Г. мичуринска тамбовской области
Карбоновых кислот»
Урок химии
Класс
Автор: Ушакова О.В.,
Учитель химии МОУ СОШ № 2
Г. Мичуринска Тамбовской области
Цель:Ознакомление обучающихся с разнообразием представителей данного класса, изучение общих черт строения, классификации, номенклатуры, физических свойств и областей применения карбоновых кислот на основе имеющихся у школьников знаний о некоторых особенностях наиболее распространенных карбоновых кислот, результатов лабораторных опытов, теоретических и практических исследований.
Задачи:
· Сформулировать определения, вывести общую формулу, изучить классификацию, исследовать физические свойства, рассмотреть электронное строение молекул карбоновых кислот. Ознакомить школьников с природными источниками и областями применения наиболее распространенных карбоновых кислот. Рассмотреть значение аскорбиновой кислоты для организма человека, ее содержание в плодах и ягодах; методы количественного анализа содержания аскорбиновой кислоты в яблоках Мичуринских сортов.
· Развить у школьников умение анализировать теоретические и экспериментальные данные; находить взаимосвязи строения и физических свойств карбоновых кислот; формулировать выводы. Развить умения обучающихся работать с химическими веществами, соблюдая правила техники безопасности. Развить навыки коллективной деятельности, познавательный интерес и творческую активность в процессе решения проблемных ситуаций.
· Воспитать у детей чувство коллективизма и ответственности перед товарищами за результаты собственной деятельности. Воспитать чувство патриотизма в ходже изучения ценности сортов яблок, выведенных И. В. Мичуриным. Воспитать активную жизненную позицию каждого обучающегося, осуществляя индивидуальный подход к каждому члену коллектива.
Форма:творческая лаборатория в системе личностно – ориентированного обучения
Оборудование и материалы:
r На доске: схема – тема урока; схемы природных источников некоторых карбоновых кислот; карточки – план урока; схема «Сила карбоновых кислот»
r На столах: лимоны, апельсины, листья сушеной крапивы, макеты муравьев, яблоки, янтарь, аспирин, витамин С; методички для выполнения заданий; карточки «лото»; флажки по цвету группы
r Лабораторное оборудование на столах: стандартная индикаторная бумага; штативы с пробирками; спиртовки; химические стаканчики; стеклянные палочки; в группе I химический стаканчик со льдом; водные термометры
r Растворы кислот: муравьиная; уксусная; яблочная; аскорбиновая; стеариновая; пропионовая
r У учителя: бензойная кислота; спиртовка; химический стакан; физический штатив; чашка Петри; стакан со льдом, демонстрационная пробирка, уксусная кислота
r В кабинете: компьютер с мультимедийным проектором
Вводная беседа:
Нам сегодня предстоит решить грандиозные задачи, потому что вещества, о которых пойдет дальше речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно. Однако нельзя объять необъятное, поэтому на данном уроке мы должны:
T СЛАЙД (деятельность в ходе урока)
· сформулировать определение,
· вывести общую формулу,
· изучить классификацию,
· овладеть навыками номенклатуры,
· рассмотреть физические свойства,
· определить закономерности, вытекающие из электронного строения,
· оценить разнообразие
· и наряду со всем названным познать области применения веществ, с которыми нам предстоит познакомиться на уроке.
Работать мы будем в группах постоянного состава, а помогут вам в работе задания в брошюрах на столах.
HCOOH HOOC - COOH
COOH H2C = CH - COOH
׀
Цель:Используя подсказки, расположенные у вас на столах и записанные в методичках, а так же выполнив задания № 1, вы сможете дать название темы урока, вывести общую формулу класса соединений, с которым мы сегодня знакомимся, и сформулировать его определение.
Группа | Задание |
I |
|
II |
|
III |
|
IV |
|
T СЛАЙД (определение класса карбоновых кислот, общая формула)
Карбоновые кислоты – органические вещества, в молекулах которых карбоксильная группа соединена с углеводородным радикалом.
Общая формула:R – COOH
Проблемный вопрос:почему данные кислоты имеют первое слово «карбоновые»?
«Карбо» - углерод Þ кислоты углерода
IV. Физические свойства
Изучить физические свойства карбоновых кислот. Обосновать взаимозависимость между составом, строением кислоты и ее физическими свойствами.
Вводное слово:Ребята, сейчас нам с вами необходимо познакомиться с физическими свойствами карбоновых кислот. Но знакомство осуществлять вы будете самостоятельно, используя рекомендации в брошюрах.
Лабораторная работа: «Изучение физических свойств карбоновых кислот»
Цель:Проведя исследования, описанные в методичках под № 4, вы сможете изучить физические свойства карбоновых кислот, выявить закономерность между составом, строением и физическими свойствами веществ данного класса.
Группа | Задание |
I |
|
II |
|
III |
|
IV | · Определите экспериментальным путем температуры кипения следующих кислот: муравьиная, уксусная, пропионовая N Вспомните, как правильно проводить нагревание жидкости! · Сформулируйте выводо взаимосвязи относительной молекулярной массы кислот и их температуры кипения · Проанализируйте данныетаблицы · Сформулируйте вывод о взаимосвязи структуры молекулы и температуры кипения карбоновых кислот |
Таблица
Температуры кипения некоторых предельных одноосновных карбоновых кислот
Кислота | Формула | t кип, 0С |
Масляная (бутановая) | C3H7COOH | 163,5 |
Изомасляная (2 - метилпропановая) | CH3 – CH – COOH CH3 | 154,5 |
Валерьяновая (пентановая) | C4H9COOH | |
Изовалерьяновая (3 - метилбутановая) | CH3 – CH – CH2 – COOH CH3 | 176,7 |
Триметилуксусная (2,2 - диметилпропановая) | CH3 CH3 – C – COOH CH3 | 163,8 |
T СЛАЙД
Физические свойства уксусной кислоты:
Агрегатное состояние жидкое
Цвет бесцветная прозрачная жидкость
Запах резкий уксусный
Растворимость в воде хорошая
Температура кипения 1180С
Температура плавления 170С
Эксперимент:Учитель помещает заранее демонстрационную пробирку в стакан со льдом. Теперь в пробирку он наливает 2 – 3 мл концентрированной уксусной кислоты, которая кристаллизуется.
Замерзающая уксусная кислота называется «ледяной»
T СЛАЙД
Зависимость физических свойств карбоновых кислот от строения молекулы:
Низшие карбоновые кислоты – жидкости; высшие – твердые вещества
Чем больше относительная молекулярная масса кислоты, тем меньше ее запах.
С увеличением относительной молекулярной массы кислоты растворимость уменьшается
Чем больше относительная масса кислоты, тем выше температура кипения
Температура кипения кислот с нормальным строением углеродного радикала выше, чем температура кипения кислот изомерного строения.
Проблема:Что влияет на физические свойства карбоновых кислот?
Электронное строение молекулы. Давайте рассмотрим электронное строение молекул карбоновых кислот.
VI. Содержание аскорбиновой кислоты в продуктах питания
Познакомиться с одной из самых распространенных в природе карбоновых кислот - аскорбиновой. Изучить ее функции в организме человека, природные источники и методы их исследования.
Внимание!Посмотрите, после расстановки всех формул кислот на шкале осталось одно свободное место.
Проблема:сейчас начинается наиболее опасное для здоровья время года, когда учащаются случаи простуды. С чем связана данная проблема?
В зимнее – весенний период у людей наблюдается авитаминоз.
Одним из наиболее необходимых веществ для устойчивости организма к простудным заболеваниям является витамин С (Аскорбиновая кислота). Ее кислотность равна кислотности бензойной кислоты, хотя формула сильно отличается.
Вопрос:что вы знаете о функциях аскорбиновой кислоты и содержании ее в продуктах питания?
Аскорбиновая кислота влияет на образование соединительной ткани, красных кровяных телец, она ускоряет всасывание железа и предохраняет другие витамины от окисления. При недостатке в организме данного вещества возникает слабость, возможно опухание конечностей, кровоточивость.
Суточная норма, рекомендуемая для потребления аскорбиновой кислоты – 60 мг.
T СЛАЙД
Работа с диаграммой:
Важнейшие источники витамина С
Карбоновых кислот»
Урок химии
Класс
Автор: Ушакова О.В.,
Учитель химии МОУ СОШ № 2
г. Мичуринска Тамбовской области
Цель:Ознакомление обучающихся с разнообразием представителей данного класса, изучение общих черт строения, классификации, номенклатуры, физических свойств и областей применения карбоновых кислот на основе имеющихся у школьников знаний о некоторых особенностях наиболее распространенных карбоновых кислот, результатов лабораторных опытов, теоретических и практических исследований.
Задачи:
· Сформулировать определения, вывести общую формулу, изучить классификацию, исследовать физические свойства, рассмотреть электронное строение молекул карбоновых кислот. Ознакомить школьников с природными источниками и областями применения наиболее распространенных карбоновых кислот. Рассмотреть значение аскорбиновой кислоты для организма человека, ее содержание в плодах и ягодах; методы количественного анализа содержания аскорбиновой кислоты в яблоках Мичуринских сортов.
· Развить у школьников умение анализировать теоретические и экспериментальные данные; находить взаимосвязи строения и физических свойств карбоновых кислот; формулировать выводы. Развить умения обучающихся работать с химическими веществами, соблюдая правила техники безопасности. Развить навыки коллективной деятельности, познавательный интерес и творческую активность в процессе решения проблемных ситуаций.
· Воспитать у детей чувство коллективизма и ответственности перед товарищами за результаты собственной деятельности. Воспитать чувство патриотизма в ходже изучения ценности сортов яблок, выведенных И. В. Мичуриным. Воспитать активную жизненную позицию каждого обучающегося, осуществляя индивидуальный подход к каждому члену коллектива.
Форма:творческая лаборатория в системе личностно – ориентированного обучения
Оборудование и материалы:
r На доске: схема – тема урока; схемы природных источников некоторых карбоновых кислот; карточки – план урока; схема «Сила карбоновых кислот»
r На столах: лимоны, апельсины, листья сушеной крапивы, макеты муравьев, яблоки, янтарь, аспирин, витамин С; методички для выполнения заданий; карточки «лото»; флажки по цвету группы
r Лабораторное оборудование на столах: стандартная индикаторная бумага; штативы с пробирками; спиртовки; химические стаканчики; стеклянные палочки; в группе I химический стаканчик со льдом; водные термометры
r Растворы кислот: муравьиная; уксусная; яблочная; аскорбиновая; стеариновая; пропионовая
r У учителя: бензойная кислота; спиртовка; химический стакан; физический штатив; чашка Петри; стакан со льдом, демонстрационная пробирка, уксусная кислота
r В кабинете: компьютер с мультимедийным проектором
Вводная беседа:
Нам сегодня предстоит решить грандиозные задачи, потому что вещества, о которых пойдет дальше речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно. Однако нельзя объять необъятное, поэтому на данном уроке мы должны:
T СЛАЙД (деятельность в ходе урока)
· сформулировать определение,
· вывести общую формулу,
· изучить классификацию,
· овладеть навыками номенклатуры,
· рассмотреть физические свойства,
· определить закономерности, вытекающие из электронного строения,
· оценить разнообразие
· и наряду со всем названным познать области применения веществ, с которыми нам предстоит познакомиться на уроке.
Работать мы будем в группах постоянного состава, а помогут вам в работе задания в брошюрах на столах.