Методы получения аминокислот
Свойства аминокислот определяются свойствами обеих функциональных групп, присутствующих в молекуле. Аминокислоты существуют в цвиттер-ионной форме, что обусловливает их высокие температуры плавления и растворимость в воде.
Специфической реакцией аминокислот является их способность образовывать пептиды – полимеры небольшого молекулярного веса. Характерной реакцией аминокислот, протекание которой зависит от взаимного расположения функциональных групп, являются их превращение при нагревании. При этом из a-аминокислот образуются дикетопиперазины, из b-аминокислот - a, b-непредельные кислоты, из g, d и e-аминокислот – циклические амиды – лактамы.
С солями двухвалентной меди a-аминокислоты образуют комплексы, которые существуют в виде прочных хелатов. Они окрашены в интенсивно-синий цвет.
С фенилизотиоциантом a-аминокислоты образуют гетероциклические соединения – тиогидантоины.
Каждая аминокислота образует соответствующий только ей тиогидантоин. Образование тиогидантоинов используется при изучении строения белков.
Задачи (аминокислоты)
1. Напишите формулы аминокислот: аминоуксусной, g-аминовалериановой, d-амино-a-метилвалериановой, b-аминопропионовой. Назовите эти кислоты по номенклатуре IUPAC.
2. Каковы структурные формулы глицина, аланина, валина, лейцина?
3. Напишите структурные формулы всех изомерных аминокислот состава С4H9O2N (их пять). Назовите их по международной номенклатуре.
4. Приведите три метода синтеза b-аминопропионовой кислоты.
5. Как аминоуксусная кислота взаимодействует с: аммиаком (нагревание); уксусной кислотой (25°С); PCl5; тионилхлоридом.
6. Напишите уравнения реакций: глицин + HCl; аланин + ацетилхлорид; a-аминоизомасляная кислота + метанол (Н+); b-аминоглутаровая кислота + метилиодид (избыток).
7. Как ведут себя a-, b- и g-аминокислоты при нагревании? Покажите эти реакции на примере нагревания соответствующих a-, b- и g-валериановых кислот.
8. Какие дипептиды образуются при нагревании смеси глицина и аланина?
9. Каково строение аминокислот в кристаллическом состоянии? Что такое цвиттер-ион? Что такое изоэлектрическая точка аминокислот? В чём заключается амфотерность аминокислот (приведите соответствующие реакции)?
УГЛЕВОДЫ
Углеводы – это соединения общей формулы Cn(H2O)m. Они делятся на простые углеводы, или монозы, которые являются полиоксиальдегидами (альдозами) и полиоксикетонами (кетозами), и сложные (дисахариды и полисахариды).
Моносахариды в твердом состоянии находятся в циклической форме, а в растворе – в виде трех таутомерных форм, за счет существования цикло-цепной таутомерии.
На долю линейной формы в случае глюкозы приходится менее 0,002%.
Глюкоза дает все типичные реакции альдегидов и спиртов.
Химические свойства моноз
В зависимости от типа реагента монозы вступают в реакции в линейной или циклической форме.
В состав сложных углеводов монозы входят только в циклической форме.
В зависимости от того, за счет каких гидроксилов происходит соединение двух моноз при образовании дисахаридов, различают восстанавливающие и невосстанавливающие сахара.
У восстанавливающего дисахарида в одной из циклических форм сохраняется гликозидный гидроксил, вследствие чего при растворении его в воде в результате цикло-цепной таутомерии появляется альдегидная группа, которая и дает реакцию серебряного зеркала.
У невосстанавливающего сахарида соединение двух моноз происходит за счет конденсации гликозидных гидроксилов. При растворении в воде таких дисахаридов цикло-цепная таутомерия отсутствует, поэтому такой дисахарид не может давать реакции по альдегидной группе. При гидролизе этих дисахаридов в кислых условиях происходит разрыв ацетальной связи. В образующихся монозах в результате цикло-цепной таутомерии появляется альдегидная группа, которую можно обнаружить с помощью реакции серебряного зеркала. Смесь глюкозы и фруктозы, которая образуется при гидролизе невосстанавливающего сахара – сахарозы, называется инвертированным сахаром, а сам процесс – инверсией сахарозы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9
Опыт 1.Окисление глюкозы аммиачным раствором оксида серебра и реактивом Фелинга.
а) Налейте в пробирку 2 мл 5%-ого раствора глюкозы и 2 мл аммиачного раствора оксида серебра. Смесь нагрейте на водяной бане в течение 5 минут. Наблюдения и выводы запишите в журнал.
б) К 5 мл раствора Фелинга добавьте 1 мл 5%-ого раствора глюкозы. Нагрейте на кипящей водяной бане. Наблюдения и выводы запишите в журнал.
Опыт 2.Инверсия сахарозы (гидролиз сахарозы).
В две пробирки налейте по 10 мл 2%-ого раствора сахарозы. В одну пробирку прибавьте 2 мл концентрированной соляной кислоты. Содержимое обеих пробирок кипятите 5 минут. Реакционную смесь, куда была прибавлена соляная кислота, нейтрализуйте, добавив 2 мл концентрированного раствора гидроксида натрия. В обе пробирки добавьте по 3 мл реактива Фелинга и слегка нагрейте в течение 2 минут. Наблюдения и выводы запишите в журнал.
Опыт 3.Получение ацетилцеллюлозы.
Поместите в пробирку 0.5 г ваты. Прилейте к ней 25 мл ледяной уксусной кислоты, 25 мл уксусного ангидрида и 0.5 мл концентрированной кислоты. Реакционную смесь нагрейте на водяной бане до полного растворения ваты. Вылейте смесь в стакан с 200 мл воды. Ацетилцеллюлоза выпадает в виде хлопьев. Наблюдения и выводы запишите в журнал.
Опыт 4.Реакция крахмала с йодом.
Налейте в пробирку 2 мл раствора крахмала и 2 капли раствора йода. Раствор окрашивается в синий цвет вследствие образования комплексных соединений и адсорбции. Пробирку нагрейте на водяной бане. Синяя окраска исчезнет. При охлаждении она появляется вновь. Реакция с йодом является качественной реакцией на крахмал.
Задачи (углеводы)
1. Проведите классификацию следующих моносахаридов по числу атомов углерода и по типу группы C=O. По возможности назовите их.
2. Что такое асимметрический атом углерода? Отметьте все асимметрические атомы в молекуле D-арабинозы. Почему это соединение относят к D-ряду? Приведите формулу Фишера для L-арабинозы.
3. Напишите схему синтеза альдогексоз из D-арабинозы оксинитрильным методом. Сколько альдоз получается, чем они отличаются? Что такое эпимеры?
4. Какие продукты образуются при взаимодействии D-маннозы с NaBH4, гидроксиламином, CH3I (в присутствии Ag2O), избытком фенилгидразина, бромной водой, HNO3 (конц.), избытком (CH3O)2SO2?
5. В чём заключается явление цикло-цепной таутомерии? Напишите формулы Хеуорса для фуранозных и пиранозных форм D-талозы:
Укажите во всех формулах полуацетальный (гликозидный) гидроксил. Чем различаются a- и b-аномеры моноз?
6. Какие гексозы изображены ниже? Назовите каждую структуру и постройте для неё формулу Фишера.
7. Напишите схему образования дисахарида: a-D-глюкопиранозил-b-D-фруктофуранозид (сахароза). Назовите исходные моносахариды. К какому типу дисахаридов относится сахароза?
8. В чём смысл явления мутаротации? Возможно, ли наблюдать это явление на примере сахарозы, мальтозы? В чём сходство и различие между этими дисахаридами в следующих химических реакциях: гидролиз, окисление реактивом Фелинга, образование метилглкозидов (реакция с метанолом в присутствии HCl)?
9. Напишите, используя структурные формулы, схемы образования из D-глюкозы: крахмала (амилозы) и целлюлозы. Объясните различие в строении этих полисахаридов.
10. Какие продукты получают при нитровании и ацилировании целлюлозы? Приведите схемы реакций. Что такое целлулоид, нитроцеллюлоза, вискозное и медно-аммиачное волокно, где применяются эти соединения?