Месторождения природных источников в Казахстане, их добыча и переработка. | ||
Экологические проблемы при добыче, переработке и применении углеводородов. Использование углеводородов в различных отраслях экономики и в быту. | ||
Метанол, этанол. Понятие о многоатомных спиртах на примере глицерина. | ||
Альдегиды . | ||
Карбоновые кислоты. | ||
Сложные эфиры . Жиры.. Мыло. Понятие о синтетических моющих средствах. | ||
Углеводы. Основные представители углеводов, нахождение в природе, свойства, значение. | ||
Аминокислоты. Понятие о белках. | ||
Контрольная работа № 4 | ||
Обобщение знаний по предмету «Химия» (2 часа) | ||
Взаимосвязь неорганических и органических веществ | ||
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду: источники и причины химического загрязнения. Роль химии в сохранении окружающей среды от загрязнения. |
ХИМИЯ
учебная программа
для 10-11 классов естественно-математического направления
уровня общего среднего образования
Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.
Химия: Учебная программа для 10-11 классов естественно-математического направления уровня общего среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2013. – 18 с.
Приложение 94
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года №115.
Типовая учебная программа по предмету «Химия»
для 10-11классов естественно-математического направления
уровня общего среднего образования
Пояснительная записка
1. Учебная программа разработанав соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
2. Цель обучения: совершенствование естественнонаучных знаний по химии с развитием умений и навыков применения их в своей будущей профессиональной деятельности, а также воспитание способности выражать свою гражданскую позицию и проявлять экологическую культуру в защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами.
3. Задачи обучения:
1) усвоение практико-ориентированных знаний, понятий, теории и законов химической науки;
2) овладение умениями наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
3) развитие умений обращаться с веществами и лабораторным оборудованием при выполнении химических опытов с соблюдением правил техники безопасности;
4) развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе проведения химического эксперимента, выработать потребность самостоятельно приобретать химические знания;
5) воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
6) раскрытие общественной значимости, гуманистической направленности химии, ее возрастающие роли в решении проблем, стоящих перед человечеством;
7) использование полученных теоретических знаний для объяснения химических явлений и свойств веществ для безопасного использования их в быту, сельском хозяйстве и на производстве, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
4.Объем учебной нагрузки по предмету «Химия» в 10-11 классах составляет:
в 10 классе – 68 часов в учебном году по 2 часа в неделю;
в 11 классе – 68 часов в учебном году по 2 часа в неделю.
5. В процессе обучения химии осуществляются межпредметные связис учебными дисциплинами.
6. Межпредметная связь с предметом «Биология»: биологическая роль микро-, макроэлементов (металлов и неметаллов); биологическая и пищевая ценность углеводов, жиров, белков, аминокислот; гены, наследственность, роль ДНК и РНК, понятие о генной инженерии; химический состав живых организмов; современные открытия биотехнологии, биохимии в области медицины и экологии; экологическая безопасность применения различных веществ в быту.
7. Межпредметная связь с предметом «География»: месторождение полезных ископаемых, угля, нефти, природного газа; природные сырьевые ресурсы и основные металлургические, химические и перерабатывающие производства в Казахстане и мире, их практическая значимость для социально-экономического развития страны; рациональное использование минеральных ресурсов;
8. Межпредметная связь с предметами «Алгебра» и «Геометрия»: использование математических расчетов при изучении количественного состава вещества по формулам и уравнениям химических реакции; формы электронных облаков, пространственное строение и геометрия молекул.
9. Межпредметная связь с предметом «Физика»: состав и строение атома, атомных ядер, изотопы, радиоактивность, ядерные реакции; агрегатные состояния веществ, кристаллические решетки, газовые законы; электролиз расплавов и растворов солей; закон электролиза Фарадея; альтернативные источники энергии, энергетический потенциал Казахстана.
10. Межпредметная связь с предметом «Информатика»:работа с электронными учебниками, пособиями, виртуальной лабораторией; создание презентации, проектов с использованием компьютерных программ. Поиск дополнительных материалов в сети Интернет.
Предмет: химия