Г. мичуринска тамбовской области

Карбоновых кислот»

Урок химии

Класс

Автор: Ушакова О.В.,

Учитель химии МОУ СОШ № 2

Г. Мичуринска Тамбовской области

Цель:Ознакомление обучающихся с разнообразием представителей данного класса, изучение общих черт строения, классификации, номенклатуры, физических свойств и областей применения карбоновых кислот на основе имеющихся у школьников знаний о некоторых особенностях наиболее распространенных карбоновых кислот, результатов лабораторных опытов, теоретических и практических исследований.

Задачи:

· Сформулировать определения, вывести общую формулу, изучить классификацию, исследовать физические свойства, рассмотреть электронное строение молекул карбоновых кислот. Ознакомить школьников с природными источниками и областями применения наиболее распространенных карбоновых кислот. Рассмотреть значение аскорбиновой кислоты для организма человека, ее содержание в плодах и ягодах; методы количественного анализа содержания аскорбиновой кислоты в яблоках Мичуринских сортов.

· Развить у школьников умение анализировать теоретические и экспериментальные данные; находить взаимосвязи строения и физических свойств карбоновых кислот; формулировать выводы. Развить умения обучающихся работать с химическими веществами, соблюдая правила техники безопасности. Развить навыки коллективной деятельности, познавательный интерес и творческую активность в процессе решения проблемных ситуаций.

· Воспитать у детей чувство коллективизма и ответственности перед товарищами за результаты собственной деятельности. Воспитать чувство патриотизма в ходже изучения ценности сортов яблок, выведенных И. В. Мичуриным. Воспитать активную жизненную позицию каждого обучающегося, осуществляя индивидуальный подход к каждому члену коллектива.

Форма:творческая лаборатория в системе личностно – ориентированного обучения

Оборудование и материалы:

r На доске: схема – тема урока; схемы природных источников некоторых карбоновых кислот; карточки – план урока; схема «Сила карбоновых кислот»

r На столах: лимоны, апельсины, листья сушеной крапивы, макеты муравьев, яблоки, янтарь, аспирин, витамин С; методички для выполнения заданий; карточки «лото»; флажки по цвету группы

r Лабораторное оборудование на столах: стандартная индикаторная бумага; штативы с пробирками; спиртовки; химические стаканчики; стеклянные палочки; в группе I химический стаканчик со льдом; водные термометры

r Растворы кислот: муравьиная; уксусная; яблочная; аскорбиновая; стеариновая; пропионовая

r У учителя: бензойная кислота; спиртовка; химический стакан; физический штатив; чашка Петри; стакан со льдом, демонстрационная пробирка, уксусная кислота

r В кабинете: компьютер с мультимедийным проектором

Вводная беседа:

Нам сегодня предстоит решить грандиозные задачи, потому что вещества, о которых пойдет дальше речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно. Однако нельзя объять необъятное, поэтому на данном уроке мы должны:

T СЛАЙД (деятельность в ходе урока)

· сформулировать определение,

· вывести общую формулу,

· изучить классификацию,

· овладеть навыками номенклатуры,

· рассмотреть физические свойства,

· определить закономерности, вытекающие из электронного строения,

· оценить разнообразие

· и наряду со всем названным познать области применения веществ, с которыми нам предстоит познакомиться на уроке.

Работать мы будем в группах постоянного состава, а помогут вам в работе задания в брошюрах на столах.

HCOOH HOOC - COOH

COOH H2C = CH - COOH

׀

г. мичуринска тамбовской области - student2.ru

г. мичуринска тамбовской области - student2.ru Цель:Используя подсказки, расположенные у вас на столах и записанные в методичках, а так же выполнив задания № 1, вы сможете дать название темы урока, вывести общую формулу класса соединений, с которым мы сегодня знакомимся, и сформулировать его определение.

Группа Задание
I
  • Выделите функциональную группу, содержащуюся во всех указанных выше соединениях
  • Укажите частицу, с которой соединена эта группа
  • Определите название класса органических соединений
II
  • Определите общие черты строения молекул вышеуказанных соединений
  • Укажите отличительные особенности состава указанных выше соединений
  • Назовите частицу, определяющую название класса
  • Определите класс изучаемых веществ
 
III
  • Исследуйте состав вышеуказанных соединений
  • Определите название класса рассматриваемых соединений
  • Выведите общую формулу данного класса органических соединений
 
IV
  • Рассмотрите особенности состава молекул вышеуказанных соединений
  • Определите название класса изучаемых веществ
  • Выведите его общую формулу
  • Сформулируйте определение данного класса органических соединений
 

T СЛАЙД (определение класса карбоновых кислот, общая формула)

Карбоновые кислоты – органические вещества, в молекулах которых карбоксильная группа соединена с углеводородным радикалом.

Общая формула:R – COOH

Проблемный вопрос:почему данные кислоты имеют первое слово «карбоновые»?

«Карбо» - углерод Þ кислоты углерода

IV. Физические свойства

Изучить физические свойства карбоновых кислот. Обосновать взаимозависимость между составом, строением кислоты и ее физическими свойствами.

Вводное слово:Ребята, сейчас нам с вами необходимо познакомиться с физическими свойствами карбоновых кислот. Но знакомство осуществлять вы будете самостоятельно, используя рекомендации в брошюрах.

Лабораторная работа: «Изучение физических свойств карбоновых кислот»

г. мичуринска тамбовской области - student2.ru Цель:Проведя исследования, описанные в методичках под № 4, вы сможете изучить физические свойства карбоновых кислот, выявить закономерность между составом, строением и физическими свойствами веществ данного класса.

Группа Задание
I
  • Изучите свойствауксусной кислоты по плану:
1) Определите агрегатное состояние вещества при н. у. 2) Изучите цвет вещества и его прозрачность 3) Определите наличие запаха N Вспомните, как правильно определять запах! 4) Проверьте растворимостькислоты в воде · Опишите результаты исследования: Агрегатное состояние __________________ Цвет _____________________ Запах ____________________________ Растворимость в воде __________________________  
II
  • Сравните агрегатное состояниепри н. у.кислот:
Уксусная, валерьяновая, стеариновая · Определите наличие запаха у каждого вещества N Вспомните, как правильно определять запах! · Сделайте вывод о взаимосвязи строения и изученных физических свойствах карбоновых кислот, дополнив фразы: Агрегатное состояние низших карбоновых кислот __________________; Агрегатное состояние высших карбоновых кислот __________________ Чем больше относительная молекулярная масса кислоты, тем _____________________ запах  
III
  • Сравните растворимость в водекислот:
Уксусная, валерьяновая, стеариновая N Вспомните, как правильно обращаться с растворами кислот! · Сделайте вывод о взаимосвязи относительной молекулярной массы и растворимости карбоновых кислот
IV · Определите экспериментальным путем температуры кипения следующих кислот: муравьиная, уксусная, пропионовая N Вспомните, как правильно проводить нагревание жидкости! · Сформулируйте выводо взаимосвязи относительной молекулярной массы кислот и их температуры кипения · Проанализируйте данныетаблицы · Сформулируйте вывод о взаимосвязи структуры молекулы и температуры кипения карбоновых кислот

Таблица

Температуры кипения некоторых предельных одноосновных карбоновых кислот

Кислота Формула t кип, 0С
Масляная (бутановая) C3H7COOH 163,5
Изомасляная (2 - метилпропановая) CH3 – CH – COOH CH3 154,5
Валерьяновая (пентановая) C4H9COOH
Изовалерьяновая (3 - метилбутановая) CH3 – CH – CH2 – COOH CH3 176,7
Триметилуксусная (2,2 - диметилпропановая) CH3 CH3 – C – COOH CH3 163,8

T СЛАЙД

Физические свойства уксусной кислоты:

Агрегатное состояние жидкое

Цвет бесцветная прозрачная жидкость

Запах резкий уксусный

Растворимость в воде хорошая

Температура кипения 1180С

Температура плавления 170С

Эксперимент:Учитель помещает заранее демонстрационную пробирку в стакан со льдом. Теперь в пробирку он наливает 2 – 3 мл концентрированной уксусной кислоты, которая кристаллизуется.

Замерзающая уксусная кислота называется «ледяной»

T СЛАЙД

Зависимость физических свойств карбоновых кислот от строения молекулы:

Низшие карбоновые кислоты – жидкости; высшие – твердые вещества

Чем больше относительная молекулярная масса кислоты, тем меньше ее запах.

С увеличением относительной молекулярной массы кислоты растворимость уменьшается

Чем больше относительная масса кислоты, тем выше температура кипения

Температура кипения кислот с нормальным строением углеродного радикала выше, чем температура кипения кислот изомерного строения.

Проблема:Что влияет на физические свойства карбоновых кислот?

Электронное строение молекулы. Давайте рассмотрим электронное строение молекул карбоновых кислот.

VI. Содержание аскорбиновой кислоты в продуктах питания

Познакомиться с одной из самых распространенных в природе карбоновых кислот - аскорбиновой. Изучить ее функции в организме человека, природные источники и методы их исследования.

Внимание!Посмотрите, после расстановки всех формул кислот на шкале осталось одно свободное место.

Проблема:сейчас начинается наиболее опасное для здоровья время года, когда учащаются случаи простуды. С чем связана данная проблема?

В зимнее – весенний период у людей наблюдается авитаминоз.

Одним из наиболее необходимых веществ для устойчивости организма к простудным заболеваниям является витамин С (Аскорбиновая кислота). Ее кислотность равна кислотности бензойной кислоты, хотя формула сильно отличается.

Вопрос:что вы знаете о функциях аскорбиновой кислоты и содержании ее в продуктах питания?

Аскорбиновая кислота влияет на образование соединительной ткани, красных кровяных телец, она ускоряет всасывание железа и предохраняет другие витамины от окисления. При недостатке в организме данного вещества возникает слабость, возможно опухание конечностей, кровоточивость.

Суточная норма, рекомендуемая для потребления аскорбиновой кислоты – 60 мг.

T СЛАЙД

Работа с диаграммой:

г. мичуринска тамбовской области - student2.ru Важнейшие источники витамина С

Карбоновых кислот»

Урок химии

Класс

Автор: Ушакова О.В.,

Учитель химии МОУ СОШ № 2

г. Мичуринска Тамбовской области

Цель:Ознакомление обучающихся с разнообразием представителей данного класса, изучение общих черт строения, классификации, номенклатуры, физических свойств и областей применения карбоновых кислот на основе имеющихся у школьников знаний о некоторых особенностях наиболее распространенных карбоновых кислот, результатов лабораторных опытов, теоретических и практических исследований.

Задачи:

· Сформулировать определения, вывести общую формулу, изучить классификацию, исследовать физические свойства, рассмотреть электронное строение молекул карбоновых кислот. Ознакомить школьников с природными источниками и областями применения наиболее распространенных карбоновых кислот. Рассмотреть значение аскорбиновой кислоты для организма человека, ее содержание в плодах и ягодах; методы количественного анализа содержания аскорбиновой кислоты в яблоках Мичуринских сортов.

· Развить у школьников умение анализировать теоретические и экспериментальные данные; находить взаимосвязи строения и физических свойств карбоновых кислот; формулировать выводы. Развить умения обучающихся работать с химическими веществами, соблюдая правила техники безопасности. Развить навыки коллективной деятельности, познавательный интерес и творческую активность в процессе решения проблемных ситуаций.

· Воспитать у детей чувство коллективизма и ответственности перед товарищами за результаты собственной деятельности. Воспитать чувство патриотизма в ходже изучения ценности сортов яблок, выведенных И. В. Мичуриным. Воспитать активную жизненную позицию каждого обучающегося, осуществляя индивидуальный подход к каждому члену коллектива.

Форма:творческая лаборатория в системе личностно – ориентированного обучения

Оборудование и материалы:

r На доске: схема – тема урока; схемы природных источников некоторых карбоновых кислот; карточки – план урока; схема «Сила карбоновых кислот»

r На столах: лимоны, апельсины, листья сушеной крапивы, макеты муравьев, яблоки, янтарь, аспирин, витамин С; методички для выполнения заданий; карточки «лото»; флажки по цвету группы

r Лабораторное оборудование на столах: стандартная индикаторная бумага; штативы с пробирками; спиртовки; химические стаканчики; стеклянные палочки; в группе I химический стаканчик со льдом; водные термометры

r Растворы кислот: муравьиная; уксусная; яблочная; аскорбиновая; стеариновая; пропионовая

r У учителя: бензойная кислота; спиртовка; химический стакан; физический штатив; чашка Петри; стакан со льдом, демонстрационная пробирка, уксусная кислота

r В кабинете: компьютер с мультимедийным проектором

Вводная беседа:

Нам сегодня предстоит решить грандиозные задачи, потому что вещества, о которых пойдет дальше речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно. Однако нельзя объять необъятное, поэтому на данном уроке мы должны:

T СЛАЙД (деятельность в ходе урока)

· сформулировать определение,

· вывести общую формулу,

· изучить классификацию,

· овладеть навыками номенклатуры,

· рассмотреть физические свойства,

· определить закономерности, вытекающие из электронного строения,

· оценить разнообразие

· и наряду со всем названным познать области применения веществ, с которыми нам предстоит познакомиться на уроке.

Работать мы будем в группах постоянного состава, а помогут вам в работе задания в брошюрах на столах.

Наши рекомендации