Тема: «Многоатомные спирты».

Цели:Расширять знания, опираясь на материал научной литературы, Интернет ресурсов, видео материалов.

Оборудование: конспекты лекций, материалы научной литературы, Интернет ресурсы, видео материалы.

Используемая литература: Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник/[О.С.Габриэлян, И.Г.Остроумова, Е.Е.Остроумова, С.А.Сладков]; под ред. О.С.Габриэляна. - 3-е изд., стер. - М.: "Академия", 2014. - 384с. Стр.145-147

Задания:

1.Выписать в глоссарий ключевые понятия: глицерин, диол, этиленгликоль.

2. Запишите определение

Многоатомные спирты

3. Как с помощью качественных реакций различить водные растворы фенола, этанола, и глицерина. Приведите план распознавания веществ и напишите уравнения реакций.

4. Расположите вещества в порядке усиления кислотных свойств:

а) вода б) этиленгликоль в) этанол г) уксусная кислота

Форма отчета: задания, выполненные в рабочей тетради

Самостоятельная работа № 3.4

Тема: «Оксосоединения (альдегиды и кетоны)».

Цели:Расширять знания, опираясь на материал научной литературы, Интернет ресурсов, видео материалов.

Оборудование: конспекты лекций, материалы научной литературы, Интернет ресурсы, видео материалы.

Используемая литература: Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник/[О.С.Габриэлян, И.Г.Остроумова, Е.Е.Остроумова, С.А.Сладков]; под ред. О.С.Габриэляна. - 3-е изд., стер. - М.: "Академия", 2014. - 384с. Стр.154-163

Задания:

1.Выпишите в глоссарий ключевые определения: карбонильные соединения, альдегиды, кетоны, циангидрины

2.Какие типы изомерии характерны для карбонильных соединений? Чем в этом отношении отличаются альдегиды и кетоны?

3. Напишите структурные формулы следующих альдегидов и кетонов:

а) 2-метилбутаналь;

б) 3-этилпентаналь;

в)бутанон-2;

г)2,4-диметилгексанон-3

4.Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить превращения (при необходимости укажите условия реакции):

а) СН3-СНО→СН3-СН2-ОН→СН2=СН2→НС≡СН→СН3-СНО

б)СН4→СН3Cl→CH3OH→HCHO

5.Напишите реакцию "Серебряного зеркала"

6.В трех пробирках находятся растворы этиленгликоля, ацетальдегида, ацетона. Каким образом можно определить каждое из веществ? Напишите уравнения соответствующих реакций.

7. Напишите уравнения реакций пропаналя со следующими реагентами:

а)гидросульфит натрия

б)циановодород

в)водород в присутствии катализатора

г)аммиачный раствор гидроксида меди (II)

д)аммиачный раствор оксида серебра (I)

Форма отчета: задания, выполненные в рабочей тетради

Самостоятельная работа № 3.5

Тема: «Карбоновые кислоты».

Цели:

Расширять знания, опираясь на материал научной литературы, Интернет ресурсов, видео материалов.

Оборудование: конспекты лекций, материалы научной литературы, Интернет ресурсы, видео материалы.

Используемая литература: Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник/[О.С.Габриэлян, И.Г.Остроумова, Е.Е.Остроумова, С.А.Сладков]; под ред. О.С.Габриэляна. - 3-е изд., стер. - М.: "Академия", 2014. - 384с. Стр.164-177

Задания:

1. Выпишите в глоссарий ключевые слова: алкильная цепь, ароматическая кислота, бензойная кислота, двухосновная кислота, жирные кислоты, карбоксильная группа, непредельная кислота, одноосновная кислота, предельная кислота, этерификация.

2.Что такое карбоновые кислоты?

3.Напишите формулы основных предельных карбоновых кислот:

Название кислоты Формула кислоты
Муравьиная, или метановая кислота  
Уксусная, или этановая кислота  
Пропионовая, или пропановая кислота  
Масляная, или бутановая кислота  
Валериановая, или пентановая кислота  
Капроновая, или гексановая кислота  

4.Расставьте формулы и названия кислот: олеиновая кислота С17Н33СООН, стеариновая кислота С17Н35СООН, линолевая кислота С17Н31СООН, пальмитиновая кислота С15Н31СООН, уксусная кислота СН3СООН, бензойная кислота С6Н5СООН, муравьиная кислота НСООН – на соответствующие им места в схеме.

5. Покажите образование водородной связи между молекулами кислот.

6.Назовите по номенклатуре IUPAC следующие карбоновые кислоты:

Тема: «Многоатомные спирты». - student2.ru  
Тема: «Многоатомные спирты». - student2.ru  
Тема: «Многоатомные спирты». - student2.ru  
Тема: «Многоатомные спирты». - student2.ru  
Тема: «Многоатомные спирты». - student2.ru  

7.Отметьте признаки, которые верно отражают физические свойства уксусной кислоты:

а) при комнатной температуре бесцветная жидкость

б) при комнатной температуре газообразное вещество

в) при комнатной температуре кристаллическое вещество

г) без запаха

д) с характерным запахом

е) плохо растворима в воде

ж) хорошо растворима в воде

з) слабый электролит

и) сильный электролит

8.Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно получить карбоновые кислоты:

А) Взаимодействие соли карбоновой кислоты с концентрированной H2SO4

Б) Окисление альдегида

В) Окисление спирта

Г) Каталитическое окисление предельных углеводородов

9.Сколько граммов гидрокарбоната натрия (питьевая сода) потребуется для нейтрализации 15 граммов уксусной кислоты?

10.При нагревании 200 мл 96% этанола (ρ=0,8 г/мл) и 200 г 90% уксусной кислоты с каталитическим количеством серной кислоты получили эфир с выходом 70% . Определите массу эфира.

11.Для нейтрализации смеси уксусной кислоты и фенола потребовалось 57,7 мл раствора гидроксида калия с массовой долей 13% (ρ=1,12 г/мл). При действии на такую же смесь бромной воды выпал осадок массой 33,1 г. Найдите массы уксусной кислоты и фенола в исходной смеси.

12.Дана цепочка превращений:

Тема: «Многоатомные спирты». - student2.ru

Напишите уравнения протекающих реакций и назовите вещества A – D.

13.Составьте словосочетания по образцу.

1-е слово 2-е слово Словосочетание
Карбоновая химия Карбоновая кислота
Карбоксильная кислота  
Углеводородный соединения  
Реакция кислота  
Уксусная радикал  
Кислородсодержащие группа  
Органическая этерификации  

Форма отчета: задания, выполненные в рабочей тетради

Самостоятельная работа № 3.6

Тема: «Сложные эфиры»

Цели:Расширять знания, опираясь на материал научной литературы, Интернет ресурсов, видео материалов.

Оборудование: конспекты лекций, материалы научной литературы, Интернет ресурсы, видео материалы.

Используемая литература: Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник/[О.С.Габриэлян, И.Г.Остроумова, Е.Е.Остроумова, С.А.Сладков]; под ред. О.С.Габриэляна. - 3-е изд., стер. - М.: "Академия", 2014. - 384с. Стр.178-181

Задания:

1. Выпишите в глоссарий ключевые слова: гидрофильный, гидрофобный, эфир.

2.Ответьте на вопрос: «Какие органические вещества называются сложными эфирами?»

3.Карбоновые кислоты и сложные эфиры являются межклассовыми структурными изомерами. Напишите формулы кислот и эфиров состава С4Н8О2 и назовите их.

4.Вычислите массовые доли углерода и кислорода в метилпропаноате.

5.Напишите реакции гидролиза этилацетата: а) в присутствии Н2SO4, б) в присутствии КОН и назовите продукты реакции:

6.Напишите структурную формулу сложного эфира, образованного глицерином и кислотами: масляной (бутановой), олеиновой и стеариновой.

7.Где применяют сложные эфиры?

Форма отчета: задания, выполненные в рабочей тетради

Самостоятельная работа № 3.7

Тема: «Жиры. Мыла».

Цели : Расширять знания, опираясь на материал научной литературы, Интернет ресурсов, видео материалов.

Оборудование: конспекты лекций, материалы научной литературы, Интернет ресурсы, видео материалы.

Используемая литература: Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник/[О.С.Габриэлян, И.Г.Остроумова, Е.Е.Остроумова, С.А.Сладков]; под ред. О.С.Габриэляна. - 3-е изд., стер. - М.: "Академия", 2014. - 384с. Стр.182-186

Задания:

1. Выпишите в глоссарий ключевые слова: гидрофильный, гидрофобный, глицериды, жир, моющая способность, омыление, пропантриол, стеариновая кислота, эмульсия, этилпропаноат.

2.Продолжите определения: Жиры – это

Мыла – это натриевые и калиевые

3. Сколько тонн мыла можно получить из 445 тонн тристеарата, если его выход составляет 75 %?

4.Сколько килограммов глицерина можно получить из триолеата, если выход его составляет 80 % от теоретического выхода?

5.Вычислите массовые доли углерода и кислорода в метилпропаноате.

6. В чем отличие кислотного и щелочного гидролиза? Почему щелочной гидролиз жиров называют омылением?

7.Как доказать, что в состав этого жира входит непредельная кислота?

8.Где применяют сложные эфиры и жиры?

Сложные эфиры Жиры

Форма отчета: задания, выполненные в рабочей тетради

Самостоятельная работа № 3.8

Тема: «Углеводы».

Цели:Расширять знания, опираясь на материал научной литературы, Интернет ресурсов, видео материалов.

Оборудование: конспекты лекций, материалы научной литературы, Интернет ресурсы, видео материалы.

Используемая литература: Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник/[О.С.Габриэлян, И.Г.Остроумова, Е.Е.Остроумова, С.А.Сладков]; под ред. О.С.Габриэляна. - 3-е изд., стер. - М.: "Академия", 2014. - 384с. Стр.186-197

Задания:

1.Выпишите в глоссарий ключевые слова: альдегидоспирт (альдоза), альдегидокетон (кетоза), альдогексоза, ациклическая форма, брожение, гексоза, глюкоза, дисахариды, кетогексоза, крахмал, моносахариды, пентоза, полисахариды, сахароза, тетрозы, фотосинтез, фруктоза, целлюлоза.

2.Продолжите определение:Углеводаминазывают органические соединения, имеющие

3.Напишите общую формулу углеводов

4.На какие группы можно разделить углеводы, в зависимости:

А) от числа остатков моносахаридов в молекуле

Б) от числа атомов углерода в моносахариде

5.К какой группе сахаров относятся следующие вещества:

С6Н12О6 6Н10О5)n Сахароза С5Н10О5 Целлюлоза
         

6. С помощью качественных реакций докажите, что глюкоза содержит альдегидную группу и несколько гидроксильных групп. Укажите внешние признаки этих реакций.

7. Перед Вами ряд превращений: С6Н12О6 → С2Н5ОН → СО2 → СаСО3.Напишите все уравнения реакции и дайте названия химическим веществам.

8. Массовая доля крахмала в картофеле составляет 20 %. Рассчитайте массу глюкозы, которая может быть получена из картофеля массой 810 килограммов. Выход продукта составляет 75%?.

9. Вычислите массовую долю кислорода и углерода в глюкозе (С6Н12О6)?

10. Смешали 100 г 10%-ного и 200 г 5%-ного растворов глюкозы. Рассчитайте массовую долю углевода в полученном растворе.

11. 2 моль глюкозы растворили в 98 моль воды. Массовая доля вещества в полученном растворе равна___________%.

 

Форма отчета: задания, выполненные в рабочей тетради

Самостоятельная работа № 3.9

Тема: «Амины. Анилин»

Цели:Расширять знания, опираясь на материал научной литературы, Интернет ресурсов, видео материалов.

Оборудование: конспекты лекций, материалы научной литературы, Интернет ресурсы.

Используемая литература: Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник/[О.С.Габриэлян, И.Г.Остроумова, Е.Е.Остроумова, С.А.Сладков]; под ред. О.С.Габриэляна. - 3-е изд., стер. - М.: "Академия", 2014. - 384с. Стр.199-207

Задания:

1.Выпишите в глоссарий ключевые слова: аланин, амин, анилин, диметиламин, производное аммиака, метиламин, триметиламин, этиламин, пропиламин, глицин, пептидная связь.

2.Продолжите определение:Аминаминазывают органические производные аммиака, в которых

3.Приведите примеры различных типов аминов и назовите их:

а) первичный амин

б) вторичный амин

в) третичный амин

г) ароматические амины

4.Какое из утверждений правильное?

А) Амины, в которых аминогруппа связана непосредственно с ароматическим кольцом, называют ароматическими.

Б) Амины, содержащие в своем составе ароматическое кольцо, называют ароматическими.

5. Напишите структурные формулы аминов состава С4Н11N и назовите их:

6. При сгорании первичного амина массой 62 грамма образовалось 88 граммов СО2 и 90 граммов Н2О. Найдите формулу амина.

7. Напишите реакции получения анилина из метана (СН4 → С6Н52).

8. Лекарственный препарат парацетомол можно получить по схеме:

Тема: «Многоатомные спирты». - student2.ru

Расшифруйте эту схему и назовите органические вещества Х1 – Х4.

9. Лекарственный препарат анестезин можно получить по схеме:

Тема: «Многоатомные спирты». - student2.ru

Расшифруйте эту схему и назовите органические вещества Х1 – Х3.

Подсказка: название анестезина – этил-пара-аминобензоат.

Форма отчета: задания, выполненные в рабочей тетради

Самостоятельная работа № 3.10

Тема: «Аминокислоты.»

Цели:Расширять знания, опираясь на материал научной литературы, Интернет ресурсов, видео материалов.

Оборудование: конспекты лекций, материалы научной литературы, Интернет ресурсы.

Используемая литература: Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник/[О.С.Габриэлян, И.Г.Остроумова, Е.Е.Остроумова, С.А.Сладков]; под ред. О.С.Габриэляна. - 3-е изд., стер. - М.: "Академия", 2014. - 384с. Стр. 207-214

Задания:

1.Выпишите в глоссарий ключевые слова: аминокислота, пептидная связь.

2. Продолжите определения:

Аминокислоты – это

Пептиды – это

Белками называют природные полимеры,

3. Напишите реакции аминоуксусной кислоты с NaOH, HCl, H2SO4

4. Напишите уравнение реакции образования трипептида из глицина, аланина и фенилаланина.

5. В каких соединениях присутствует пептидная связь:

а) глюкоза;б) спирт; в) глицерин; г) крахмал; д) белок; е) дипептид?

6. Какой альдегид следует использовать для синтеза 2-амино-3-метилбутановой кислоты. Напишите схему реакции

Форма отчета: задания, выполненные в рабочей тетради

Самостоятельная работа № 3.11

Тема: «Белки.»

Цели:Расширять знания, опираясь на материал научной литературы, Интернет ресурсов, видео материалов.

Оборудование: конспекты лекций, материалы научной литературы, Интернет ресурсы.

Используемая литература: Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник/[О.С.Габриэлян, И.Г.Остроумова, Е.Е.Остроумова, С.А.Сладков]; под ред. О.С.Габриэляна. - 3-е изд., стер. - М.: "Академия", 2014. - 384с. Стр. 214-219

Задания:

1.Выпишите в глоссарий ключевые слова: белок, глицин.

2. При каких условиях происходит коагуляция белка?

  Условия   Встряхивание Нагревание Рентгеновское облучение УФ освещение
       

3. Какие качественные реакции на белки Вы знаете?

4.Подготовить сообщение на одну из предложенных тем: «Белки – основа жизни на земле», «Роль ыферментов в организме человека»

Форма отчета: задания, выполненные в рабочей тетради, выступление с сообщением.

Самостоятельная работа № 3.12

Тема: «Витамины и гормоны»

Цели:Расширять знания, опираясь на материал научной литературы, Интернет ресурсов, видео материалов.

Оборудование: конспекты лекций, материалы научной литературы, Интернет ресурсы.

Используемая литература: Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник/[О.С.Габриэлян, И.Г.Остроумова, Е.Е.Остроумова, С.А.Сладков]; под ред. О.С.Габриэляна. - 3-е изд., стер. - М.: "Академия", 2014. - 384с. Стр. 219-222

Задания:

1.Выпишите в глоссарий ключевые слова: витамин, авитаминоз, гиповитаминоз, гормоны.

2. Заполните таблицу

Группа витаминов Продукты питания – источник витаминов
А  
В6  
В12  
С  
D  
K  

3.Подготовить сообщение на одну из предложенных тем: «Какие витаминные препараты есть в Вашей домашней аптечке», «как сохранить витамины в плодоовощной продукции?»

Форма отчета: задания, выполненные в рабочей тетради, выступление с сообщением.

Основные источники:

1. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля : учебник / [О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова, С.А. Сладков]; под ред О.С.Габриеляна. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2014. - 384 с.

2. Зурабян С.Э., Лузин А.П. Органическая химия: учебник / Под ред. проф. Н.А.Тюкавкиной. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 384 с.

3. Пустовалова Л.М. Химия : учебник / Л.М. Пустовалова, И.Е. Никанорова. - М. : КНОРУС, 2012. - 448 с.

Дополнительные источники:

1. Ф.Л. Вайзман. Основы органической химии, СПб, Химия 1995.

2. Основы органической химии. Дж. Робертс, М. Касерио. Издательство "Мир". Москва, 1978.

3. Габриелян О.С., Химия – 11, "Дрофа". 2005г.

4. Ю.М. Ерохин, Химия, Москва, Издательство центр "Академия", 2007.

5. Учебно – методические пособия, разработанные преподавателями ОУ.

6. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вуз.М.: Новая волна, 2007

Критерии оценки результатов самостоятельной работы студента (задачи, упражнения)

Оценка «5» ставится за верное выполнение всего задания.

Допускается 1или 2 недочёта.

Оценка «4» ставится за верное выполнение 75% задания.

Оценка «3» ставится за верное выполнение 50% задания.

В случае выполнения менее 50% задания – оценка» - 2» (неудовлетворительно).

Критерии оценки результатов самостоятельной работы студента (выступления с сообщениями)

Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал по заданной теме учебной дисциплины. Подготовленный материал (доклад, сообщение) соответствует заданной теме, полно и глубоко ее раскрывает. Свободно излагает материал, владеет фактами, речь грамотная, с применением специфических терминов. При этом обучающийся не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы.

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал по заданной теме, достаточно свободно излагает материал грамотной речью, владеет фактами. Ответы на вопросы имеют небольшие неточности.

Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоившего детали, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности в изложении подготовленного материала и испытывает трудности при ответе на вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не подготовил материал по заданной теме или его работа имеет существенные ошибки.

Наши рекомендации