Основные законы химических превращений
Методические советы
Химические реакции осуществляют для получения необходимых веществ или энергии за счет их протекания. Рассмотрение реальности протекания химического процесса следует проводить с двух позиций — энергетической и кинетической. Сначала необходимо оценить, возможна ли вообще данная реакция в заданных условиях. Анализ энергетических соотношений показывает, что самопроизвольно протекают процессы в сторону наиболее вероятного состояния систем. В частности, в результате таких процессов энергия выделяется и система переходит в состояние с меньшей энергией. В практике, однако, обнаруживается, что некоторые из таких процессов протекают настолько медленно, что их невозможно использовать. Поэтому рассмотрение способов и путей влияния на скорость процесса существенно для его практической реализации.
Предлагаемые ниже вопросы для самопроверки могут служить одновременно и планом изучения данной темы.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятию «скорость химической реакции». В каких единицах она измеряется? Какие факторы влияют на скорость химической реакции?
2. Сформулируйте закон действия масс. Приведите примеры того, как аналитически (уравнением) можно записать закон действия масс для реакций, протекающих в гомогенной и гетерогенной системах.
3. Что такое константа скорости химической реакции, от каких факторов она зависит?
4. Сформулируйте правило Вант-Гоффа. Дайте пример расчета изменений скорости реакции при повышении или понижении температуры с использованием этого правила.
5. Почему часть столкновений между молекулами не приводит к протеканию реакции? Что такое энергия активации?
6. Как можно объяснить механизм действия катализаторов при гомогенном катализе, гетерогенном катализе?
7. Чем характеризуется состояние химического равновесия? Какие величины, характеризующие прямую и обратную реакции при химическом равновесии, равны друг другу?
8. Приведите примеры обратимых и необратимых процессов. Как связана константа равновесия с константами скоростей прямого и обратного процесса?
9. Какие факторы влияют на положение равновесия в гомогенных жидких и газообразных системах? Как они влияют?
10.Сформулируйте Принцип Ле-Шателье. Как влияет изменение давления, температуры и концентрации реагирующих веществ на положение равновесия в системе 2SО2+О2 = 2SО3?
Контрольные задания
51-55. Дайте определение понятию скорость химической реакции. Опишите количественно (где это можно), как влияют на скорость реакции внешние условия (концентрация, температура, давление). Рассчитайте, во сколько раз изменится скорость реакции при изменении указанных в таблице (табл. 6) условий.
Таблица 6
№ задания | Реакция | Изменение температуры | Температурный коэффициент у | Изменение давления |
- | уменьшение в 4 раза | - | ||
- | увеличение в 3 раза | - | ||
Н2+С12=2НС1 | - | - | увеличение в 2 раза | |
2Fe + О2 = 2FeO | - | - | уменьшение в 3 раза | |
СаО+СО2 = СаСО3 | - | - | увеличение в 3 раза |
56-60. Чем характеризуется состояние химического равновесия? От каких факторов зависит константа равновесия, положение равновесия? Предскажите в соответствии с принципом Ле-Шателье смещение равновесия в соответствии с изменениями внешних условий (отдельно для разных факторов) по данным таблицы 7.
Таблица 7
№ задания | Реакция | Изменение температуры | Температурный коэффициент у | Изменение давления |
СО2+СaCO3+H2O = Ca(HCO3)2 - Q | повышение | понижение | увеличение ССО2 | |
NH3+H2O = NH4OH + Q | понижение | повышение | уменьшение СNH3 | |
N2O4 = 2NO2 - Q | понижение | повышение | увеличение СNO2 | |
4NH3 + 5NO2 = 4NO+6H2O (пар)+ Q | повышение | понижение | увеличение СNO2 | |
2CO+O2 = 2CO2+ Q | повышение | повышение | уменьшение СO2 |
Растворы
Методические советы
Изучение этой темы целесообразно разбить на три этапа. Сначала изучите материал по учебнику и попробуйте ответить на контрольные вопросы 61-70, являющиеся одновременно вопросами для самопроверки. Затем следует выполнить задачи-упражнения на нахождение концентраций растворов (№ 71-80) и после этого разобраться с гидролизом солей в соответствии с настоящими методическими указаниями.
Контрольные задания
61. Какие системы называются растворами? Что у них общего со смесями?
62. Водные растворы и их значение в жизни растений и животных.
63. Каковы причины образования растворов? Какова природа взаимодействия веществ в растворах?
64. Что такое электролитическая диссоциация? Какова роль растворителя в процессе электролитической диссоциации? Какие вещества называются электролитами, неэлектролитами?
65. Что называется степенью электролитической диссоциации? Как зависит степень электролитической диссоциации от концентрации и температуры раствора?
66.Что такое константа диссоциации? От каких факторов она зависит? Какова взаимосвязь между степенью диссоциации и константой диссоциации? Активность и коэффициент активности иона.
67. Какие соединения называются кислотами и основаниями с точки зрения электролитической диссоциации? Чем обусловливается сравнительная сила кислот и оснований?
68. Какие гидроксиды называются амфотерными? Напишите примеры уравнений их диссоциации в кислой и щелочной средах.
69. Что называется ионным произведением воды? Чему оно равно? Дайте вывод выражения ионного произведения воды (Кв). Как влияет температура на ионное произведение воды?
70. Что такое рН, рОН? Какими величинами рН характеризуется нейтральная, кислая и щелочная среда? Как рассчитывать рН растворов сильных и слабых кислот и оснований?
Концентрация растворов
Методические советы
В химических расчетах используется в основном три вида концентрации:
— процентная концентрация показывает, сколько граммов растворенного вещества находится в 100 г раствора,
— молярная концентрация показывает, сколько молей растворенного вещества находится в 1 л (1000 мл) раствора,
— нормальная концентрация показывает, сколько молей эквивалентов растворенного вещества находится в 1 л (1000 мл) раствора.
При решении задач по переходу от одного вида концентрации к другому важно четко разграничить количество растворенного вещества и растворителя, массу и объем и т. д. Контролируется это согласованием единиц измерения в «столбиках» составляемых пропорций.
Количество растворенного вещества выражают в граммах mr , в молях nм, в молях эквивалентов nэ.
Количество раствора выражают в граммах G, в миллилитрах V.
Связь между этими величинами:
nm= (1)
nэ= . (2),
где М и Э — молекулярная и эквивалентная масса соответственно.
ρ= (3),
где ρ — плотность раствора.
Задачи на пересчет из одной концентрации в другую являются составным этапом большинства задач, включающих свойства растворов.
Контрольные задания
71-80. В соответствии с номером вашего задания заполните пропуски в таблице 8. Например, в задаче 76 надо найти молярную и нормальную концентрацию 10%-ного раствора СuSO4 (плотность раствора 1,1 г/мл).
Таблица 8
№ задания | Растворенное вещество | Концентрация раствора | |||
процента. | молярная | нор-мальн. | Плотность раствора | ||
НNO3 | 1,05 | ||||
НС1 | 1,2 | 1,02 | |||
NаОН | 1,05 | ||||
Н3РO4 | 0,3 | 1,01 | |||
Н2SO4 | 0,4 | 1,027 | |||
СuSO4 | принять 1,1 | ||||
(NH4)2SO4 | 0,1 | принять 1,0 | |||
КОН | 1,01 | ||||
СНзСООН | 0,5 | принять1,0 | |||
КNОз | 0,2 | принять 1,0 |
Гидролиз солей
Методические советы
Ввиду особой важности гидролиза солей в регулировании биологических процессов следует четко отработать навыки написания уравнений гидролиза после проработки по учебнику.
Поставим себе задачу составления уравнений гидролиза только по первой ступени (наиболее реальной в обычных условиях). Рекомендуемая последовательность действий:
а) составить уравнения диссоциации соли;
б) выяснить, по какому иону идет гидролиз.
Это и есть сугубо химический аспект гидролиза. Здесь используются справочные данные для определения «слабости» электролита, таблица растворимости (приложение 2), таблица степеней диссоциации (приложение 3).
в) составить для этого иона уравнение реакции взаимодействия с водой (с одной молекулой, т.к. речь идет о первой ступени). Это уравнение и будет сокращенным ионным уравнением гидролиза, оно определяет наступающее в растворе равновесие и характеризуется собственной константой.
г) записать уравнение гидролиза в молекулярном виде. При этом в основу берется ионное уравнение (пункт в), а для составления нейтральных молекул используются противоионы из уравнения диссоциации соли (пункт а).
ПРИМЕР. Составить уравнение гидролиза сульфата меди.
а) СuSO4=Сu2+ + ; (1)
б) из приложений 3 выясняем, что иону Сu2+ соответствует слабое основание, а иону — сильная кислота, значит, гидролиз идет по катиону:
в) Сu2+ + Н2O (СuОН) + + Н+ (2)
Естественно, что положительный ион Сu2+ «вырвет» из воды отрицательную часть ОН-. Заряд образовавшегося иона СuОН+ определяем суммированием зарядов Сu2+ и ОН-. Не забудьте, что связывание ионов ОН- ведет к избытку в растворе ионов Н+, что определит кислую реакцию среды.
Выражение для константы гидролиза имеет вид:
Kr= ;
г) при составлении уравнения в молекулярной форме констатируем, что всем положительным ионам уравнения (2) соответствуют имеющиеся в свободном виде (уравнение 1) отрицательные ионы . С учетом зарядов ионов составляем электронейтральные молекулы:
СuSO4 + Н2O (СuОН) 2SO4 + Н2SO4,
а затем подбираем необходимые коэффициенты:
2СuSO4 + 2Н2O (СuОН) 2SO4 + Н2SO4.
Напоминаем, что в растворе реально существуют ионы H3O+ а не Н+.
Контрольные задания
81-90. Составьте ионные и молекулярные уравнения гидролиза приведенных в вашем задании солей. Укажите реакцию среды в растворе соли. Напишите выражения для константы гидролиза.
81. Хлорид магния, сульфит натрия.
82. Нитрат меди, карбонат калия.
83. Сульфат алюминия, силикат натрия.
84. Хлорид железа (III), сульфид натрия.
85. Сульфат аммония, цианид калия.
86. Хлорид аммония, сульфид бария.
87. Сульфат марганца (II), карбонат калия.
88. Нитрат алюминия, ацетат натрия.
89. Хлорид цинка, силикат калия.
90. Сульфат железа (II), фосфат калия.
Комплексные соединения
Методические указания
При изучении этой темы обратите внимание на отсутствие строгого определения понятия «комплексное соединение». Комплексными соединениями можно называть соединения сложного состава, в которых выделяют центральный атом (комплексообразователь) и непосредственно связанные с ним молекулы или ионы (лиганды). Проанализируйте, какие частицы из нижеперечисленных можно называть комплексными с этой точки зрения: NO3-; NH4+; [Cu(NH3)4]2+; СаСl2; K3[Fe(CN)6]; H2S. В некоторых случаях указывают, что комплексообразователь должен быть связан с лигандами донорно-акцепторной связью. Учитывая этот факт, проанализируйте еще раз приведенный перечень. Какие частицы являются комплексными с учетом этой второй точки зрения?
Названия комплексных частиц дают, указывая сначала названия лигандов, затем комплексообразователя с указанием степени окисления.
Названия лигандов:
С1_ (и др. галогены) —хлоро;, Н2O — акво = ; NH3—амин; CN- — циано = (и др.)
Количество лигандов указывают приставками: ди, три, тетра, пента, гекса.
Названия соединений с комплексным анионом оканчиваются суффиксом «-ат», в комплексных катионах название комплексообразователя дается без специальных окончаний. Примеры:
Ca2[Fe(CN)6]—гексацианоферрат (II) кальция,
[Fe(H2O6]SO4 — сульфат гексааквожелеза (II).
Вопросы для самопроверки
1. Основные положения координационной теории Вернера.
2. Что такое лиганды? комплексообразователь? координационное число? внутренняя и внешняя сфера комплекса?
3. Номенклатура комплексных соединений.
4. Как происходит диссоциация комплексных электролитов?
5. Что такое константы устойчивости комплексных соединений?
Контрольные задания
91-100. Заполните таблицу 9 в соответствии с вашим вариантом, указав комплексообразователь лиганды, координационное число, внутреннюю и внешнюю среду_ по формуле комплексного соединения, или составив соответствующую формулу по указанному комплексообразователю, лигандам и координационному числу. Дайте названия этим веществам.
Таблица 9
№ задания | Комплексообразо-ватель | Лиганд | Координационное число | Внутренняя сфера комплекса | Ионы внешней сферы | Формула комплексного соединения | Выражение для общей константы устойчивости комплексного иона | ||
Zn2+ | OH- | Na+ | K2[PtCl6] | ||||||
А13+ | OH- | К+ | K4[Fe(CN)6] | ||||||
Сr3+ | OH- | К+ | K3[Fe(CN)6] | ||||||
Pt4+ | NH3 | [Cu(H2O]52+ | SO42- Cl- | ||||||
NO2- | [Co(NO2)6]3+ | Na+ | [Cu(NH3)4]SO4 | ||||||
[PtBr6]2- | Na+ | Fe3[Fe(CN)6]4 | |||||||
Со3+ | NO2- | K+ | [Сr(Н2O)6]С13 | ||||||
[SiF6]2- | Na+ | [Ca(NH3)8]Cl2 | |||||||
Ag+ | CN- | Na+ | K2[PtCl4] | ||||||
Со2+ | CNS- | NH4+ | [Ag(NH3)2]Cl | ||||||