Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой
Ag + HNO3 = NO + … + …
(разб.)
равна:
А. 10
Б. 17
В. 13
Г. 20
24. Раствор хлорида меди (11) может взаимодействовать только с металлом:
A. Pt B.Hg B.Fe
Г.Ag
25. По катиону гидролизуется соль :
А. сульфид натрия
Б. хлорид меди (11)
В. нитрат бария
Г. карбонат калия
Ключевые понятия темы:
1.Медь является одним из незаменимых микроэлементов с очень
широким спектром действия на организм. Одной из важнейших ее функций является участие в процессах кроветворения
2.Медь способствует повышению иммунобиологической устойчивости и сопротивляемости организма к неблагоприятным внешним условиям.
3 Соединения серебра оказывают угнетающее действие на функцию печени и на процесс дыхания.
4.В ряду активности медь серебро стоят после водорода, поэтому вытеснять его из кислот не будут.
Онирастворяется только в кислотах - окислителях
( HNO3, H2SO4 conc)
5.Серебро − аналог меди, но относится к числу так называемых благородных металлов. Такое название связано с тем, что эти металлы весьма химически устойчивы к окислению.
6.Ввиду мягкости серебро применяется в сплавах. Содержание серебра в сплаве называется пробой сплава.
7.Медь образует два ряда соединений - соединения меди (I) и меди (II). Чаще используют соединения меди (II)
Оксид меди (II)- 2CuO
Гидроксид меди (II) Cu(OH)2 ↓ голубого цвета.
8.Качественная реакция на Cu+2
:
Cu(OH)2 + 4 NH4OH = [Cu (NH3)4](OH)2 + 4 H2O
Ярко-синий раствор
9.Оксид серебра - Ag2O
10.[ Ag(NH3)2]OH - гидроксиддиаммин серебра.
11.КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА Ag+:
ü AgNO3 + HCl = AgCl↓ + HNO3
Белый творожистый
AgCl + 2 NH4OH = [Ag(NH3)2]Cl + 2H2O
Хлорид диамин серебра
[Ag(NH3)2]Cl + 2 HNO3 = AgCl ↓ + 2 NH4NO3
ü 2AgNO3 + Na2S2O3 = Ag2S2O3 ↓ + 2 NaNO3
Избыток белый, желтый
Тиосульфат серебра
Ag2S2O3 + H2O = Ag2S ↓ + H2SO4
Черный
12.В медицинской практике используетcя сульфат меди (II) CuSO4 • 5H2O. Его применение основано на антисептическом, вяжущем, прижигающем действии.
13. ПРИМЕНЕНИЕ СОЕДИНЕНИЙ СЕРЕБРА:
ü Соединения серебра с белком:
а) Протаргол — содержит 7.8 — 8,3 % Ag
Применяется как вяжущее, антисептическое и противовоспалительное средство.
б) Колларгол — содержит 70 % серебра
ü Нитрат серебра AgNO3 применяется наружно, в зависимости
от концентрации. Применяется как вяжущее, прижигающее и антисептическое средство
ü "Серебряная вода" — это дистиллированная вода, обогащенная ионами серебра путем электролиза. Она обладает высокой бактерицидностью и практически полностью уничтожает возбудителей дизентерии, брюшного тифа, паратифа, холеры. В настоящее время используется как обеззараживающее и лечебное средство.
14.Цинк – 4 период, 2 группа, побочная подгруппа, d-элемент.
15.Степени окисления: 0, +2.
амфотерный оксид | амфотерное основание | цинковая кислота | ||
1) кислота | 2) щелочь | 3) кислота | 5) щелочь | |
4) NH4OH | ||||
16.Zn2+ → ZnO → Zn+2(OH)2 H2ZnO 2 H+ + ZnO22- → Na2ZnO2
17.Качественные реакции на катион цинка.
ü Действие гексациано (II) феррат калия K4[Fe(CN)6]
Гексациано (II) феррат калия реагирует с солями цинка с образованием белого осадка гексациано (II) феррат цинка-калия.
Реакция фармакопейная.
ü Сульфид натрия Na2S осаждает из нейтрального раствора ион цинка в виде белого аморфного сульфида цинка.
Реакция является фармакопейной.
18.Ртуть ядовита!
19. Сплавы ртути с металлами, называются амальгамами.
20. Сулема Hg+2Cl2-1
Cl – Hg+2 – Cl
21. Каломель Hg2+1Cl2
Cl – Hg+1 – Hg+1 – Cl
22.Реактивом на катион ртути (II) является раствор калия иодида(недостаток).В результате образуется осадок иодид ртути (II) ярко-красного цвета.Этот осадок растворим в избытке реактива с образованием бесцветного комплекса тетраиодомеркурат(II) калия.
Домашнее задание:
ЛИТЕРАТУРА основная:
1.Э. Т. Оганесян, М. З. Книжник «Неорганическая химия», М., «Медицина», 2001 г., стр. стр. 365-373.
2.Пустовалова Л.М., Никанорова И.Е.Неорганическая химия. Ростов-на-Дону. Феникс. 2005. Стр.262-294
3. Конспект лекций.
4..Вопросы для самостоятельного конспектирования:
1. Биологическая роль, применение в медицине и народном хозяйстве соединений меди и серебра,цинка и ртути.
Литература дополнительная:
1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М.: Высшая школа, 2009.
2. Глинка Н.Л. Общая химия. КноРус, 2009.
3. Егоров А.С. и др. Химия. Пособие репетитор для поступающих в ВУЗы. Ростов-на-Дону. Феникс,2003.
4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. М.: Экзамен, 2002.
5.Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вуз. М.: Новая Волна, 2007.
6.Аликберова Л. Занимательная химия. М., «Арт – пресс», 2002 г.
7. Врублевский А. И. Химия. 6000 новых тестов для старшеклассников и абитуриентов. Минск. ЧУП «Издательство Юнипресс», 2007
8.Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. М., Дрофа, 2005.
9.Тамаров М. А. Неорганическая химия. М.: Медицина, Феникс, 2001.
10. Пугачева О. А. Методические рекомендации по самоподготовке к практическим и семинарским занятиям. /учебное пособие: Калуга, 2008.
11.Химия. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗы. Под редакцией профессора В. Н. Чернышова и доцента А. С. Егорова, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997г