Классификация конструктивных схем камер сгорания
Конструктивное оформление газотурбинных двигателей может быть самым разнообразным в зависимости от их назначения. Камеры сгорания авиационных и транспортных ГТД обычно располагаются в кольцевом пространстве между компрессором и турбиной (встроенные камеры). Типичный пример такой компоновки представлен на рис. 1.1.
Компоновочные схемы с выносными камерами сгорания чаще применяются в стационарных ГТУ большой мощности. В этом случае камера связана с компрессором и турбиной трубопроводами (рис.1.2). Встроенные камеры сгорания ГТД и ГТУ по конструктивному оформлению можно разделить на четыре типа:
1. Секционные
2. Трубчато-кольцевые (блочные)
3. Кольцевые
4. Индивидуальные.
Камеры сгорания первого типа представляют собой несколько отдельных самостоятельных камер, расположенных вокруг двигателя между компрессором и турбиной (в авиации они называются индивидуальными). Блок секционной камеры содержит 6-12 индивидуальных камер (рис.1.3). Для испытания такой камеры не требуется больших расходов воздуха, они удобны для осмотра и в случае необходимости могут быть заменены без разборки двигателя. Однако такие камеры имеют ряд недостатков, в частности плохое использование габаритов двигателя (суммарная площадь попе речного сечения камер составляет 65~70 % от кольцевой площади, на которой они расположены), большие гидравлические потери и ряд других.
Рис 1.1. Схема турбовинтового двигателя: I - воздушный винт, 2 – редуктор, 3 – компрессор, 4 - камера сгорания, 5 – турбина, 6- реактивное сопло
Рис.1.2. Схема одновальной ГТУ: I – турбина, 2 - компрессор, 3 - камера сгорания, 4 – генератор, 5 - пусковой мотор-возбудитель
Рис.1.3. Секционная (индивидуальная) камера сгорания: I – кожух, 2 – жаровая труба, 3 – лопаточный завихритель, 4 - пламеперебрасывающий патрубок (пламепровод)
Рис. 1.4. Трубчато-кольцевая камера: 1 - Кожух наружный, 2 – жаровая труба, 3 – пламепровод, 4 – воспламенитель, 5 - кожух внутренний
Рис.1.5. Кольцевая камера сгорания: I - кожух наружный, 2 - жаровая труба, 3 – воспламенитель, 4 - кожух внутренний
Рис 1.6. Камера сгорания ГТ-700-5 (НЗЛ)
Наибольшее распространение в современных транспортных и авиационных ГТД получили кольцевые камеры сгорания (рис.1.5).
В кольцевой камере наилучшим образом используемся отведенное пространство. Камера при прочих равных условиях получается более легкой, с наименьшим гидравлическим сопротивлением и наилучшим запуском, так как по кольцевой жаровой трубе пламя беспрепятственно передается от одной горелки (головки) к другой. Кожух кольцевой камеры сгорания включается в силовую схему двигателя. Недостатками такой камеры являются трудность испытаний, так как требуется большой расход воздуха, меньшая жесткость жаровой трубы, сложность разборки.
В трубчато-кольцевой камере, так же как и в кольцевой, общие внутренний и наружный кожухи - обечайки, а жаровые трубы выполняются отдельно. Продукты сгорания в камере объединяются в кольцевом газосборнике перед сопловым аппаратом турбины. Число жаровых труб равно обычно 6 ÷ 12, жаровые трубы соединены между собой пламяперебрасывающими патрубками, которые одновременно служат для выравнивания давления в трубах. При такой системе случайный срыв факела пламени в одной или нескольких жаровых трубах не приводит к погасанию пламени.
Выносные камеры сгорания стационарных ГТУ удобны по технологическим соображениям. Осмотр и замена деталей таких камер совершенно не требуют разборки двигателя. Число форсунок может быть выбрано любым. Однако выносные камеры имеют большие габариты и вес, требуют больших расходов воздуха для доводки при испытаниях и наличие трубопроводов.-
На рис.1.6 показана камера сгорания газотурбинной установки ГТ-700-5 конструкции НЗЛ.
На некоторых американских ГТД применяются комбинированные камеры сгорания. В общем кольцевом кожухе таких камер размещено несколько жаровых труб, каждая из которых представляет кольцевую камеру. Такое усложнение конструкции вызвано стремлением получить более равномерное распределение топлива и в конечном счете более равномерное и стабильное поле температур перед турбиной.
Индивидуальная встроенная камера позволяет сократить расстояние между компрессором и турбиной и уменьшить число форсунок, что особенно важно для малых ГТД.
Несмотря на существенные различия в общей компоновке и большое разнообразие в конструктивном оформлении отдельных элементов камер сгорания газотурбинных двигателей, они в своей основе имеют общие принципы организации рабочего процесса.
Наиболее распространенной схемой камеры сгорания ГТД является камера с лопаточным заверителем.
Камера сгорания состоит из цилиндрической или конической жаровой трубы с переходным конусом, лопаточного завихрителя (или нескольких завихрителей) и форсунки для подачи топлива. Камера по характеру рабочего процесса разделяется на зону горения и зону смешения. Впрыскиваемое форсункой топливо начинает гореть в головной части каровой трубы вблизи завихрителя и окончательно догорает за первыми рядами отверстий, через которые в жаровую трубу подводится вторичный воздух. Для обеспечения требуемого температурного поля на выходе из камеры сгорания организуется зона смешения, в которую входит один или несколько рядов отверстий в конце жаровой трубы. Здесь происходит снижение температуры горячих газов до требуемого уровня и выравнивание температурного поля. Пространство между жаровой трубой и кожухом камеры называется рубашкой. По рубашке проходит вторичный воздух, постепенно поступающий в отверстия в жаровой трубе. Одновременно часть воздуха служит для охлаждения стенок жаровой трубы.
Обычно в камеру сгорания вводится большее количество воздуха, чем это требуется из условия стехиометрии, то есть обеспечения теоретически полного сгорания. Избыток воздуха необходим для улучшения условий смесеобразования, исключения химического недожога топлива, перемешивания для снижения температуры газов и формирования температурного поля перед турбиной.
Количество вводимого в камеру сгорания воздуха определяется суммарным коэффициентом избытка воздуха α:
где L0 - стехиометрический коэффициент, определяющий теоретически необходимое количество воздуха для полного сжигания 1 кг топлива. Суммарный коэффициент избытка воздуха в камерах сгорания обычно равен 3 - 5. Для керосина L0 = 14,8 кг воздуха/кг топлива.