Слесарь по ремонту строительных машин

КУРС ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

учебной дисциплины «ХИМИЯ»

по профессии:

Слесарь по ремонту строительных машин

Квалификации – слесарь по ремонту автомобилей, электрогазосварщик

Мастер общестроительных работ

Квалификации – каменщик, электросварщик ручной сварки

Мастер отделочных строительных работ

Квалификации – маляр, штукатур, облицовщик-плиточник

Мастер столярно-плотничных и паркетных работ

Квалификации – столяр строительный, плотник, паркетчик

Разработан:

Ю.Н.Тубальцевой

Симферополь, 2017

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема:Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы. Определение массовой доли.

Норма времени:2 часа.

Цели и задачи:закрепить умения и навыки решения задач на нахождение относительной молекулярной массы, закрепить умения и навыки решения задач на определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

Приобретаемые умения и навыки:развитие умений и навыков работы с теоретическим материалом, анализировать, делать выводы, решения задач, – формирование аналитической и практической компетенции, решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям.

Оснащение рабочего места:рабочая тетрадь, задания, калькулятор.

Литература:Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил..

Краткие теоретические сведения

1.Нахождение относительной молекулярной массы вещества H24 :

Аr(H) = 1;

Ar(S) = 32;

Ar(0)=16.

Мr = Ar (H)•2+ Ar(S)•1+Ar(o)•4 = 1•2 + 32 + 16•4= 98 г/моль

Ответ: = 98.

2. Нахождение молекулярной массы (Мr) нитробензола С6 Н5 NO2 .

Решение:

Мr= 6Аr(С) + 5Аr(Н) + Аr(N) + 2Аr(О) = 6 × 12 + 5×1 + 14 + 2×16 = 123

для нахождения массы молекулы нитробензола в а.е.м. надо найденное значение умножить на 1 а.е.м.. Получаем 123 а.е.м.

Ответ: 123; 123 а.е.м.

Дано: Вещество: Слесарь по ремонту строительных машин - student2.ru Найти: w(H) – ?   Решение: w(H)= Слесарь по ремонту строительных машин - student2.ru 0,020 или 2,0 %   Ответ:w(H) = 2,0%.

Содержание работы

Вариант 1

Задание 1:

Рассчитайте молекулярные массы веществ: NaCL, MgSO4, KOH.

Задание 2:

Выберите правильный ответ.

1-Масса вещества, формула которого CaCO3 , равна:

a) 68;

b) 100;

c) 90;

d) 88

2-Масса вещества, формула которого Mg(NO3)2, равна:

a) 54

b) 148

c) 86

d) 564

3-Масса вещества, формула которого CuSO4, равна:

a) 160

b) 112

c) 128

d) 88

4-Масса вещества, формула которого Na2CO3, равна:

a) 51

b) 74

c) 106

d) 92

5-Масса вещества, формула которого AlCl3, равна:

a) 62

b) 48

c) 133,5

d) 205


Задание 3:

Выберите правильный ответ: Массовые отношения химических элементов в формулах веществ равны:

А)CuSO4;

1. 64:32:64

  1. 2:1:2
  2. 16:8:16
  3. 4:2:41.

Б)CaCO3


  1. 10:3:12
  2. 40:12:48
  3. 40:12:16
  4. 10:3:4

Задание 4

Рассчитайте массовые доли химических элементов в веществе HNO3.

Задание 5:

Рассчитайте массовые доли химических элементов в веществе Ca(OH)2

Вариант 2

Задание 1

Рассчитайте молекулярные массы веществ: KCL, CaSO4, NaOH.

Задание 2:

Выберите правильный ответ.

1-Масса вещества, формула которого Ca(НCO3)2 , равна:

a) 68;

b) 100;

c) 90;

d) 162

2-Масса вещества, формула которого MgCL2, равна:

a) 54

b) 148

c) 86

d) 95

3-Масса вещества, формула которого CuSO4, равна:

a) 160

b) 112

c) 128

d) 88

4-Масса вещества, формула которого K2CO3, равна:

a) 51

b) 74

c) 138

d) 92

5-Масса вещества, формула которого AlCl3, равна:

a) 62

b) 48

c) 133,5

d) 205


Задание 3:

Выберите правильный ответ: Массовые отношения химических элементов в формулах веществ равны:

А)CuSO4;

1. 64:32:64

2. 2:1:2

3. 16:8:16

4. 4:2:41

Б)CaCO3

1. 10:3:12

2. 40:12:48

3. 40:12:16

4. 10:3:4

Задание 4

Рассчитайте массовые доли химических элементов в веществе H3PO4.

Задание 5:

Рассчитайте массовые доли химических элементов в веществе Zn(OH)2

Контрольные вопросы

1. Дайте определение молекулярной массы.

2. Дайте определение атомной массы.

3. Как рассчитывается молекулярная масса?

4. Назовите единицы измерения молекулярной массы.

5. Дайте определение массовой доли.

6. По какой формуле рассчитывается массовая доля элементов в молекуле?

7. Рассчитайте массовые доли химических элементов в веществе: Na2CO3, Ca(NO3)2, Ag NO3, KCl, H2SO4, Ba(NO3)2, Na2S

Преподаватель:Тубальцева Ю.Н.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема:Приготовление раствора заданной концентрации.

Норма времени:2 часа.

Цели и задачи:закрепить умения и навыки расчета массы исходных веществ для приготовления раствора заданной концентрации, умения и навыки приготовления раствора заданной концентрации.

Приобретаемые умения и навыки:продолжить работу по формированию исследовательской, аналитической и практической компетентностей; развитию логического мышления.

Оснащение рабочего места:

- реактивы: соль хлорид натрия, вода.

- оборудование: таблица растворимости, таблица Д.И.Менделеева, инструкция, мерный стакан, химический стакан, весы.

Литература: Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.

Содержание работы

Вариант 1

1. Рассчитайте массу хлорида натрия и воды, необходимые для приготовления:

a) 100 мл 1 % раствора хлорида натрия

b) 50 мл 20% раствора хлорида натрия.

2. Взвесьте, рассчитанную ранее массу соли и отмерьте рассчитанное количество воды.

3. Насыпьте в мерочный стакан хлорид натрия и добавьте до нужной метки воды.

4. Проверьте, правильно ли вы добавили воду до отметки. Мениск должен нижним краем касаться черты.

5. Сделайте выводы о проделанной работе.

Вариант 2

1) Рассчитайте массу хлорида натрия и воды, необходимые для приготовления:

a) 50 мл 1 % раствора хлорида натрия

b) 100 мл 20% раствора хлорида натрия.

2) Взвесьте, рассчитанную ранее массу соли и отмерьте рассчитанное количество воды.

3) Насыпьте в мерочный стакан хлорид натрия и добавьте до нужной метки воды.

4) Проверьте, правильно ли вы добавили воду до отметки. Мениск должен нижним краем касаться черты.

5) Сделайте выводы о проделанной работе.

Контрольные вопросы

1) Что такое массовая доля раствора?

2) Что такое молярная концентрация раствора?

3) Какие концентрации вы рассчитывали на прошлом уроке?

4) По каким формулам вы рассчитывали массовую долю и солярную концентрацию?

5) Физраствор, который используют в медицине, содержит 0.9% хлорида натрия. Как приготовить такой раствор в домашних условиях?

Преподаватель:Тубальцева Ю.Н.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Тема:Получение, собирание и распознавание газов.

Норма времени:2 часа.

Цели и задачи: научиться, опытным путем получать, собирать и распознавать газы в лабораторных условиях.

Приобретаемые умения и навыки: продолжить формирование умений работы в химической лаборатории, проведения расчетов по химическим формулам и уравнениям.

Оснащение рабочего места:

- реактивы:соляная кислота, мел, хлорид аммония, гидроксид натрия, известковый раствор.

- оборудование: штатив с пробирками, прибор для получения газов, химический стакан, индикаторная бумага.

Литература: Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.

Содержание работы

I. Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

1. Собираем прибор для получения газов.

2. К измельченному мелу добавляем соляную кислоту.

3. Конец газоотводной трубки опускаем в известковую воду.

4. Записываем наблюдения.

5.Доказываем, что газ углекислый.

II. Получение, собирание и распознавание аммиака.

В пробирку наливаем 2 мл раствора хлорида аммония и добавляем к нему 2 мл раствора гидроксида натрия.

2. Подносим к отверстию пробирки смоченную в воде индикаторную бумагу.

3. Записываем наблюдения.

4.Доказываем, что выделяющийся газ – аммиак.

5.Написать уравнения проведенных реакций.

III. Сделать выводы о проделанной работе.

Контрольные вопросы

1. С помощью, какой химической реакции можно получить углекислый газ в лаборатории?

2. Напишите уравнение химической реакции получения углекислого газа.

3. Как собрать прибор для получения газов?

4. Как определить, что выделяющийся газ является углекислым?

5. Почему индикаторная бумага меняет цвет, при попадании на нее газа?

6.Напишите уравнения реакции, которое объясняет причину изменения цвета индикатора.

Преподаватель:Тубальцева Ю.Н.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема: Решение экспериментальных задач

Норма времени:2 часа.

Цели и задачи: закрепить умения решения задач на распознавание катионов металлов и анионов неметаллов в лабораторных условиях.

Приобретаемые умения и навыки: умения и навыки решения расчетно-экспериментальных задач с использованием алгоритма, развитие логического мышления при составлении логико-смысловой модели и при решении расчетно-экспериментальных задач по химии,формирование навыков применения на практике умений работы с лабораторным оборудованием.

Оснащение рабочего места:

реактивы:растворы исследуемых солей, растворы хлорида бария, нитрата серебра, гидроксида натрия, серная и соляная кислоты.

оборудование:штатив с пробирками, спиртовая горелка, индикаторная бумага.

Литература: Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.

Содержание работы

Вариант 1:

№ п/п Задание Что делали? Что наблюдали?   Уравнение химической реакции.
В какой из пробирок без этикеток содержится гидроксид натрия, а в какой – сульфат натрия?      
В какой из пробирок без этикеток содержатся растворы хлорида аммония, хлорида натрия, сульфата железа?      
Предложите способ распознавания ионов натрия и калия сухом веществе.      
Осуществите следующие превращения: А) FeCl3®Fe(OH)3®Fe2O3 Б) CaCO3®CO2      
Предложите способ распознавания растворов: хлорида железа (3), сульфата железа (2), хлорида аммония с помощью одного реагента.      

Вариант 2:

№ п/п Задание Что делали? Что наблюдали?   Уравнение химической реакции.
В какой из пробирок без этикеток содержится серная кислота, а в какой – сульфат натрия?      
В какой из пробирок без этикеток содержатся растворы сульфата аммония, хлорида натрия, хлорида железа (2)?      
Предложите способ распознавания ионов натрия и калия сухом веществе.      
Осуществите следующие превращения: А) Al2(SO4)3®Al(OH)3® AlCl3 Б) CaCO3®CO2      
Предложите способ распознавания растворов: хлорида железа (3), сульфата железа (2), хлорида аммония с помощью одного реагента.      

Контрольные вопросы

1. Что такое исследуемая проба?

2. Для чего отбирается проба исследуемого вещества?

3. По каким признакам можно определить протекание реакции?

4. В какой среде лакмусовая бумага окрашивается в синий цвет?

5. Почему необходимо перед проведением эксперимента составлять алгоритм (логико-смысловую модель) проведения эксперимента?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Тема: Решение экспериментальных задач.

Норма времени:2 часа.

Цели и задачи: закрепить умения и навыки применения полученных знаний на практике, распознавания органических веществ с помощью качественных реакций. Исследовать свойства выданных образцов полимеров и волокон.

Приобретаемые умения и навыки: продолжить работу по формированию умений и навыков решения расчетно-экспериментальных задач с использованием алгоритма, развитие логического мышления при составлении логико-смысловой модели и при решении расчетно-экспериментальных задач по химии,формирование навыков применения на практике умений работы с лабораторным оборудованием.

Оснащение рабочего места:

реактивы:растворы этилового спирта, уксусной кислоты, глюкозы, сульфата меди, гидроксида натрия, глицерин, этаналь, полиэтилен, полипропилен, полиакрилонитрил, капрон, хлопок.

оборудование:штатив с пробирками, индикаторная бумага, медная проволока, спиртовая горелка.

Литература: Химия 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. Носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.

РАСПОЗНАВАНИЕ ПЛАСТМАСС

Полиэтилен.Полупрозрачный, эластичный, жирный на ощупь материал. При нагревании размягчается, из расплава можно вытянуть нити. Горит сине ватым пламенем, распространяя запах расплавленного парафина, продолжает гореть вне пламени.

Полиметилметакрилат.Обычно прозрачен, может иметь различную окраску. При нагревании размягчается, нити не вытягиваются. Горит желтоватым пла менем с синей каймой и характерным потрескиванием, распространяя эфирный запах.

Фенолформальдегидная пластмасса.Темных тонов (от коричневого до чер ного). При нагревании разлагается. Загорается с трудом, распространяя запах фенола, вне пламени постепенно гаснет.

РАСПОЗНАВАНИЕ ВОЛОКОН

Хлопок. Горит быстро, распространяя запах жженой бумаги, после сгорания остается серый пепел.

Шерсть, натуральный шелк.Горит медленно, с запахом жженых перьев, после сгорания образуется черный шарик, при растирании превращающийся в порошок.

Ацетатное волокно.Горит быстро, образуя нехрупкий, спекшийся шарик темно-бурого цвета. В отличие от других волокон растворяется в ацетоне.

Капрон.При нагревании размягчается, затем плавится, из расплава можно вытянуть нити. Горит, распространяя неприятный запах.

Содержание работы

Задание 1.

В двух пробирках находятся этиловый спирт и глицерин. Опытным путем определите каждое из выданных веществ. Запишите уравнения происходящих реакций.

Задание 2.

В пяти пронумерованных пробирках даны следующие вещества без надписей: этанол, уксусная кислота, глюкоза, глицерин, этаналь. Опытным путем определите каждое из выданных веществ. Запишите уравнения происходящих реакций.

Задание 3. Найдите соответствия:

1. Наличие альдегидной группы в молекуле HCOH можно доказать с помощью реактивов: А) Гидроксид меди (II)
2. Наличие карбоксильной группы в молекуле CH3COOH можно доказать реакцией с: Б) Аммиачный раствор оксида серебра
3. Двойственные функции муравьиной кислоты проявляются при взаимодействии с: В) Бромная вода
4. Для качественного определения уксусной кислоты применяют: Г) Раствор перманганата калия
5. Для определения непредельных углеводородов используют: Д) Раствор хлорида железа (III)
6. Для определения фенола используют: Е) Индикаторы
7. Для определения крахмала применяют: Ж) Концентрированная азотная кислота
8. Для качественного определения многоатомных спиртов применяют: З) Раствор йода
9. Для качественного определения глюкозы применяют: И) Специфический запах
10. Для определения белка применяют: К) Растворы неорганических кислот

Задание 4. Заполните таблицу.

Волокна Свойства Поли- этилен Полиметил-метакрилат Ацетатное волокно Капрон Хлопок
Цвет, внешний вид          
Горит или нет. Характер горения. Запах          
Запишите формулы исходных веществ и формулы полимеров образцов          
К какому классу относятся данные образцы волокон          

Задание 5.

1. Пентен можно отличить от пентана с помощью любого из реактивов:

А - раствор перманганата калия и гидроксид меди (II)

Б - оксид серебра и гидроксид меди (II)

В - бромная вода и оксид меди (II)

Г - бромная вода и раствор перманганата калия

2. При добавлении к некоторому органическому веществу свежеосажденного гидроксида меди (II) и нагревании образовался красный осадок. Это органическое вещество:

А - фенол В - этилен

Б – формальдегид Г - уксусная кислота

3. Реакция «серебряного зеркала» не характерна для:

А – фруктозы В - глюкозы

Б - этаналя Г - формальдегида

4. Реактивом на глицерин является:

А - бромная вода В - аммиачный раствор Ag2О

Б - хлороводород Г - гидроксид меди (II) (свежеприготовленный)

5. Муравьиную кислоту можно отличить от уксусной кислоты с помощью:

А – индикатора В - раствора [Ag (NH3)2]OH

Б - раствора NaOH Г -раствора K2CO3

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Тема: Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

Норма времени:2часа.

Цели и задачи: Закрепить знания о периодическом законе Д.И.Менделеева и периодической системе химических элементов, о строении вещества. Получить дисперсные системы и исследовать их свойства, практически познакомиться со свойствами различных видов дисперсных систем, провести эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.

Приобретаемые умения и навыки: умения и навыки применения полученных знаний для решения задач химии: умение давать характеристику элементов по месту их нахождения в таблице, умения и навыки проведения химического эксперимента, работы с лабораторным оборудованием.

Оснащение рабочего места:

- реактивы: Дистиллированная вода, вещества и растворы: карбонат кальция, масло, раствор глицерина, мука, желатин.

- оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, учебник, фарфоровая чашка, пробирки, штатив.

Литература:

1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил..

2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с. цв. ил.

Содержание работы

Вариант 1

Задание 1

Определите формулы веществ, используя знания об их валентности: Са2CL1, AL3O2, P5O2, Cr3O2, Na1O2. Вычислите молекулярные массы полученных сложных веществ.

Задание 2

Определите число протонов, нейтронов, электронов и заряд ядра атома для следующих элементов: I, Na, CI, Са, Al.

Задание 3

Охарактеризуйте элементы Рb и Ge по положению в периодической системе.

Задание 4

Предложите свою структуру периодической системы таблицы Менделеева (задание выполняется в свободной форме)

Задание 5 – проведение эксперимента.

Вариант 2

Задание 1

Определите формулы веществ, используя знания об их валентности: Ва2CL1, N3O2, Cr5O2, P3O2, C4O2. Вычислите молекулярные массы полученных сложных веществ.

Задание 2

Определите число протонов, нейтронов, электронов и заряд ядра атома для следующих элементов: F, O, B, Ba, Si.

Задание 3

Охарактеризуйте элементы Sn и Bi по положению в периодической системе.

Задание 4

Предложите свою структуру периодической системы таблицы Менделеева (задание выполняется в свободной форме)

Задание 5 – проведение эксперимента.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Тема:Исследование свойств кислот.

Норма времени:2 часа.

Цели и задачи:Исследовать химические свойства кислот с помощью проведения химического эксперимента, соблюдая правила техники безопасности..

Приобретаемые умения и навыки: умения и навыки составления уравнений химических реакций, выполнения химического эксперимента, использовать лабораторную посуду и оборудование, соблюдать правила техники безопасности при работе в лаборатории.

Оснащение рабочего места:

- реактивы: растворы кислот (соляной HCl и серной H2SO4), металлы (Zn гранулированный, медная проволока, гранула алюминия), оксиды металлов (оксид меди (II) CuO, оксид железа (III) Fe2O3), водный раствор гидроксида натрия (NaOH), водные растворы солей (BaCl2, AgNO3, Na2CO3, FeCl2, FeCl3, CuSO4, FeSO4, BaCl2, AgNO3, Na2CO3,NaCl), карбонат кальция, водный раствор гидроксида натрия (NaOH).

- оборудование: Химический штатив, пробирки, спиртовка, индикаторная бумага,

Литература:

1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил..

2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с. цв. ил.

Содержание работы

Действие на индикаторы.

Провести эксперимент. Налить в пробирку серную кислоту, опустить индикаторную бумагу. Записать наблюдения. Написать уравнение реакции.

Взаимодействие с металлами.

Провести эксперимент. В пробирку положить гранулу алюминия, добавить серную кислоту, нагреть. Записать наблюдения и уравнение реакции.

Взаимодействие с солями.

Провести эксперимент. Насыпать в пробирку карбонат кальция, добавить кислоту и записать наблюдения. Написать уравнение реакции.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Тема:Исследование свойств оснований и солей.

Наименование работы:проведение эксперимента.

Норма времени:2 часа.

Цели и задачи:Исследовать химические свойства оснований и солей с помощью проведения химического эксперимента, соблюдая правила техники безопасности..

Приобретаемые умения и навыки: умения и навыки составления уравнений химических реакций, выполнения химического эксперимента, использовать лабораторную посуду и оборудование, соблюдать правила техники безопасности при работе в лаборатории.

Оснащение рабочего места:

- реактивы: растворы кислот (соляной HCl и серной H2SO4), металлы (Zn гранулированный, медная проволока, гранула алюминия), оксиды металлов (оксид меди (II) CuO, оксид железа (III) Fe2O3), водный раствор гидроксида натрия (NaOH), водные растворы солей (BaCl2, AgNO3, Na2CO3, FeCl2, FeCl3, CuSO4, FeSO4, BaCl2, AgNO3, Na2CO3,NaCl), карбонат кальция, водный раствор гидроксида натрия (NaOH).

- оборудование: Химический штатив, пробирки, спиртовка, индикаторная бумага,

Литература:

1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил..

2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с. цв. ил.

Содержание работы

Действие на индикаторы.

Провести эксперимент. Налить в пробирку гидроксид натрия, опустить индикаторную бумагу. Записать наблюдения. Написать уравнение реакции.

Взаимодействие с кислотами.

Провести эксперимент. Налить в пробирку соляную кислоту, опустить индикаторную бумагу. Добавить гидроксид натрия и опустит индикаторную бумагу. Записать наблюдения и уравнение реакции.

Взаимодействие с солями.

Провести эксперимент. Налить в пробирку раствор соли железа, добавить гидроксид натрия и записать наблюдения. Написать уравнение реакции.

Исследование свойств солей.

Взаимодействие с кислотами.

Провести эксперимент. Налить в пробирку соляную кислоту, добавить карбонат натрия. Записать наблюдения и уравнение реакции.

Взаимодействие с металлами.

Налить в пробирку раствор сульфата меди, добавить гранулу алюминия и нагреть на спиртовой горелке. Записать наблюдения и уравнение реакции.

Взаимодействие с солями.

a) Провести эксперимент. Налить в пробирку раствор сульфата натрия, добавить раствор хлорида бария и записать наблюдения. Написать уравнение реакции.

b) Провести эксперимент. Налить в пробирку раствор хлорида натрия, добавить раствор нитрата серебра и записать наблюдения. Написать уравнение реакции.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Содержание работы

1) В две пробирки положите две гранулы алюминия. В одну налейте 2 мл разбавленной серной кислоты, в другую – столько же уксусной кислоты. Напишите наблюдения и уравнение соответствующей реакции.

2) В одну пробирку положите гранулу алюминия, в другую – железный порошок. Налейте в обе пробирки по 2 мл серной кислоты. Напишите наблюдения и уравнение соответствующей реакции.

3) В пробирку налить раствор сульфата меди. К раствору сульфата меди добавить порошок железа. Записать наблюдения и уравнение реакции. Объяснить причину замещения меди железом.

4) В пробирку налить раствор сульфата меди. К раствору сульфата меди добавить гидроксид натрия. Записать наблюдения и уравнение реакции.

5) Налить в пробирку серную кислоту, добавить гидроксид калия. Записать наблюдения и уравнение реакции.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

Содержание работы

1. В две пробирки насыпьте порошок железа. В обе пробирки налейте по 2 мл разбавленной серной кислоты. Одну пробирку подогрейте, а другую оставьте для сравнения. Напишите уравнение происходящей реакции.

2. В одну пробирку насыпьте немного порошка железа, а в другую столько же железных стружек. В обе пробирке налейте по 2 мл разбавленной соляной кислоты. Напишите наблюдения и уравнение соответствующей реакции.

3. В две пробирки положите гранулы алюминия. В одну налейте разбавленную соляную кислоту 1:5, а в другую разбавленную соляную кислоту 1:10. Напишите наблюдения и уравнение соответствующей реакции.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

Тема: Ознакомление с органическими веществами.

– Изготовление моделей молекул органических веществ.

– Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.

– Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

Норма времени:2 часа.

Цели и задачи: Построить шаростержневые и масштабные модели молекул первых гомологов предельных углеводородов, изучить физические свойства нефти, продуктов ее переработки.

Приобретаемые умения и навыки: умения и навыки характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.

Оснащение рабочего места:

- оборудование: набор шаростержневых моделей, коллекция нефти и нефтипродуктов, коллекция каучуков.

Литература:

1. Химия 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. Носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.

2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с. цв. ил.

Содержание работы

Задание:

1. Запишите название углеводорода.

2. Запишите молекулярную формулу метана.

3. Запишите структурную формулу углеводорода.

4. Оформите рисунок пространственного строения углеводорода.

5. Результаты работы оформите в рабочей тетради.

№ п/п Название углеводорода Молекулярная формула Структурная формула Пространственное строение
1. Метан      
2. Этан      
3. Пропан      
4. Бутан      
5. Изобутан      

Вывод:

1. В результате выполнения работы я могу сделать вывод о том, что наиболее точно пространственное строение отражает(молекулярная, структурная, электронная формула , модели молекул);

2. Молекулы бутана и изобутана похожи , отличаются , являются между собой .

Контрольные вопросы

1) Что нужно учитывать при составлении структурной формулы органического вещества?

2) Что такое структурная формула? Какие вы знаете структурные формулы? (Полная и сокращенная)

3) Как различить три основных типа углеродного скелета: разветвленный, неразветвленный, циклический?

4) Перечислите основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.

5) Охарактеризуйте значение теории научное и практическое.

6) В чем заключается переработка нефти?

7) Опишите процесс первичной переработки нефти.

8) Для каких целей применяют вторичную переработку?

9)Вспомните, с какими продуктами переработки нефти вы сталкиваетесь в повседневной жизни?

10)Как вы считаете, какие еще вещества получают из нефти и где их применяют?

Преподаватель:Тубальцева Ю.Н.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

Содержание работы

1) Растворение глицерина в воде.

Налейте в пробирку 2 мл воды, добавьте 1 мл глицерина. Опишите наблюдения.

2) Качественная реакция на глицерин.

- К двум мл раствора щелочи в пробирке прибавьте несколько капель раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

- К образовавшемуся осадку гидроксида меди (II) прилейте глицерин и смесь встряхните. Какие изменения произошли? Напишите уравнение реакции.

3) Действие уксусной кислоты на индикаторы.

Налейте в пробирку 2 мл уксусной кислоты, опустите в нее индикаторную бумагу. В какой цвет окрасилась бумага. Почему?

4) Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

В пробирку насыпьте немного порошка магния, добавьте 2 мл уксусной кислоты. Запишите наблюдения.

5) Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.

В пробирку налейте 2 мл гидроксида натрия, добавьте несколько капель индикатора фенол-фталеина. Добавьте в пробирку 2 мл уксусной кислоты. Опишите наблюдения и объясните причину произошедших изменений.

6) Качественная реакция на крахмал.

В стакан насыпаем немного крахмала, добавляем горячей воды. Наблюдаем образование коллоидного раствора. К полученному раствору добавляем несколько капель спиртового раствора йода. Опишите наблюдения.

7) Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II)

- К двум мл раствора щелочи в пробирке прибавьте несколько капель раствора сульфата меди (II).

- К свежеприготовленному раствору гидроксида меди добавляем два мл раствора глюкозы. Опишите наблюдения.

8) Доказательство непредельного характера жидкого жира.

Налейте в пробирку 2 мл растительного масла, добавьте раствор перманганата калия или бромную воду. Запишите наблюдения.

9) Растворение белков в воде.

Белок куриного яйца растворить в 150 мл воды, процедить.

10) Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Качественные реакции на белки.

a) Биуретовая реакция.

· К двум мл раствора щелочи в пробирке прибавьте несколько капель раствора сульфата меди (II).

· К свежеприготовленному раствору гидроксида меди добавьте 2 мл раствора белка. Опишите происходящие изменения.

b) Ксантопротеиновая реакция.

Налейте в пробирку 2 мл раствора белка, добавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты. Опишите произошедшие изменения.

11) Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов

Сделайте вывод о проделанной работе.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение карбоновым кислотам.

2. Объясните, почему при получении раствора крахмала необходимо добавлять горячую воду.

3. Что такое коллоидный раствор?

4. Атомарный состав белков.

5. Почему белки являются высокомолекулярными веществами?

6. На какие две группы делятся белки по их форме?

7. Как называется связь, с помощью которой аминокислоты, соединяясь друг с другом, образуют белки? (Покажите на примере трех аминокислот)

8. Как можно с помощью проволоки, бус показать образование вторичной, третичной, четвертичной структур белка.

9. За счет каких связей, взаимодействий это происходит? Преподаватель:Тубальцева Ю.Н.

КУРС ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

учебной дисциплины «ХИМИЯ»

по профессии:

Слесарь по ремонту строительных машин

Квалификации – слесарь по ремонту автомобилей, электрогазосварщик

Наши рекомендации