Основные причины ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ЧС) на железнодорожном транспорте
- сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;
- пожары, взрывы, утечки опасных грузов;
- наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт, на мотоциклистов, велосипедистов, пешеходов;
- воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий: землетрясения, наводнения, обвалы, лавины, сели, оползни, ураганы, обильный снегопад, низкая температура воздуха.
ЧС на железнодорожном транспорте приводят к травмированию и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.
Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с автодорогой или улицей в одном уровне. Как правило, такое пересечение устраивается под прямым углом, в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 метров. Переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом.
Переходить железнодорожные пути нужно только в установленных местах, пользоваться пешеходными мостами, тоннелями, переездами с настилами, в местах установки указателя «Переход через пути». Перед началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива, вагона. Во время перехода нужно быть предельно внимательным, особенно в условиях холмистой местности, плохой видимости, при наличии поворотов и растительности. Идти нужно под прямым углом, без остановки, не наступая на рельсы. Стоящие вагоны, локомотивы, цистерны нужно обходить на расстоянии не менее пяти метров от них.
В случае обнаружения дефектов на железнодорожном полотне необходимо сообщить об этом взрослым при отсутствии такой возможности нужно идти навстречу поезду и подавать машинисту сигнал, размахивая над головой платком или другой тканью. В условиях плохой видимости можно использовать ручной фонарик, любой другой источник света.
Запомните:
- нельзя ходить по железнодорожному пути, двигаться вдоль него ближе пяти метров от крайнего рельса, утраивать игры на железнодорожном полотне или в непосредственной близости от него;
- во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;
- нельзя преодолевать железнодорожный путь перед близко идущим составом. Безопасным считается расстояние не менее 400 метров до поезда;
- чрезвычайно опасно переходить железнодорожный переезд при опущенном шлагбауме, включенной звуковой и световой сигнализации;
- нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок). В случае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними;
- нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металлическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам.
Наибольшую опасность ЧС на железнодорожном транспорте представляют в процессе пассажирских перевозок. Это связано с нахождением большого количества людей на перронах и в условиях замкнутого пространства пассажирских вагонов.
Резкая остановка пассажирского состава или переворачивание вагонов приводит к падению пассажиров с полок, их придавливанию, травмам, пожарам, взрывам, утечке опасных веществ. В подобной ситуации необходимо как можно быстрее покинуть опасную зону, уйти на расстояние не менее 100 метров.
Чтобы до минимума сократить вероятность возникновения ЧС на перроне и в вагоне, необходимо знать и соблюдать требования безопасности:
- на перроне необходимо быть предельно внимательным в процессе ожидания поезда;
- нельзя находиться на краю платформы или устраивать на ней подвижные игры, прыгать с платформы на железнодорожные пути. Безопасным считается расстояние 2 метра от края платформы.
- заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона или посадочной платформы, после полной остановки поезда;
- нельзя вскакивать на подножки, ехать на них или спрыгивать на землю, находиться на буферах между вагонами, лазать под вагонами, перелазать через автосцепки во время остановки поезда. Для перехода от платформы к платформе нужно пользоваться специальными переходами;
- нельзя прислоняться во время движения поезда к дверям вагона или открывать их;
- нельзя высовываться из окон или дверей тамбура на ходу поезда: можно вывалиться или получить удар о выступающий предмет встречного поезда;
- запрещается ездить на крыше вагона, на подножках, переходных площадках, в грузовом составе.
Нередко ЧС на железной дороге связаны с обрывом и падением на вагон или на землю контактного провода, который находится под напряжением. В такой ситуации нужно оставаться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и удалиться на расстояние не менее 10 метров от вагона мелкими шажками. При этом подошвы нельзя отрывать от земли. Выполнение подобного требования исключит попадание человека под шаговое напряжение. Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстояние ближе 10 метров.
Контактная подвеска над вагонами находится под напряжением 27,5 тысячи вольт. Напряжение контактного провода настолько велико, что уже на расстоянии двух метров образуется электрическая дуга, то есть для поражения током даже не нужно прикасаться к проводу.
Чрезвычайную опасность на железнодорожном транспорте представляют пожары. Они наносят значительный материальный ущерб, приводят к травмированию и гибели людей. Наибольшая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах. Причиной возгорания чаще всего становится неосторожное обращение пассажиров с огнем, неисправность электрооборудования, нарушение требований противопожарной безопасности. Довольно часто пожары возникают в пути следования на значительном расстоянии от пожарных частей и водоисточников. До прибытия пожарных огонь может уничтожить загоревшийся вагон и перекинуться на соседние вагоны. Огонь по вагону распространяется очень быстро, что связано с наличием в нем большого количества легковоспламеняющихся и активно горящих материалов, которые широко используются для декоративной отделки вагонов. Скорость распространения огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе 2,5 м/мин. В течение 15-20 минут после начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950 С. Поражающими факторами вовремя пожара в пассажирском поезде являются: дым, открытый огонь, высокая температура, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.
В случае возникновения пожара немедленно сообщите проводнику о случившемся. Он передает информацию по телефону или рации дежурному по ближайшей станции. Далее о ЧС сообщается всем службам: пожарным, спасателям, медикам, работникам милиции. До прибытия специалистов нужно организовать тушение пожара с помощью огнетушителей, которые есть в каждом вагоне, а также подручными средствами. В случае невозможности потушить огонь необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана, предупредить всех о пожаре и незамедлительно покинуть вагон через двери, люки, окна или перейти в соседний вагон. Нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, во впадине, на акведуке. В этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены. В сложившейся ситуации следует сохранять спокойствие, действовать без паники, помогая друг другу. Если поезд приходится покидать во время его движения, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, оттолкнитесь от нее в направлении по ходу движения состава, смягчите удар о землю кувырком вперед. Это опасно, но лучше, чем сгореть в пылающем вагоне.
Чрезвычайную опасность для населения, которое проживает в непосредственной близости от железной дороги, представляет горение цистерн с жидкими горючими и вагонов с твердыми материалами. Высота пламени горения жидкости в цистерне достигает 40-50 метров, а площадь горения составляет несколько гектаров. В случае возникновения подобной ситуации необходимо незамедлительно покинуть опасную зону.