Организация наблюдений за загрязнением атмосферы

Мониторинг безопасности

Вопросы к экзамену

1. Уровни экологического мониторинга. Принципы ОГСНКа

2. Станции комплексного фонового мониторинга

3. Станции фонового мониторинга атмосферы.

4. Организация наблюдений за загрязнением атмосферы

5. Сеть наблюдений за состоянием атмосферного воздуха.

6. Посты наблюдений загрязнения атмосферного воздуха.

7. Источники загрязнения атмосферного воздуха.

8. Свойства загрязняющих веществ атмосферного воздуха ( диоксид азота, диоксид серы)

9. Свойства загрязняющих веществ атмосферного воздуха ( взвешенные вещества, оксид углерода, тяжелые металлы)

10. Показатели качества атмосферного воздуха.

11. Влияние метеорологических параметров на состояние атмосферного воздуха.

12. Обобщенный показатель загрязнения атмосферного воздуха.

13. Прогноз загрязнения воздуха по городу.

14. Перечень веществ подлежащих контролю.

15. Методы отбора проб воздуха.

16. Наблюдение за загрязнением поверхностных вод.

17. Качество вод и виды водопользования.

18. Классификация вод по интегральным показателям качества.

19. Формирование сети пунктов контроля качества поверхностных вод.

20. Программа наблюдений за качеством поверхностных вод.

21. Обор проб воды поверхностных почв пестицидами.

22. водоемов.

23. Общие и суммарные показатели качества вод.

24. Определение неорганических загрязнителей в природных водах.

25. Определение органических загрязнителей в природных водах.

26. Критерии опасности загрязнения почв.

27. Эколого-гигиеническая оценка почв населенных пунктов.

28. Наблюдение за загрязнением почв.

29. Контроль за загрязнением почв пестицидами.

30. Контроль за радиоактивным загрязнением почв.

31. Контроль за загрязнением почв вредными веществами промышленного происхождения.

32. Организация проведения мониторинга техногенных опасностей.

33. Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах.

34. Ветви возникновения аварийных ситуаций на промышленных объектах (ошибка оператора, отказ технологического оборудования).

35. Ветви возникновения аварийных ситуаций на промышленных объектах (ураган, смерч, землетрясение, противоправные действия).

36. Ранжирование территории региона в соответствии с характеристиками критически важного обьекта.

37. Ранжирование территории региона в соответствии с характеристиками потенциально опасного обьекта.

38. Стуктура и принцип построения системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений.

39. Особенности организации биомониторинга в районах размещения критически важных, потенциально опасных объектов.

7.1. Рекомендуемая литература
  Авторы, составители Заглавие Продолже- ние заглавия Город Издатель-ство Год
Денисов В.В. Промышленная экология Учебное пособие М. ИКЦ «МарТ»
Дмитриенко В.П. Экологический мониторинг техносферы Учебное пособие СПб- М. Лань
Габричидзе Т.Г. Комплексная многоступенчатая система безопасности критически важных потенциально опасных объектов Монография Ижевск Научная книга
Вартанов А.З. Методы прибора контроля окружающей среды и экологический мониторинг Учебник М. МГУ: Горная книга
Голицин А.Н.. Промышленная экология и мониторинг загрязнения окружающей среды Учебник М. Оникс
Власова В.А. Комплексная система безопасности критически важных и потенциально опасных объектов Учебное пособие Ижевск Институт гражданской защиты
               

Задание

1. Дать развернутый ответ на 4 вопроса. Вопросы выбираем по последней цифре зачетной книжки. Вариант 1 (вопросы 1,11,21,31)

2. Провести экологическую оценку района, где вы проживаете (по состоянию атмосферного воздуха, поверхностных вод).

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИИ

Часть 1 Экологический мониторинг

Мониторинг - система наблюдений и контроля за состоянием качества окружающей среды, состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной, малоизмененной природной средой.

Мониторинг может охватывать как локальные районы, так и земной шар в целом (глобальный мониторинг).

Чтобы обеспечить эффективную оценку и прогноз, мониторинг должен включать наблюдения за источниками загрязнения, загрязнением природной среды и следствиями от этого загрязнения.

Наиболее универсальным подходом к определению структуры системы мониторинга антропогенных изменений является его разделение на блоки: "Наблюдения", "Оценка фактического состояния", "Прогноз состояния", "Оценка прогнозируемого состояния" (существующие геофизические службы строились по такой же схеме).

Блоки "Наблюдения" и "Прогноз состояния" тесно связаны между собой, так как прогноз состояния окружающей среды возможен лишь при наличии достаточно репрезентативной информации о фактическом состоянии (прямая связь). Построение прогноза, с одной стороны, подразумевает знание закономерностей изменений состояния природной среды, наличие схемы и возможностей численного расчета этого состояния, с другой - направленность прогноза в значительной степени должна определять структуру и состав наблюдательной сети (обратная связь).

Данные, характеризующие состояние природной среды, полученные в результате наблюдений или прогноза, должны оцениваться в зависимости от того, в какой области человеческой деятельности они используются (с помощью специально выбранных или выработанных критериев). Оценка подразумевает, с одной стороны, определение ущерба от воздействия, с другой - выбор оптимальных условий для человеческой деятельности, определение существующих экологических резервов. При такого рода оценках рассчитываются возможные значения допустимых нагрузок на окружающую природную среду.

Информационные геофизические системы, так же как и информационная система мониторинга антропогенных изменений, являются составной частью системы управления, взаимодействия человека с окружающей средой (системы управления состоянием окружающей среды), поскольку информация о существующем состоянии природной среды и тенденциях ее изменения должна быть положена в основу разработки мер по охране природы и учитываться при планировании развития экономики. Результаты оценки существующего и прогнозируемого состояния биосферы в свою очередь дают возможность уточнить требования к подсистеме наблюдений (это и составляет научное обоснование мониторинга, обоснование состава, структуры сети и методов наблюдений).

На рисунке 2 показано место мониторинга в системе управления (регулирования) состоянием окружающей природной среды. На схеме условно совмещены энергетические и информационные потоки.

Организация наблюдений за загрязнением атмосферы - student2.ru
Рис. 2. Место мониторинга в системе управления состоянием природной среды

Элемент биосферы с уровнем состояния Б, подвергаясь воздействию (А), меняет свое состояние (Б → Б').

С помощью системы мониторинга (М) получается "фотография" этого измененного, а по возможности и первоначального состояния, производится обобщение данных, анализ и оценка фактического и прогнозируемого состояния. Эта информация передается в блок управления (У) принятия решения (см. рис. 1). На основании этой информации в зависимости от уровня научно- технических разработок (Н) и экономических возможностей (Э), с учетом эколого-экономических оценок; принимаются меры по ограничению или прекращению антропогенных воздействий, по профилактическому укреплению или последующему "лечению" элемента биосферы. Также возможна комбинация перечисленных подходов. Совершенствуется и система мониторинга (указанные действия показаны на схеме штриховыми линиями).

Следует отметить, что, поскольку оценка фактического и прогнозируемого состояния природной среды является составной частью мониторинга (см. рис. 1), то некоторые авторы идентифицируют эту часть мониторинга с элементом управления состоянием природной среды.

Наблюдения за состоянием окружающей природной среды должны включать наблюдения за источниками и факторами воздействия (в том числе источниками загрязнений, излучений и т.п.). За состоянием элементов биосферы (в том числе за откликами живых организмов на воздействие (см. рис. 3), за изменением их структурных и функциональных показателей). На рисунке также показана классификация мониторинга.

В системе мониторинга различают три уровня:

- санитарно-токсический

- экологический

- биосферный

Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества окружающей cреды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия физических факторов (шум,пыль), патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи, контроль за содержанием в атмосфере окислов серы и азота,СО2, соединений тяжелых металлов,качество водных объектов.

Экологический мониторинг - определение изменений в экологических системах(биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также выявление запасов(динамика) полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов. Экологическая ступень мониторинга не имеет единой системы учетных показателей. Степень нарушения природных комплексов, биогеоценозов, отдельных составляющих биосферу компонентов определяют путем сравнения их по ряду признаков и характеристик с ненарушенными экосистемами. Наиболее важный показатель - биологическая продуктивность биогеоценоза, единица площади суши или воды за определенный промежуторк времени.

Программа мониторинга

Импактный мониторинг

Состав и уровни концентраций загрязняющих веществ зависят от технологии производств. В данном случае физико-химические процессы в окружающей среде и метеорологические условия начинают играть существенную роль. Уровни загрязнения Среды превышают ПДКсс в десятки раз. Наблюдается тесная связь между расположением источников, их характеристиками, направлением и скоростью ветра и полями концентраций загрязняющих веществ. Наблюдения осуществляется на стационарных постах.

Региональный мониторинг

Региональный мониторинг дает возможность стыковать данные импактного и глобального фонового мониторинга, а также позволяет выявить основные пути распространения загрязняющих веществ на большие расстояния.

непосредственные сведения о состоянии загрязнения атмосферы на региональном уровне могут быть получены по данным наблюдения в небольших населенных пунктах, расположенных в дали от крупных городов, при условии, что источники загрязнения в этих пунктах отсутствуют.

Можно добавить, что значительное удаление от предприятий приводит к тому, что уровни концентраций загрязняющих веществ оказываются ближе к фоновым, обычно в пределах ПДКсс или даже ниже.

Глобальный мониторинг

Рост выбросов вредных веществ в атмосферу в результате процессов индустриализации и урбанизации ведет к увеличению содержанию примесей на значительном расстоянии от источников загрязнения и глобальным изменением в составе атмосферы, приводит к изменению климата.

Всемирной метеорологической организацией (ВМО) в 60-е годы была создана мировая сеть станций мониторинга фонового загрязнения атмосферы (БАПМоН). Ее цель состояла в получении информации о фоновых уровнях концентрации атмосферных составляющих долгопериодных изменениях, которых можно судить о человеческой деятельности.

Нарастающая острота проблемы загрязнения окружающей среды в глобальном масштабе привела к созданию в 70-е годы комитета ООН по окружающей среде (UNEP), которым было принято решение о создании Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС), предназначенной для наблюдения за фоновым состоянием биосферы в целом.

Станции фонового мониторинга атмосферы (станции БАПМоН) ответственны за проведение наблюдений и своевременную отправку полученных первичных данных в курирующие их управления по гидрометериологии (УГМ) и Главную геофизическую обсерваторию (ГГО) им. А. И. Воейково.

Общегосударственная система наблюдения и контроля атмосферного воздуха (ОГСНКа)

ОГСНКа- составная часть общегосударственной системы наблюдений и контроля (ОГСНК)

Задачи:

1. Наблюдение и контроль за уровнем загрязнения
окружающей среды по физическим, химическим и гидробиологическим (для водной среды) характеристикам с целью выявления оценки уровня загрязненности и его изменений в
пространстве и времени, выявления источников загрязнения,
также оценки эффективности мероприятий по защите от загрязнения.

2. Обеспечение заинтересованных организаций и учреждений
оперативной и режимной информацией об изменениях уровня
загрязнения объектов окружающей среды и о возможности его
изменения под влиянием хозяйственной деятельности и
гидрометеоусловий, а также обеспечение прогнозами о возможных изменениях уровня загрязненности любых сред.

Основные принципы организации ОГСНКа.

1. Комплексность, предусматривающая согласованную программу всех работ с различными объектами и природнымисредами.

2. Синхронность всех систем наблюдений и согласованность
сроков проведения наблюдений по сезонам и в связи схарактерными гидро- и метеоусловиями.

Как видно, служба ОГСНКа взяла многое из рекомендаций, на которых основана ГСМОС.

ОГСНКа состоит из двух уровней мониторинга:

1) импактный мониторинг;

2) региональный мониторинг, включая фоновый.

В России существует сеть станций, которая ведет наблюдения за содержанием загрязняющих веществ в атмосфере. Эти станции расположены в 253 городах, в среднем по 2 станции на город. На­блюдениями охвачено до 2/3 городского населения. Число стацио­нарных постов определяется в зависимости от численности населе­ния в городе, площади населенного пункта, рельефа местности и степени индустриализации. В зависимости от численности населе­ния устанавливается:

1 пост - до 50 тыс. жителей; 2 поста - 50-100 тыс. жителей; 2-3 по­ста - 100-200 тыс. жителей; 3-5 постов - 200-500 тыс. жителей; 5-10 постов - более 500 тыс. жителей; 10-20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн жителей.

В основу системы наблюдений положены: регулярность, единство программы наблюдений, репрезентативность положения стационарного поста. Обработка данных производится в ГГО им. А.И.Воейкова в Санкт-Петербурге. Обычно на каждом посту измеряется до 8 загрязняющих веществ, но, учитывая, что каждый про­мышленный центр имеет свою экологическую специфику и набор 3В, возможно измерение до 80 компонентов.

Прерогатива контроля источников загрязнения (выбросов, труб и т.п.) принадлежит отделам охраны окружающей среды самих предприятий в контакте с санитарно-гигиеническими службами. Ос­тальные три уровня контроля выполняются службами, институтами и учреждениями Роскомгидромета.

Классификация станций наблюдения.

1. Станции комплексного фонового мониторинга (СКФМ)

Их местоположение по своим ландшафтным и климатическим характеристикам должно быть репрезентативным для данного региона.

Оценка по репрезентативности начинается с анализа климатических, топографических, почвенных, ботанических, геологических и др. материалов.

После выбора района учитывается имеющиеся на данной территории источники загрязнения.

При наличии крупных локальных источников(административно-промышленных центров с населением более 500 тыс.человек) расстояние до наблюдательного полигона(СКФМ) должно составлять не менее 100 км.

Если это невыполнимо, то следует расположить СКФМ таким образом, чтобы повторяемость воздушного потока, обусловливающего перенос загрязняющих веществ от источника в направлении станции, не превышала 20-30%.

СКФМ - включает стационарный наблюдательный полигон и химическую лабораторию.

Наблюдательный полигон составляет пробоотборные площадки, гидропосты и в ряде случаев наблюдательные скважины. На полигоне выполняется отбор проб атмосферного воздуха, атмосферных осадков, вод, почв, растительности, а также проводятся гидрометеорологические и геофизические измерения.

Площадка размером 50*50 м, на которой размещаются пробоотборные установки и измерительные приборы-опорной(базовой) площадки фоновой станции. Она должна находиться на ровном участке ландшафта с малой степенью закрытости горизонта, вдали от строений, лесных полос, холмов и др. препятствий.

Площадку оборудуют установками для отбора проб воздуха, воды,почвы, осадкосборником, газоанализаторами, типовым комплектом метеорологических приборов.

Химическая лаборатория станции располагается на расстояниии не ближе 500 м от опорной площадки.

- в лаборатории проводятся обработка и анализ той части пробы, которая не подлежит пересылке в региональную лабораторию: содержание в атмосферном воздухе взвешенных частиц(пыли) сульфатов,SO2, измерения РИ, электропроводность, концентрации анионов и катионов.

Программа наблюдений

На станциях КФМ проводится комплексное изучение содержания загрязняющих веществ в компонентах экосистем. Программа наблюдений на СКФМ включает системотические измерения содержания загрязняющих веществ одновременно во всех средах (таблица 2.1).

Перечень включенных в программу веществ составлен с учетом таких их свойст, как распространенность и устойчивость в окружающей среде, способность к миграции на большие площади, степень негативного воздействия на биологические и геофизические системы различных уровней.

В атмосферном воздухе подлежат измерению среднесуточные концентрации: взвешанных веществ, озона, оксидов С, N, диоксида серы, сульфитов, 3,4-бенз(а)пирена, ДДТ и др. хлорорганических соединений, Sb,Hg,Mg,Cd, показателя аэрозольной мутности атмосферы.

Метеорологические наблюдения включают наблюдения за: температурой и влажностью воздуха, скоростью и направлению ветра, атмосф.давлением, облачностью(количеством, формой, высотой): солнечным сиянием, атмосферными явлениями (туман, метели, грозы), атмосферными осадками(количеством, интенсивностью), снежным покровом (высотой,содержанием влаги), температура почвы(на поверхности, в глубине),состоянием поверхности почвы, радиацией(прямой, рассеянной, суммарной и отраженной), радиационным балансом, градиентами температуры, влажности и скорости ветра на высоте 0,5 -10 м, градиентами температуры, влажности почвы на глубине 0-20 см, тепловым балансом.

2. Станции фонового мониторинга атмосферы.

(БАПМОН) - отвеоственный за проведение наблюдений и своевременную отправку полученных результатов в курирующие их управление по гидрометеорологии (УГМ) и Главную геофизическую обсерваторию (ГТО) им. А. И. Воейкова.

На УГМ возлагаются задачи по обеспечению и контролю работы фоновых станций.

Станции БАПМоН - подразделяются на три категории:

- базовые

- региональные

континентальные

Базовые станции следует располагать в наиболее чистых местах, в горах, на изолированных островах. Основной задачей базовых станций является контроль за глобальным фоновым уровнем загрязнения атмосферы, не испытывающей влияния никаких локальных источников.

Региональные станции должны находиться в с/х местности, не менее чем в 40 км. oт крупных источников загрязнения.

Их целью является обнаружение в районе станции долгопериодных колебаний атмосферных составляющих, обусловленных изменениями в использовании земли и другими антропогенными изменениями.

Континентальные станции охватывают более широкий спектр исследований по сравнению с региональными станциями. Они должны размещаться в отдаленных районах, чтобы в радиусе 100 км не было источников, которые могли бы повлиять на локальные уровни загрязнения.

Программа наблюдений.

В обязательную программу наблюдений на базовых станциях БАМПоН включены наблюдения за содержанием диоксида серы, аэрозольной мутностью атмосферы, радиацией, взвешенными аэрозольными частицами, хим.составом осадков,вод.

На региональных станциях программа наблюдений включает измерение атмосферной мутности, концентрации взвешенных аэрозольных частиц, определение хим.состава атмосферных осадков.

Программа наблюдений на фоновых станциях разных категорий может быть расширена за счет увеличения числа определяемых в атмосфере газов, в частности малых газовых компонентов, объемная концентрация которых менее 1%, которые, преобразуясь в атмосфере, могут превратиться в аэрозольные частицы.

Любые наблюдения по программе фонового мониторинга должны сопровождаться комплексом обязательных метеорологических наблюдений: видимости, атмосферных явлений, температуры, влажности воздуха, направления и скорости ветра, давления атмосферы

По мнению экспертов ООН, пять загрязняющих веществ атмосферу, подлежащих контролю располагаются в следующем порядке: SO2, O3, NO, Pb, CO2 .

Организация наблюдений за загрязнением атмосферы

Правила организации наблюдений за уровнем загрязнения ат­мосферы в городах и населенных пунктах изложены в ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосферы. Правила контроля каче­ства воздуха населенных пунктов". Наблюдения за уровнем загряз­нения атмосферы осуществляют на постах. Постом наблюдения яв­ляется выбранное место (точка местности), на котором размещают павильон или автомобиль, оборудованные соответствующими при­борами.

Для получения репрезентативной информации о пространственной и временной изменчивости загрязнения воздуха, нужно предварительно провести обследование метеорологических условий и характера пространственной и временной изменчивости загрязнения воздуха с помощью передвижных средств. Для этого чаще всего используется передвижная лаборатория, производящая отбор, а иногда и анализ проб воздуха во время остановок. Такой метод обследования называется рекогносцировочным. Он находит достаточно широкое применение за рубежом.

На карту-схему города (населенного пункта, района) наносится регулярная сетка с шагом 0,1; 0,5 или 1,0 км. На местности по специально разработанной программе случайного отбора проб отбираются и анализируются пробы в точках, совпадающих с узлами сетки, наложенной на карту-схему. Для получения статистически достоверных средних значений измеренных концентраций проводится анализ комбинаций точек на сетке, объединенных в квадраты, например, площадью (2-4) км 2, с учетом направлений ветра по направлениям. Такой метод позволяет выявить как границы промышленных комплексов и узлов, так и зоны их влияния. При этом обеспечивается возможность сравнения полученных результатов с расчетными данными математических моделей. Использование методов моделирования в этих работах является обязательным.

Если обнаруживается, что существует вероятность роста концентрации примеси выше установленных нормативов, то за содержанием такой примеси в выявленной зоне следует установить наблюдение. Если же такой вероятности нет и отсутствуют перспективы развития промышленности, энергетики и автотранспорта, установление стационарных постов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха нецелесообразно. Такой вывод не распространяется на организацию наблюдений за фоновым уровнем загрязнения воздуха вне населенных пунктов.

Установив степень загрязнения атмосферного воздуха всеми примесями выбрасываемыми существующими и намечаемыми к строительству и пуску источниками, а также характер изменения полей концентрации примесей по территории и во времени с учетом карт загрязнения воздуха, построенных по результатам математического и физического моделирования, можно приступить к разработке схемы размещения стационарных постов наблюдений на территории города и программы их работ. Программа разрабатывается исходя из задач каждого измерительного пункта и особенностей изменчивости концентрации каждой примеси в атмосферном воздухе. Пост наблюдений может давать информацию об общем состоянии воздушного бассейна, если пост находится вне зоны влияния отдельных источников выбросов и осуществлять контроль за источниками выбросов, если пост находится в зоне влияния источников выбросов.

При размещении постов наблюдений предпочтение отдается районам жилой застройки с наибольшей плотностью населения, где возможны случаи превышения установленных пороговых значений гигиенических показателей ПДК. Наблюдения должны проводиться за всеми примесями, уровни которых превышают ПДК.

В обязательном порядке измеряются основные, наиболее часто встречающиеся загрязняющие воздух вещества: пыль, диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота. Выбор других веществ, требующих контроля, определяется спецификой производства и выбросов в данной местности, частотой превышения ПДК.

Контроль за радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха осуществляется как на фоновом уровне, так и в зонах влияния атомных электростанций и других источников возможных выделений или выбросов радиоактивных веществ. При контроле радиоактивного загрязнения на фоновом уровне используются существующие фоновые станции или специальные станции, установленные на расстоянии 50-100 км от возможного источника радиоактивного загрязнения. При контроле в радиусе до 25 км от возможных источников выбросов радиоактивных веществ используется как существующая сеть контроля. так и специальные посты наблюдений, где устанавливаются датчики гамма- излучения и приборы для отбора проб и анализа воздуха. Рекомендуется в зоне до 25 км иметь 10-15 специализированных пунктов контроля, оснащенных дистанционными системами и высокопроизводительными фильтрующими воздух установками, а также около 30 дополнительных стационарных пунктов контроля радиационной обстановки, оснащенных интегрирующими термолюминесцентными дозиметрами. При этом в пределах санитарно-защитной зоны создаются посты дистанционного контроля радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха. Подсистемы дистанционного контроля оборудуются каналами связи. Для повышения достоверности информации в каждом пункте устанавливается несколько датчиков.

Важными методами контроля так называемого трансграничного переноса глобальных потоков примесей, переносимых на большие расстояния от места выброса, является система наземных и самолетных станций, сопряженных с математическими моделями распространения примесей. Сеть станций трансграничного переноса оборудуется системами отбора газа и аэрозолей, сбора сухих и мокрых выпадений анализа содержания примесей в отобранных пробах. Информация поступает в метеорологические синтезирующие центры, которые осуществляют:

· сбор, анализ и хранение информации о трансграничном переносе примесей в атмосфере;

· прогнозирование переноса примесей на основе метеорологических данных;

· идентификацию районов выбросов и источников;

· регистрацию и расчет выпадений примесей из атмосферного воздуха на подстилающую поверхность и другие работы.

В целях сопоставимости результатов наблюдений, полученных в разных географических и временных условиях, используются единые унифицированные методы отбора и анализа проб, обработки и передачи информации. Информация, получаемая на сети наблюдений, по степени срочности подразделяется на три категории: экстренная, оперативная и режимная. Экстренная информация содержит сведения о резких изменениях уровней загрязнения атмосферного воздуха и передается в соответствующие (контролирующие, хозяйственные) организации незамедлительно. Оперативная информация содержит обобщенные результаты наблюдений за месяц, а режимная - за год. Информация по последним двум категориям передается заинтересованным и контролирующим организациям в сроки их накопления: ежемесячно и ежегодно. Режимная информация, содержащая данные о среднем и наибольшем уровнях загрязнения воздуха за длительный период, используется при планировании мероприятий по охране атмосферы, установлении нормативов выбросов, оценках ущерба, наносимого народному хозяйству загрязнением атмосферного воздуха.

Для того чтобы воздухо-охранные мероприятия были эффективными, информация должна быть полной и достоверной. Полнота информации определяется числом контролируемых ингредиентов, сроками наблюдений, размещением сети наблюдений. Достоверность информации достигается строгим соблюдением нормативных требований, обеспечивающих получение репрезентативных данных, однородность информации, полноту наблюдений, правильность статистической обработки и санитарно-гигиенической оценки по данным наблюдений загрязнения атмосферного воздуха, корректность объяснения причин повышенных уровней загрязнения и тенденций (или их отсутствие) изменения уровней загрязнения атмосферного воздуха во времени и по территории, учет метеорологических условий переноса и рассеяния примесей режима выбросов в данном районе.

Достоверность информации в значительной степени зависит от ее однородности. Необходимо иметь однородный ряд наблюдений за период, для которого средние характеристики оказываются достаточно устойчивыми и слабо зависящими от новых результатов измерений. В городах в результате застройки и реконструкции происходят изменения микроклиматических и метеорологических условий, поэтому получение среднего значения концентрации примеси для периода, в который меняется характер воздействия источников выбросов на атмосферу, является проблемной задачей. Средние годовые концентрации из-за погрешностей измерений, неоднородности рядов наблюдений, изменения метеоусловий и структуры городской застройки, могут значительно варьировать. В связи с этим для повышения качества воздухо-охранных рекомендаций необходимо использовать данные наблюдений за более длительные сроки (5 лет).

Наши рекомендации