Вращательное бурение
Шри вращательном бурении разрушение породы происходит в результате одновременного воздействия на долото нагрузки и крутящего момента. Под воздействием нагрузки долото внедряется в породу, а под влиянием крутящего момента скалывает, дробит и истирает ее.
Существуют два способа бурения — роторный и с применением забойных двигателей (турбобура или электробура).
При роторном бурении (рис. 20) мощность от двигателей 11 передается через лебедку к ротору 4 — вращательному механизму, установленному над устьем скважины в центре вышки 19. Ротор вращает бурильную колонну с долотом 1. Бурильная колонна состоит из ведущей трубы 5 и привинченных к ней с помощью переводника 3 бурильных труб 2.
При бурении с забойным двигателем долото 1 привинчено к валу, а бурильная колонна к корпусу двигателя 18. При работе двигателя вращаются его вал и долото, а бурильная колонна, как правило, ротором во вращение не приводится.
Рис. 19. Долота для ударного бурения: 1 — лопасть; 2 — шейка; 3 — резьбовая головка; 4 — лезвие; 5 — резьба; а — угол заострения лопасти |
Следовательно, при роторном бурении углубление долота в породу происходит при перемещающейся вдоль оси скважины вращающейся бурильной колонны, а при бурении с забойным двигателем — невращающейся бурильной колонны.
Рис 20. Установка для бурения скважин роторным и турбинным способами и при помощи электробура: / — долото; 2 — бурильные трубы; 3 — переводник; 4 — ротор; 5 —ведущая труба; 6 — вертлюг; 7 — крюк; 8 — талевый блок; 9 — талевый канат; 10 — лебедка; 11 — двигатели лебедки и ротора; 12 — буровой насос; 13 — двигатель насоса; 14 — приемная емкость; 15 — желоба; 16 — нагнетательный трубопровод; 17 — буровой шланг; 18 — забойный двигатель (при роторном бурении не применяется); 19 — вышка; 20 — обсадные трубы; 21 — цементная оболочка вокруг обсадных труб; 22 — шахтовое направление |
Характерная особенность вращательного бурения — промывка скважины водой или специально приготовленной жидкостью в течение всего времени работы долота на забое. Для этого с помощью двух (реже одного или трех) буровых насосов 12, приводящихся в работу от двигателей 13, нагнетается промывочная жидкость по трубопроводу 16 в стояк-трубу, установленный в правом углу вышки 19, далее в гибкий буровой шланг 17, вертлюг 6 и бурильную колонну. Дойдя до долота, промывочная жидкость проходит через отверстия, имеющиеся в нём, и по кольцевому пространству между стенкой скважины и бурильной колонной поднимается на поверхность. Здесь в желобах 15 и в очистительных механизмах (на рисунке не показаны) промывочная жидкость очищается от выбуренной породы, затем поступает в приемные емкости 14 буровых насосов и вновь закачивается в скважину.
По мере углубления скважины бурильная колонна, подвешенная к полиспастной системе, состоящей из кронблока (на рисунке не показан), талевого блока 8, крюка 7 и талевого каната 9, подается в скважину. Когда ведущая труба 5 войдет в ротор 4 на всю длину, включают лебедку, поднимают бурильную колонну на длину ведущей трубы и подвешивают бурильную колонну с помощью элеватора или клиньев на столе ротора. Затем отвинчивают ведущую трубу 5 вместе с вертлюгом 6 и спускают ее в обсадную трубу, установленную заранее в слегка наклонную скважину (шурф) длиной, равной длине ведущей трубы. Скважина эта бурится заранее в правом углу вышки, примерно посредине расстояния от центра до ее ноги. После этого бурильную колонну удлиняют (наращивают) путем привинчивания к ней так называемой двухтрубки (двух свинченных труб или одной трубы длиной около 12 м), снимают ее с элеватора или клиньев, спускают в скважину на длину двухтрубки, подвешивают с помощью элеватора или клиньев на стол ротора, поднимают из шурфа ведущую трубу с вертлюгом, привинчивают ее к бурильной колонне, освобождают бурильную колонну от клиньев или элеватора, доводят долото до забоя и продолжают бурение.
Для замены изношенного долота поднимают из скважины всю бурильную колонну, а затем вновь спускают ее. Спуско-подъемные работы ведут также с помощью полиспастной системы. При вращении барабана лебедки талевый канат навивается на барабан или свивается с него, что и обеспечивает подъем или спуск талевого блока и крюка. К последнему с помощью штропов и элеватора подвешивают поднимаемую и спускаемую бурильную колонну.
При подъеме бурильную колонну развинчивают на секции, длина которых определяется высотой вышки (около 25 м при высоте вышки 41 м). Отвинченные секции, называемые свечами, устанавливают в фонаре вышки на подсвечнике.
Спускают бурильную колонну в скважину в обратном порядке.
Следовательно, процесс работы долота на забое скважины прерывается наращиванием бурильной колонны и спуско-подъемными работами для замены изношенного долота.
Широко применяют два вида забойных двигателей — ту р -бобур и электробур.А
При бурении с турбобуром вращение вала турбобура происходит за счет преобразования гидравлической энергии потока промывочной жидкости по бурильной колонне, поступающей в турбобур, в механическую энергию на валу турбобура, с которым жестко соединено долото.
При бурении с электробуром энергия к его двигателю подается по кабелю, секции которого укреплены концентрично внутри бурильной колонны.
Как правило, верхние участки разреза скважины представлены современными отложениями, легко размывающимися в процессе бурения циркулирующим потоком жидкости. Поэтому бурить скважину начинают только после того, как предпримут соответствующие меры против размывания породы под основанием буровой. [Для этого до бурения скважины сооружают шурф до устойчивых пород (4—8 м) и в него спускают трубу с вырезанным окном в ее верхней части. Пространство между трубой и стенкой шурфа заполняют бутовым камнем и цементным раствором. В результате устье скважины надежно укрепляется. К окну в трубе приваривают короткий металлический желоб, по которому в процессе бурения скважины промывочная жидкость направляется в желобную систему и к очистительным механизмам. (Трубу, установленную в шурфе, называют направление м.\
После установки направления и проведения ряда других работ (контрольный осмотр оборудования, монтаж и наладка приборов, оснастка полиспастной системы, бурение шурфа под ведущую трубу) составляют акт о готовности смонтированной буровой и приступают к бурению скважины.
Пробурив неустойчивые, мягкие, трещиноватые и кавернозные породы, осложняющие процесс бурения (обычно 50—400 м), .. перекрывают и изолируют эти горизонты, для чего в скважину спускают обсадную колонну, состоящую из свинченных стальных труб, а ее затрубное пространство цементируют. Первая обсадная колонна получила название кондуктор.
После спуска кондуктора не всегда удается пробурить скважину до проектной глубины из-за прохождения новых осложняющих горизонтов или из-за необходимости перекрытия продуктивных пластов, не подлежащих эксплуатации данной скважиной. В таких случаях возникает потребность в спуске и последующем цементировании второй обсадной колонны, называемой промежуточной.
При дальнейшем углублении скважины вновь могут встретиться горизонты, подлежащие изоляции. Тогда спускают и цементируют третью обсадную колонну, называемую второй промежуточной колонной. В этом случае ранее спущенная обсадная колонна будет называться первой промежуточной колонной. В осложненных условиях бурения таких промежуточных колонн может быть три и даже четыре.
Пробурив скважину до проектной глубины, спускают и цементируют эксплуатационную колонну, предназначенную для подъема нефти или газа от забоя к устью скважины или для нагнетания воды (газа) в продуктивный пласт в целях поддержания давления в нем.
После спуска и цементирования эксплуатационной колонны проверяют качество цементного кольца, образовавшегося в за-трубном пространстве, и все обсадные колонны на устье скважины обвязывают друг с другом, применяя специальное оборудование.
Расположение обсадных колонн с указанием их диаметров, глубины перехода с большего диаметра скважины на меньший, глубины спуска обсадных колонн и интервалов их цементирования составляет понятие о конструкции скважины.
Если в скважину, кроме направления и кондуктора, спускают только эксплуатационную колонну, конструкцию называют одноколонной. Если в скважину, кроме направления и кондуктора, спускают промежуточные и эксплуатационные колонны, то конструкцию называют двухколонной (при одной промежуточной колонне) или трехколонной (при двух промежуточных колоннах).
На рис. 21 показана двухколонная конструкция скважины. Конструкцию скважины выбирают с учетом геологических особенностей месторождения (глубины залегания зон обвалов, поглощений, водопроявлений, глубины расположения продуктивных горизонтов), вида добываемого продукта (нефть или газ), способов эксплуатации и бурения, техники и технологии бурения.
После спуска последней эксплуатационной колонны приступают к работам, выполнение которых обеспечит вызов притока нефти из пласта в эксплуатационную колонну и сдачу скважины в эксплуатацию.
В результате развития техники и технологии бурения конструкции нефтяных и газовых скважин за последние десятилетия претерпели значительные изменения в сторону упрощения и облегчения.
Под упрощением конструкции скважины следует понимать уменьшение зазоров между стенкой скважины и обсадными колоннами, что приводит к уменьшению объема выбуриваемой породы и сокращению расхода цемента для цементирования скважины.
Под облегчением конструкции скважины следует понимать уменьшение диаметра эксплуатационной колонны, а следовательно, и диаметров других колонн; отказ от применения вспомогательных колонн (кондуктора, промежуточной колонны); уменьшение глубин спуска колонн. В итоге при облегчении конструкции скважины сокращается расход металла на скважину.
В деле упрощения и облегчения конструкции скважины положительную роль сыграло внедрениевращательного способа бурения. Если при ударном способе бурения в скважину спускали большое число концентрически располагающихся обсадных колонн (иногда до 10—12), то вращательный способ бурения позволил ограничиться спуском только двух-четырех обсадных колонн. Объясняется это тем, что при ударном способе бурения, характеризующемся отсутствием выноса выбуренной породы промывочной жидкостью, обсадные колонны спускали в целях сохранения ствола скважины через каждые 50—150 м проходки.
Рис. 21. Двухколонная конструкция скважины: D\, D2, D3 — диаметры долот, применяемых соответственно при бурении под кондуктор, промежуточную и эксплуатационную колонны; d\, d2, d3, dt —- диаметр направления кондуктора, промежуточной и эксплуатационной колонны; hi, кг, Лз, ^ — интервалы цементирования затрубного пространства за направлением, кондуктором, промежуточной и эксплуатационной колоннами; £ь I2, is. Lt — глубина спуска направления, кондуктора, промежуточной и эксплуатационной колонн |
Вынос выбуренной породы на поверхность циркулирующим потоком промывочной жидкости и создание давления столба жидкости на стенку скважины при вращательном бурении создали условия для увеличения интервала бурения без закрепления ствола скважины обсадной колонной.
После спуска скважины в эксплуатацию буровое и энергетическое оборудование демонтируют и перевозят на вновь строящуюся буровую.
Всем процессом бурения скважины руководит квалифицированный специалист — буровой мастер. На буровой круглосуточно работает буровая бригада, состоящая из сменяющих друг друга трех основных вахт и одной дополнительной вахты, подменяющей основные в выходные дни. Каждая вахта состоит из 4 человек.