Опыт 3. Влияние температуры на скорость химической реакции в гомогенной системе
Опыт проводится при трех различных температурах, при одних и тех же исходных концентрациях растворов тиосульфата натрия и серной кислоты. Нагревание пробирок с растворами реагирующих веществ проводится в стаканах, снабженных приспособлением для фиксации пробирок и термометра.
В три пробирки поместите по 10 капель 1 н. раствора тиосульфата натрия. В стакан с водой комнатной температуры (t1) поместите первую пробирку и капельницу с 2 н. серной кислотой. Через 5–7 мин. (время, необходимое для выравнивания температур), запишите температуру воды в таблицу, и пипеткой внесите одну каплю кислоты в пробирку с тиосульфатом натрия, включите секундомер. Измерьте время от момента добавления кислоты до начала помутнения раствора.
После этого, нагрейте воду в стакане выше комнатной примерно на 10°С с помощью электрической плитки. Поместите в стакан вторую пробирку и капельницу с кислотой. Выдержите их при заданной температуре 5–7 мин., внесите одну каплю раствора серной кислоты в пробирку с Na2S2O3 и отметьте время до начала помутнения раствора. Аналогично проведите опыт с третьей пробиркой, но уже в стакане с водой, подогретой выше комнатной на 20°С. Данные опыта занесите в таблицу 6.3.
Таблица 6.3
Экспериментальные данные по влиянию температуры
на скорость химической реакции
№ пробирки | Объем раствора (число капель) | t, °С | Время появления помутнения, τ, с | Относительная скорость, в условных единицах, 1/τ | |||
Na2S2O3 | H2SO4 | ||||||
t1 | |||||||
(t1 + 10°) | |||||||
(t1 + 20°) |
Вычислите температурный коэффициент γ. Так как концентрации во всех трех опытах одинаковы, то:
,
где τ1 – время появления мути при температуре, t1; τ2 – время появления мути при температуре (t1 + 10°); τ3 – время появления мути при температуре (t1 + 20°).
Отсюда: , , .
Сделайте вывод, соответствуют ли полученные результаты опыта правилу Вант-Гоффа.
Опыт 4. Влияние диоксида марганца на реакцию разложения пероксида водорода
Пероксид водорода при обыкновенной температуре разлагается медленно. Можно ускорить этот процесс. В пробирку с 3–4 мл 3%-ного раствора пероксида водорода введите на кончике шпателя немного диоксида марганца. Выделяющийся газ испытайте тлеющей лучинкой. Составьте уравнение реакции. Сделайте вывод о том, чем является диоксид марганца для этой реакции.
Глава 7. РАСТВОРЫ. ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ
После усвоения материала Главы 7 студент должен:
Знать
• определение растворов как гомогенных систем;
• способы выражения состава растворов (массовая доля, молярная и молярная концентрация эквивалентов);
• свойства разбавленных молекулярных растворов (понижение давления пара растворителя, повышение температуры кипения, понижение температуры замерзания, осмотическое давление);
• свойства растворов электролитов, их отличия от молекулярных растворов;
• основные положения теории электролитической диссоциации С. Аррениуса и сольватной теории Д.И. Менделеева;
• определение степени диссоциации электролитов, подразделение электролитов по степени диссоциации;
• вывод уравнения закона разбавления Оствальда;
• формулировку правила Бертолле;
• определение водородного показателя и как он характеризует кислотность раствора;
• определение произведения растворимости (ПР);
• определение дисперсной системы, дисперсной фазы и дисперсионной среды, классификации дисперсных систем;
• определение свободной поверхностной энергии и поверхностного натяжения;
• поверхностные явления – адсорбцию и десорбцию, определения понятиям – адсорбент, адсорбат, адсорбтив;
• методы получения коллоидных растворов;
• определение и сущность процессов коагуляции и седиментации коллоидных растворов, способы их инициации и предотвращения;
• оптические и кинетические свойства коллоидных растворов;
Уметь
• решать задачи на способы выражения состава растворов;
• привести примеры ступенчатой диссоциации многоосновных кислот и многокислотных оснований;
• экспериментально определить электрическую проводимость растворов электролитов и влияние на нее различных факторов;
• охарактеризовать диссоциацию слабых электролитов как обратимый процесс;
• составлять выражения констант диссоциации, рассчитывать степень диссоциации;
• определять направленность реакций в растворах электролитов;
• составлять выражения ПР, рассчитывать растворимость;
• решать задачи на водородный показатель;
• составлять ионные и молекулярные уравнения гидролиза, делать заключения о кислотности среды, условиях смещения равновесия;
• привести примеры дисперсных систем по разным классификациям;
• написать строение коллоидной частицы;
• объяснить механизм возникновения и строение двойного электрического слоя на поверхности коллоидных частиц;
• экспериментально получать коллоидные растворы и определять заряд коллоидных частиц;
Владеть
• методами приготовления растворов;
• представлениями о природе и свойствах молекулярных и ионных растворов;
• представлениями о влиянии концентрации растврово на физические свойства, температуру кипения, температуру замерзания;
• способом экспериментального изучения электрической проводимости растворов электролитов и влияния на нее различных факторов;
• экспериментальными методами получения коллоидных растворов и определения заряда коллоидных частиц;
• способами решения задач по теме «Растворы»;
• способами составления уравнений гидролиза солей.