Эшелонирование сил и средств ликвидации ЧС РСЧС при проведении АСДНР

Силы и средства ликвидации ЧС РСЧС при проведении АСДНР используются эшелонированно: первый, второй, третий эшелоны и резерв.

В состав сил и средств первого эшелона включаются силы и средства с готовностью до 0,5 часа:

- аварийно-технические центры, военизированные противофонтанные, горноспасательные, газоспасательные части, подразделения и формирования Минатома России, Минпромэнерго России, МВД России и Минздрава России;

региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров ГПС МЧС России;

- учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

- службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ;

- АСС Военно-Морского Флота Минобороны России, Минтранса России и Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству;

- формирования территориальных управлений, республиканских, краевых и областных центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета.

Силы и средства РСЧС 1-го эшелона привлекаются к проведению работ по ликвидации ЧС решением КЧСиПБ органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организациями.

Конкретный перечень сил постоянной готовности РСЧС (по министерствам и ведомствам определен «Федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», разработанным в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 и утвержденным решением Правительственной комиссии по ЧСиПБ».

Основные задачи первого эшелона:

- локализация ЧС;

- тушение пожаров;

- организация радиационного и химического контроля,

- проведение поисково-спасательных работ;

- оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

В состав сил второго эшелона включаются силы и средства с готовностью от 0,5 часа до 3 часов:

- ПСС (ПСО), сводные мобильные отряды Войск гражданской обороны, отдельные вертолетные отряды МЧС России;

- восстановительные поезда ОАО «РЖД» и пожарные поезда ФГП ВО ЖДТ ОАО «РЖД» России;

- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхоза России;

- специально подготовленные силы Минобороны России, других войск и формирований, предназначенные для ликвидации ЧС,

- силы и средства других министерств и ведомств Российской Федерации.

Основные задачи второго эшелона:

- проведение АСДНР;

- радиационная и химическая разведка;

- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;

- оказание специализированной медицинской помощи.

Для завершения АСДНР может создаваться третий эшелон.

В состав сил третьего эшелона - все остальные силы и средства РСЧС, привлекаемые к ликвидации ЧС согласно планам действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС с готовностью более 3 часов:

- войска гражданской обороны Российской Федерации с тяжелой техникой;

- Центральный аэромобильный спасательный отряд;

- Центр по проведению спасательных операций особого риска;

- формирования ПО «Авиалесоохрана» Рослесхоза;

- подразделения, формирования и организации Минстроя России, Минтранса России, Минсвязи России, ОАО «РЖД» России, других министерств и ведомств, задействованных в соответствии с решением Правительственной комиссии по ЧСиПБ, а также мощности сохранившихся и восстановленных предприятий и организаций района ЧС.

В состав резерва включаются силы и средства, предназначенные для решения внезапно возникающих задач.

При необходимости к ликвидации ЧС могут привлекаться силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в соответствии с действующим законодательством РФ, а также на основе Руководства по взаимодействию МЧС России по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

2. Радиационно опасные объекты (РОО): определение, перечень, категории объектов по их потенциальной радиационной опасности, требования к размещению радиационных объектов, зонирование территорий.

Радиационно опасный объект (РОО) - это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии или разрушении которого может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных, растений, объектов экономики и окружающей природной среды.

К радиационно опасным объектам относятся:

предприятия ядерного топливного цикла (ЯТЦ): урановой и радиохимической промышленности, по переработке и захоронению радиоактивных отходов;

научно – исследовательские и проектные институты, имеющие ядерные установки;

атомные станции (АС): атомные электрические станции (АЭС), атомные теплоэлектроцентрали (АТЭЦ), атомные станции теплоснабжения (ACT);

объекты с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ): корабельными ЯЭУ, космическими ЯЭУ, войсковыми атомными электростанциями (ВАЭС);

ядерные боеприпасы (ЯБ) и склады для их хранения.
По потенциальной радиационной опасности, которая определяется возможными масштабами их радиационного воздействия на население и персонал при тяжелой радиационной аварии, все РОО классифицируются по 4 категориям.

Категория радиационного объекта – характеристика радиационного объекта по степени его потенциальной радиационной опасности для населения и персонала в условиях возможной аварии.

К I категории относятся радиационные объекты, при аварии на которых возможно радиационное воздействие на население за пределами санитарно-защитной зоны и могут потребоваться меры по его защите.

Ко II категории относятся радиационные объекты, при аварии на которых возможность радиационного воздействия на население и персонал ограничивается территорией санитарно-защитной зоны.

К III категории относятся радиационные объекты, при аварии на которых возможность радиационного воздействия на персонал ограничивается территорией объекта.

К IV категории относятся радиационные объекты, при аварии на которых радиационное воздействие на персонал возможно только в помещениях, где проводятся работы с техногенными источниками.

К объектам 1 категории относятся все АЭС. Именно на данных РОО максимально опасными и сложными по ликвидации последствий являются радиационные аварии ввиду существенных особенностей радиоактивного загрязнения местности.

В целях орга­низации режима радиационной безопасности осуществляется зонирование РОО, которое заключается в установлении на объекте и на прилегающей к ней территории специальных режимных зон, в которых вводится ряд ограничений по допуску и пребыванию в них людей, устанавливаются определенные правила поведения, обязательные для выполнения всеми посещающими эти зоны, обеспечивается принудительное выполнение требований установленного в целом режима радиационной безопасности.

Состав и количество режимных зон определяются в зависимости от характера радиационной обстановки при повседневной беза­варийной работе радиационно опасных объектов и степени радиационной опасности при возникновении аварийных ситуаций.

Вокруг АЭС устанавливается санитарно-защитная зона и зона наблюдения.

Зона санитарно-защитная – зона с ограничением доступа и хозяйственной деятельности, устанавливаемая вокруг радиационного объекта так, чтобы за ее внешней границей эффективная доза техногенного облучения критической группы населения за счет нормальной эксплуатации радиационного объекта не превышала установленные дозовые пределы (квоты) для населения.

Размеры санитарно-защитной зоны определяются на основе расчета дозы внешнего облучения и распространения радиоактивных выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы с учетом метеорологических, гидрологических и эко­логических факторов. В эту зону включается территория вокруг АЭС, на которой уровень облучения населения может превысить установленный предел дозы.

В санитарно-защитной зоне АЭС (РОО) запрещается постоянное или временное проживание, размещение детских учреждений, больниц, санаториев и других оздоровительных учреждений, а также промышленных и подсобных сооружений, не относящихся к этому объекту.

Зона наблюдения – зона, примыкающая к внешней границе санитарно-защитной зоны радиационного объекта, в которой эксплуатирующей организацией должен быть организован радиационный контроль, а в случае радиационной аварии могут превышаться установленные дозовые пределы (квоты) для населения.

В зону наблюдения включается территория (акватория) за пределами сани­тарно-защитной зоны, где возможно влияние выбросов и сбросов радиоактив­ных веществ и где уровень облучения проживающего населения может дости­гать установленного предела дозы.

Внутренняя граница зоны наблюдения всегда совпадает с внешней границей санитарно-защитной зоны.

На границе санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения радиационное воздействие на население при безаварийном функционирова­нии АЭС не должно превышать установленного предела дозы для населения.

В санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения силами службы радиационной безопасности объекта должен проводиться радиационный контроль.

Радиационный контроль- получение информации о радиационной обстановке в организации, в окружающей среде и об уровнях облуче­ния людей (включает в себя дозиметрический и радиометрический кон­троль).

Атомная электрическая станция (АЭС) - это электростанция, на которой ядерная (атомная) энергия преобразуется в электрическую и тепловую.

Основу АЭС составляют ядерные энергетические реакторы. В зависимости от используемого топлива, типа ядерной реакции и способа снятия тепла в Российской

Федерации используются следующие типы реакторов:

реакторы большой мощности канальные (РБМК);

водо-водяные энергетические реакторы (ВВЭР);

реакторы на быстрых нейтронах (БН).

Билет 4

АСР в ЧС, их цель и содержание.

Ликвидация ЧС — это АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, сни­жение размеров ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирова­ния пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечеб­ные учреждения.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

— разведку маршрутов движения и участков работ;

— локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

— подавление или доведение до минимально возможного уровня возник­ших в результате ЧС вредных и опасных факторов, пре­пятствующих ведению спасательных работ;

— поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блоки­рованных помещений;

— оказание первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;

— вывоз (вывод) населения из опасных зон;

— санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, де­зактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продо­вольственного сырья и фуража.

Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).

2.??????????

БИЛЕТ 5

1. Территориальная подсистема РСЧС Калининградской области: определение, назначение, законодательная и нормативно правовая база функционирования, основные задачи, организация

Система ПиЛ ЧС Калининградской области ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ..." Задача защиты населения и территории от ЧС ПТГХ отнесена к ведению субъектов РФ. №131-ФЗ «Об ОМСУ». В исполнении данного закона, а также №68-ФЗ, №-69ФЗ в области принят закон от 19.12.1997 №46 "О защите населения и территории К/О от ЧС ПТГХ" Данный закон определил все организационно-правовые нормы в области защиты от ЧС ПТГХ.

Основными целями закона являются:

1)Предупреждение возникновения и развития ЧС межмуниципального и регионального характера.

2)Снижение размеров ущерба и потерь от ЧС межмуниципального и регионального характера.

3)Ликвидация ЧС межмуниципального и регионального характера.

Законом подтверждено, что областная система ПиЛ ЧС является территориальной подсистемой РСЧС и входит в состав РСЧС. Система предназначена для предупреждения ЧС, а в случае их возникновения для ликвидации их последствий. Организационно-территориальная подсистема РСЧС состоит из звеньев в соответствии с административно-территориальным делением области и действует на региональном, межмуниципальном, объектовом уровнях.

Основными задачами подсистемы являются:

1)Обеспечение готовности к действиям ОУ и сил предназначенных и выделяемых для ПиЛ ЧС.

2)Сбор, обработка и обмен информацией в области защиты от ЧС.

3)Подготовка населения к действиям в ЧС.

4)Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.

5)Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

6)Ликвидация ЧС межмуниципального и регионального характера.

7)Осуществление МП по соц.защите населения пострадавшего в ЧС.

Законом определены полномочия ОИВ области, ОМСУ и обязанности организаций в области ЗНТ от ЧС (ФЗ№46). Организация территориальной подсистемы РСЧС. Порядок организации и функционирования территориальной подсистемы РСЧС определены Положением о территориальной подсистеме РСЧС К/о утв.Постановлением Правительства К/о от 15.09.2006 №668. Положением определено, что территориальная подсистема объединяет ОУ, СиС, свою деятельность она осуществляет во взаимодействии с элементами функциональных подсистем РСЧС расположенных на территории области на каждом уровне территориальной подсистемы создаются ОУ, СиС ПиЛЧС, резервы финансовых и материальных ресурсов, система связи информационного обеспечения. Их состав должен обеспечить ПЧС на своём уровне. ОУ территориальной подсистемы РСЧС являются: координационные органы, ПДОУ, ОПУ.

Координационными органами являются: - на региональном уровне КЧС и ОПБ К/О, - на муниципальном уровне КЧС и ОПБ ОМСУ. - на объектовом КЧС и ОПБ предприятий, организаций, учреждений.

Постоянно действующими ОУ территориальной подсистемы РСЧС являются: - на региональном уровне ГУ МЧС России по К/О. В соответствии с постановлением правительства К/О от 5.02.2008. №45" О мерах по реализации соглашения между МЧС России и правительством К/О о передаче друг другу осуществления части своих полномочий..." Данный ОУ принял на себя решение вопросов организации МП по ЗНТ области от ЧС и ликвидации ЧС, включает организацию и проведение АСДНР, организацию тушения пожаров, осуществление МП по ГО, осуществление поиска и спасения людей на водных объектах области. -на муниципальном уровне ОУ по делам ГО и ЧС создаваемые ОМСУ. -на объектовом уровне структурные подразделения или работники организации по делам ГОЧС.

Органами повседневного управления являются: -на региональном уровне ЦУКС ГУМЧС России по К/О, информационный центр ГУМЧС России по К/О, ДДС. -на муниципальном уровне ЕДДС МуО и ДДС предприятий, учреждений. СиС. К СиС территориальной подсистемы относятся специально подготовленные СиС ФОИВ(элементы функциональных подсистем), ОМСУ и организаций, предназначенные для ПиЛЧС. -на региональном уровне основным формированием является: ПСО МЧС России по К/О филиал северо-западного регионального ПСО. Перечень СиС территориальной подсистемы РСЧС определяется на каждый год ГУ МЧС России по К/О по согласованию с их вышестоящим ОУ. Порядок привлечения СиС к ликвидации конкретной ЧС определяется планом действий по ПиЛ ЧС П и ТГХ и планом взаимодействия. В составе группировки СиС территориальной подсистемы создаётся и определяется группировка СиС постоянной готовности функциональных и территориальных подсистем К/О, кот утверждается Правительством К/О по согласованию с ГУ МЧС России.

2.ДП-5В: определение, назначение, устройство, порядок проверки, подготовки к работе и ведения измерений.

Измеритель мощности дозы (рентгенометр) ДП-5В предназначен для измерения уровней γ-радиации и радиоактивной зараженности поверхности различных предметов по γ-излучению (основной табельный прибор радиационной разведки).

Мощность экспозиционной дозы γ -излучения определяется в миллирентгенах или рентгенах в час (мР/ч, Р/ч) для той точки пространства, в которой помещен при измерениях блок детектирования прибора. Кроме того, имеется возможность обнаружения β-излучения.

Диапазон измерений по γ -излучению от 0,05 мР/ч до 200 Р/ч.

Отсчет показаний производится по шкале с последующим умножением на соответствующий коэффициент поддиапазона, причем рабочим является участок шкалы, очерченный сплошной линией. Прибор имеет 6 поддиапазонов измерений, таблица 1.

Таблица 1

Характеристика диапазона измерений ДП-5В

Поддиапазон Положение ручки переключателя Шкала Единица измерения Пределы измерения
0 - 200 Р/ч 5 - 200
*1000 0 - 5 мР/ч 500 - 5000
*100 0 - 5 мР/ч 50 - 500
*10 0 - 5 мР/ч 5 - 50
*1 0 - 5 мР/ч 0,5 - 5
*0,1 0 - 5 мР/ч 0,05 – 0,5

Прибор имеет звуковую индикацию на всех поддиапазонах, кроме первого. Прибор не имеет «обратного хода» стрелки микроамперметра при перегрузочных облучениях до 300 Р/ч на 1-3 поддиапазонах и до 50 Р/ч на 4-6 поддиапазонах.

Наши рекомендации