Оформление направлений на анализы
Лабораторные методы исследования
Лабораторные исследования являются дополнительным методом одной из важнейших частей обследования пациента. В ряде случаев их данные оказывают решающее значение при постановке диагноза, оценке состояния пациента и контроле за проводимым лечением.
Результаты лабораторного исследования во многом зависят от правильности техники сбора биологического материала, подлежащего исследованию.
Исследуют кровь, выделения (мочу, кал, мокроту). содержимое желудка, двенадцатиперстной кишки, желчь, спинномозговую жидкость, экссудаты, транссудаты, пунктаты, налеты на слизистой зева и носа, а также прямой кишки. Следует помнить, что часть исследований проводится всем без исключения пациентам, отдельные исследования проводят строго по показаниям в зависимости от диагноза.
Претест
Дайте определение следующим терминам:
1. Этика это-
2. Деонтология это -
3. Сестринский процесс это -
4. Сестринский диагноз это -
5. Сестринское дело это -
6. Установите последовательность этапов сестринского процесса:
1.Диагностика проблем.
2. Постановка целей, планирование сестринской помощи.
3. Обследование пациента.
4. Реализация плана.
5. Оценка эффективности сестринского ухода.
Найдите один правильный ответ в следующих тестах:
7. Если в глаза попала кровь, ваше действие:
а) промывать 70% спиртом этиловым
б) промывать 3% раствором хлорамина
в) промыть водой, закапать 20% раствор альбуцида
г) промыть водой, закапать раствор проторгола
8. Если на кожу попала кровь, ваши действия:
а) промыть водой, затем обработать 10% р-ром хлорной извести
б) промыть водой, затем обработать 6% р-ром перекиси водорода
в) обработать руки 70% р-ром этилового спирта и 2-х кратно помыть руки с
мылом
г) 2-х кратно помыть руки с мылом под проточной водой
9. При повреждении кожных покровов (выбрать все необходимое в нужной последовательности):
1. Промыть водой.
2. Обработать перчатки дез. раствором.
3. Снять перчатки.
4. Выдавить кровь из ранки.
5.Обработать 70% раствором этилового спирта.
6. Тщательно промыть руки под проточной водой с мылом.
7. Обработать ранку 6% раствором перекиси водорода.
8. Обработать ранку 5% раствором йода.
10. В случае загрязнения рабочего стола кровью (найдите один правильный ответ):
а) обработать поверхность стола немедленно 3% раствором хлорамина;
б) обработать поверхность стола 2-х кратно с интервалом 15 минут ветошью,
смоченной 3% раствором хлорамина;
в) удалить кровь ветошью смоченной водой.
Учебная информация
Должностные обязанности медсестры
При взятии биологического материала
Проведение исследований можно разделить на 3 этапа.Медсестра обязана выполнить назначенное врачом лабораторное исследование в соответствии со следующими правилами:
Подготовительный этап
1. Приготовить все необходимое для проведения исследования (емкость, направление, контейнер для доставки анализа в лабораторию, инструменты или другое необходимое оснащение, если требует инструкция- стерильное).
2. Правильно обучить и подготовить пациента.
Убедиться, что пациент правильно все понял и запомнил.
Основной этап
3. Провести забор материала в назначенное время строго следуя методике. При работе соблюдать требование инфекционной безопасности: “защитить себя, защитить пациента, защитить окружающих” и права пациента.
Заключительный этап
4. Доставить материал в лабораторию, не допуская утечки биологического
материала и соблюдая сроки транспортировки. Провести дезинфекцию использованного оснащения.
Выборка назначений из истории болезни
Врач, назначая больному лабораторное или инструментальное обследование, записывает свое назначение в истории болезни в месте врачебных назначений.
Чтобы сделать выборку назначений, медсестре необходимо выписать из листа назначений Ф.И.О. больного и назначенное ему лабораторное исследование,
например:
Общий анализ крови на 19/Х11:
1. Тимофеев Р.С., 207п.
2. Артурова П.Р., 205п.
3. Бадамшин Ф.Т., 208п.
Затем мед. сестра оформляет необходимые направления и заполняет этикетки.
Задание: Сделайте выборку из листов врачебных назначений на общий анализ крови.
Подготовка пациента к исследованию
Пациент должен стать полноправным участником подготовки к исследованию, он должен знать и понимать смысл исследования - в этом случае подготовка будет проведена безошибочно, что гарантирует достоверность результатов. Подготовка пациента к тому или иному исследованию должна проводиться с учетом права пациента на конфиденциальность, безопасность, права на достоверную информацию, на отказ от исследования.
Этапы подготовки.
1. Подготовительный:
*Представьтесь пациенту и спросите, как его(ее) называть (оюращаясь по имени и отчеству вы демонстрируете уважение и к пациенту, как к личности).
* Объясните цель предстоящего исследования и получите согласие пациента (этим вы соблюдаете право пациента на информацию, обеспечивается осознанное участие пациента в исследовании).
* Мотивировать пациента на исследование.
* Оцените исходный уровень знаний, что знает пациент о данном исследовании и подготовке к нему, правильны ли его знания.
* Выяснить, нет ли факторов, мешающих обучению (н-р, детский или пожилой возраст, состояние больного, уровень образования и культура, знание языка, пониженные слух, зрение, память).
* На основе собранной информации выбрать метод обучения: рассказ с демонстрацией лабораторной посуды.
Обучение
Объяснить пациенту ход предстоящей подготовки к исследованию, технику сбора материала и условия, которые нужно соблюдать.
* Когда, где и во сколько собрать материал.
* Куда собрать анализ - какой должна быть посуда (чистая, сухая или стерильная, с крышкой ....)
* При каких условиях собирать материал для исследования (натощак, не нарушая стерильности после подмывания и т.п.).
* Если пациент должен собрать материал для исследования вне больничного учреждения - оформить направление и объяснить, куда необходимо отнести емкость с материалом для исследования. Стационарным больным -где оставить собранный материал.
Заключительный
Попросите пациента повторить всю полученную информацию, при необходимости внести коррекцию.
Этика проведения диагностических процедур
Назначенные на определенный день и час процедуры нельзя без серозных оснований переносить на другое время, т.к. пациент к этой процедуре соответственно настроился, подготовился (не завтракал, была поставлена клизма и т.д.) Если иного выхода нет, следует разъяснить больному причину переноса процедуры, успокоить, если он взволнован или расстроен).
Некоторые больные при взятии у них крови из пальца и вены ощущают психологический дискомфорт при виде крови, в этом случае больному можно порекомендовать отвернуться.
При проведении длительных процедур необходимо создать для пациента относительно комфортные условия (оптимальная температура воздуха в помещении, удобная поза больного и др).
Некоторые больные отрицательно реагируют на необходимость регулярно собирать для анализов кал, мочу, мокроту, Медсестра должна убедить такого пациента строго выполнять назначения, контролировать действия больного, точно учитывать время и количество собранного материала, обеспечить его своевременную доставку.
Недопустимо демонстрировать отвращение и брезгливое отношение.
Транспортировка биологического материала
Доставку в лабораторию необходимо осуществить в максимально короткие сроки. При задержке транспортировки материал следует хранить на холоде: на нижней полке холодильника или на полу в ванной комнате.
Транспортировку осуществляют в специальных контейнерах. Потенциально заразные биологические жидкости герметично упаковывают в специальный бикс или пенал.
Категорически запрещено оставлять контейнер без присмотра или допускать утечку жидкости.
ТРЕБОВАНИЕ К ТРАНСПОРТИРОВКЕ И ХРАНЕНИЮ МАТЕРИАЛА ИЗ ЛПУ НА СЕРОДИАГНОСТИКУ ВИЧ.
1. Взятая для исследования кровь д.б. доставлена в лабораторию в течение 24 часов с момента взятия.
2. Полученная кровь не рекомендуется хранить более 12 часов при комнатной температуре и дольше 2 суток в холодильнике при температуре +4-8 градусов С.
3. В случае необходимости доставки крови в установленное время материал пересылается в виде сыворотки в течении 7 дней от дня взятия крови при условии хранения сыворотки до отправки в лабораторию в холодильнике при температуре +4-8 градусов С.
4. Кровь в лабораторию доставляет персонал, прошедший специальный инструктаж.
5. Доставка образцов крови (сыворотки) в лабораторию осуществляется в емкостях (контейнеры, стерилизационные коробки и др) с закрывающимися крышками и предназначенными только для доставки крови на ВИЧ.
6. Образцы (сыворотки) должны доставляться в пробирках или флаконах, герметично закрытыми полиэтиленовой пленкой пробками.
7. Чистые пробирки на обмен выдаются только в предназначенную специальную для них емкость(бикс, ящик, полиэтиленовый мешок).
8. Направление на исследование сыворотки на антитела с приложением к ВИЧ оформляется в 2-х экземплярах в соответствии с приложением инструкции “По противоэпидемическому режиму в лаборатории СПИД” от 05.07.90 г. № 42-28/38-90&.
9. Кровь обследуемых, заказанную на повторное исследование , оформляется на отдельном направлении с пометкой “Повторно”. Срок доставки сыворотки для повторного обследования не позже 10 дней с момента выдачи результата из лаборатории.
10. Результаты исследования на ВИЧ выдаются только сотрудниками ЛПУ.
11. Результаты исследований на ВИЧ по телефону не сообщаются (за исключением отделений переливания крови).
12. Дубликаты результатов исследований выдаются в исключительных случаях по предварительной договоренности.
13. Направления присылать в полиэтиленовых папках (пакетах).
Оформление направлений на анализы
На каждое исследование оформляется направление, которое обеспечивает необходимую связь между лечащим врачом и лабораторией.
Направление должно содержать следующую информацию:
1) Оформление направлений на исследование:
1. Куда направляется данный больной или биологический материал, например, в рентгенологический кабинет, в биохимическую лабораторию, в СЭС (санэпидемстанцию);
2. Название исследования, н-р: ОАК-общий анализ крови, ОАМ- общий анализ мочи, рентгенография (R-графия) желудка, кровь на билирубин
3. Данные пациента: Ф.И.О., возраст, место жительства, диагноз.
Н-р, Салихова Г.М., 42г., ул.Комарова, 19-27,Ds-язвенная болезнь 12 -перстной кишки.
4. Дата назначения исследования, врач, направляющий на исследование.
5. Куда отправить результат исследования. Н-р: участок или кабинет №
отделение ........ пост ..........
2) Оформление этикеток на анализы мочи и кала у стационарных больных.
1. Название анализа мочи или кала. Н-р: анализ мочи по Нечипоренко, анализ кала на яйца глист.
2. Данные пациента: Ф.И.О., возраст, палата.
3. Дата сбора материала для исследования, подпись медсестры, оформившей этикетку.
4. Куда отправить результат лаб. исследования.
Необходимо вести записи четким, разборчивым подчерком