Элементарные сведения о добыче и транспортировке нефти и газа с промыслов на нефтеперерабатывающие заводы

Происхождение нефти и образование нефтяных месторождений.

Вопрос о происхождении нефти, несмотря на многочисленные работы, проведенные в этой области многими выдающимися химиками и геологами, до сих пор окончательно не разрешен и до настоящего времени является предметом научных споров.

Различные теории и гипотезы о происхождении нефти можно разделить на две основные группы: 1) теории неорганического происхождения нефти и 2) теории органического происхождения.

Бурение нефтяных скважин. Извлечение нефти из недр земли на поверхность производится через буровые скважины — вертикальные выработки диаметром 0,15—0,25 м, глубиной до 5000 м и более, проводимые при помощи буровых станков.

Применяемые для бурения скважин методы могут быть разделены на два основных вида: 1) ударное бурение и 2) вращательное бурение.

Эксплуатация нефтяных скважин осуществляется одним из трех основных способов: 1) фонтанным, 2) компрессорным (газлифтным) и 3) глубиннонасосным.

При эксплуатации скважин значительная часть нефти, содержащейся в пласте, остается не извлеченной вследствие противодействия внутренних сил нефтяного коллектора — сил сцепления, обусловливающих прилипание нефти к песчинкам. Совместно с другими факторами такие силы удерживают значительное количество нефти в пласте. Согласно данным геологов максимальное количество нефти, которое может быть извлечено из нефтяного пласта обычными способами эксплуатации, составляет от 30 до 50% от общих запасов нефти в пласте. Для извлечения остаточной нефти существует ряд способов, известных под названием вторичных методов, в основу которых положен, принцип вытеснения нефти из скважин путем искусственно создаваемого давления на нефтяной пласт, т. е. путем закачки в него газа, воздуха или воды.

Транспорт нефти и газа с промыслов на заводы.

При выходе из скважин нефть по трубопроводу поступает в трапы или газоотделители где разделяется на газообразные и жидкие углеводороды. Отсюда газ компрессорами перекачивается на газоперерабатывающие заводы или к другим потребителям.

Нефть самотеком переходит в сырьевые емкости, где отстаивается от воды и механических примесей. Отстоенная нефть откачивается через обезвоживающие установки в промысловые резервуары. Здесь она вторично отстаивается от воды и посторонних примесей. На следующей стадии обработки нефть подвергается так называемой стабилизации - или освобождению от растворенных в ней газов. Обезвоженная и стабилизированная нефть перекачивается по магистральным трубопроводам, либо доставляется речными, морскими нефтеналивными судами или железнодорожным транспортом на нефтеперерабатывающие заводы.

ФРАКЦИОННЫЙ и химический СОСТАВ НЕФТЕЙ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

Фракционный состав нефти.

При исследовании новых нефтей фракционный состав определяют на стандартных перегонных аппаратах, снабженных ректификационными колонками. °С.

Сравнение фракционного состава с установленными нормами для товарных нефтепродуктов,, перегоняющихся до 300°С, производится путем разгонки в строго стандартных условиях на аппаратах без ректификации по ГОСТ 2177—59. По этой методике отмечают температуру начала кипения, температуры, при которых отгоняются 10, 50, 95 и 97,5 объемн.%, а также остаток и потери. В условиях промышленной перегонки нефти для разделения ее на различные фракции применяют не постепенное испарение, как на лабораторных аппаратах, а так называемое однократное испарение с дальнейшей ректификацией. При этом отбирают, как правило, следующие фракции, или дистилляты:

1. бензиновый, перегоняющийся в пределах от начала кипения до 180°С,

2. керосиновый (120—315 °С),

3. дизельный или керосино-газойлевый (180— 350 °С)

4. и различные промежуточные погоны.

Из этих дистиллятов вырабатывают так называемые светлые нефтепродукты: авиационные и автомобильные бензины; бензины-растворители; авиационные, тракторные и осветительные керосины; различные сорта дизельного топлива. Для всех этих нефтепродуктов соответствующими ГОСТами нормируется определенный фракционный состав.

Остаток после отбора светлых дистиллятов называется мазутом (от арабского слова макзулат – отброс). Мазут разгоняют под вакуумом на различные масляные фракции, из которых получают смазочные и специальные масла. Остаток после разгонки мазута (выше 500 °С) называется в зависимости от вязкости гудроном или полугудроном. Гудрон является сырьем для получения высоковязких смазочных масел и различных битумов.

Наши рекомендации