Опыт 5. Цветная реакция на ацетон с нитропруссидом натрия (проба Легаля).
Поместите в пробирку 1 каплю 0,5н раствора нитропруссида натрия Na2 [Fe(CN)5NO], 5 капель воды и 1 каплю ацетона. Добавьте 1 каплю 2н NaOH. Что вы наблюдаете? Разлейте раствор в 2 пробирки и в одну прибавьте 1 каплю 2н CH3COOH: сравните цвета растворов. Отметьте в протоколе изменение цвета раствора.
Цветная реакция с нитропруссидом натрия (проба Легаля) служит дополнением к йодформной пробе на ацетон (проба Либена) и широко применяется в клинической диагностике.
Вопросы:
1. Для каких целей может применяться данная реакция в качественном анализе?
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ.
1. Напишите структурные формулы каждого из следующих соединений по их систематическому названию:
– трихлорэтаналь;
– 2, 3, 4, 5, 6-пентагидроксигексаналь;
– 2-метилциклогексанон;
– бутандион-2,3 (диацетил);
– 1,2-дифенилэтандион.
2. Назовите по заместительной номенклатуре IUРАС каждое из следующих соединений:
3. В сивушных маслах, образующихся в небольших количествах при спиртовом брожении, присутствует пропанол-1. Из какого карбонилсодержащего соединения можно получить пропанол-1. Укажите реагент. Опишите механизм реакции.
4. Получите циклический ацеталь при взаимодействии пропаналя с этандиолом-1,2. По какому механизму протекает эта реакция?
5. Напишите схему реакции образования 1-этоксипропанола-1, укажите субстрат и реагент, опишите механизм реакции.
6. Реакция образования циклических ацеталей используется для защиты (блокирования) карбонильной группы в органическом синтезе. Предложите путь синтеза глицеринового альдегида (2,3-дигидроксипропаналя), применив для защиты альдегидной группы этиленгликоль.
7. Какое из двух соединений образует в кислой среде циклический полуацеталь: а) 2-гидроксипропаналь; б) 4-гидроксибутаналь. Напишите схему реакции. Опишите ее механизм.
8. При образовании циклических форм моносахаридов происходит внутримолекулярная реакция ацетализации. Напишите структуру циклических полуацеталей, которые могут образоваться из 2, 3, 4, 5-тетрагидроксипентаналя.
9. Какое из двух соединений является циклическим полуацеталем:
Приведите схему его гидролиза в кислой среде. Назовите продукт гидролиза по заместительной номенклатуре.
10. При действии на организм больших доз гидразина наблюдаются нервные расстройства. Каков химизм воздействия гидразина, если известно, что он реагирует с коферментом пиридоксальфосфатом:
пиридоксальфосфат
11. В аналитической химии используется метод оксимного титрования, в основе которого лежит реакция образования оксимов карбонильных соединений. Напишите схемы реакций получения оксимов: а) ацетона; б) циклогексанона.
На одном примере опишите механизм реакции.
12. Для идентификации альдегидов и кетонов используются реакции получения кристаллических соединений-гидразонов и фенилгидразонов. Покажите схемы реакций их образования из бутаналя. Укажите реагенты.
13. Для количественного определения аминокислот используется метод формольного титрования, одним из этапов которого является реакция взаимодействия формальдегида с аминокислотой по схеме:
Определите субстрат и реагент в этой реакции, укажите ее механизм и продукт реакции.
14. В процессе биосинтеза a-аминокислот путем трансаминирования образуется имин при взаимодействии пиридоксальфосфата с аминокислотой. Прогнозируйте строение имина:
15. Цвет родопсина – фоторецепторного белка палочек сетчатки – и его чувствительность к свету определяются присутствием 11-цис-ретиналя, являющегося высокоэффективным хромофором. 11-цис-ретиналь образует с белком опсином родопсин, который по химической природе является имином, получающимся при взаимодействии альдегидной группы ретиналя с аминогруппой специфического остатка лизина в опсине по схеме:
Спектральные характеристики родопсина свидетельствуют о том, что имин находится в протонированной форме. Прогнозируйте схему образования и протонирования имина.
16. Альдольная конденсация этаналя является промежуточной стадией при получении бутадиена в промышленности. Напишите схему реакции альдольной конденсации этаналя в щелочной среде. Опишите механизм реакции.
17. В условиях организма нейраминовая кислота образуется путем альдольной конденсации пировиноградной кислоты (2-оксопропановой кислоты) с N-ацетил-D-маннозамином.
Определите субстрат и реагент в этом процессе. Опишите механизм реакции
18. При использовании формалина (40% водный раствор формальдегида) в количественном анализе a-аминокислот, его необходимо нейтрализовать, т.к. водные растворы формальдегида имеют кислую реакцию среды. Объясните причину этого явления. Напишите схему реакции, протекающую в водных растворах формальдегида.
19. Какой из двух альдегидов-бензальдегид или пропаналь – будет вступать в щелочной среде в реакцию альдольной конденсации? Почему? Напишите схему реакции, которая протекает в этих условиях с бензальдегидом.
20. Для открытия ацетона в моче больных сахарным диабетом используется проба Либена – йодоформная проба. Напишите схему реакций превращения ацетона (пропанона) в йодоформ. Какой фрагмент в структуре ацетона обеспечивает образование йодоформа.
21. Можно ли с помощью йодоформной пробы открыть следующие соединения: а) пентанон-2; б) пентанон-3; в) этаналь.
Напишите схемы соответствующих реакций.
ЗАНЯТИЕ 8
РЕАКЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДНЫХ. РЕАКЦИИ НУКЛЕОФИЛЬНОГО ЗАМЕЩЕНИЯ (SN) У ТРИГОНАЛЬНОГО АТОМА УГЛЕРОДА.
ЦЕЛЬ:Сформировать знания:
– классификации и номенклатуры карбоновых кислот и их функциональных производных;
– реакционных центров и кислотных свойств;
– реакционной способности карбоновых кислот и их функциональных производных в реакциях SN;
– биологических аналогов реакций SN.
Сформировать умения:
– выделять реакционные центры карбоновых кислот;
– сравнивать функциональную способность карбоновых кислот и их функциональных производных в реакциях нуклеофильного замещения;
– приводить по стадиям механизм SN;
– выполнять характерные и качественные реакции на карбоновые кислоты и их функциональные производные.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.
1. Электронное и пространственное строение карбоксильной группы.
2. Кислотные свойства карбоновых кислот: моно- и дикарбоновых, предельных, непредельных, ароматических.
3. Реакции нуклеофильного замещения у тригонального атома углерода. Реакции ацилирования – образования гологенангидридов, ангидридов, сложных эфиров и тиоэфиров, амидов и обратные им реакции гидролиза.
4. Ацилирующие агенты (ангидриды, карбоновые кислоты, сложные эфиры, сложные тиоэфиры), сравнительная активность этих агентов.
5. Ацилфосфаты и ацилкофермент А – природные макроэргические ацилирующие агенты. Биологическая роль реакций ацилирования.
6. Понятие о нуклеофильном замещении у атома фосфора, реакции фосфорилирования.
7. Реакции декарбоксилирования карбоновых кислот в зависимости от числа и взаимного расположения карбоксильных групп.
ЛИТЕРАТУРА:
[1]. Тюкавкина Н.А., Биоорганическая химия. / Н.А.Тюкавкина, Ю.И. Бауков– М.: Медицина, 1991.– С. 194-207.
[2]. Гидранович Л.Г. Биоорганическая химия: Учеб. пособие. /Л.Г.Гидранович. – Витебск: ВГМУ, 2009.– С. 125-139.
[3]. Гидранович Л.Г. Лабораторные занятия по биоорганической химии.: Учеб. пособие / Л.Г.Гидранович. – Витебск: ВГМУ, 2012.– С. 56-62.
[4]. Гидранович Л.Г. Курс лекций по биоорганической химии.– Витебск.– 2003.– С. 104-116.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.
1. Изучить теоретический материал по вопросам для самоподготовки к занятиям.
2. Оформить протокол лабораторной работы.
3. Решить задачи 1, 2, 4-6, 9-11, представленные на страницах 60-62 данного лабораторного практикума.
Примерный вариант заключительного контроля:
1.Сравните ацилирующую способность этанангидрида, этаноилхлорида, этановой кислоты и этилэтаноата. Напишите схему реакции аммонолиза более активного из них, назовите продукт реакции.Опишите механизм реакции по стадиям.
2. Напишите схемы реакций, обозначьте графически реакционные центры, укажите тип и механизм реакций:
СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА:
Опыт 1. Диссоциация карбоновых кислот.
На полоску универсальной индикаторной бумаги нанесите в виде маленьких капель растворы уксусной и щавелевой кислот. Сравните полученную окраску со шкалой, определите приблизительное значение рН в растворе.
Схема реакций:
Вопросы:
1. Качественно оцените силу данных кислот.
2. Для какой цели может быть использована данная реакция в качественном анализе?
Опыт 2. Получение бензоата натрия.
В каждую из двух пробирок поместите несколько кристаллов бензойной кислоты и 2 капли воды. Кристаллы бензойной кислоты плохо растворимы. Добавьте в первую пробирку при встряхивании 2-3 капли 2н NaOH до растворения кристаллов, во вторую – насыщенного раствора NaHCО3. Бензоат натрия хорошо растворим в воде. К полученному прозрачному раствору добавьте 2-3 капли 2н HCl. Выпадает осадок.
Схемы реакций:
Вопросы:
1. О чем свидетельствует появление осадка при добавлении соляной кислоты?
2. Для каких целей могут быть использованы данные реакции в качественном анализе?
Опыт 3. Получение этилацетата.
В сухую пробирку поместите порошок безводного ацетата натрия (высота ~ 2 мм) и 3 капли этилового спирта. Добавьте 2 капли концентрированной серной кислоты и осторожно нагрейте над пламенем горелки. Через несколько секунд появляется приятный освежающий запах этилацетата.
Схемы реакций:
Вопросы:
1. Укажите и назовите реакционные центры, по которым протекает реакция. Определите тип и механизм реакции.
2. Опишите механизм реакции. Объясните роль кислотного катализа.