Законы электростатики в действии

Ну вот моющая смесь и готова. Она состоит из основного поверхностноактивного вещества одного-двух со-ПАВ и загустителя-стабилизатора пены. Шампунь прекрасно смывает с волос излишки кожного сала вместе с грязью и пылью, хорошо пенится, не раздражает кожу, долго хранится, не опустошает наш карман и даже имеет приятную и удобную консистенцию. Все?

Увы, нынешнего потребителя и этим не проймёшь. Ему вовсе не хочется выдирать волосы, пытаясь распутать колтуны, в которые они сбились во время поспешного мытья перед работой. И на веник походить ему тоже не хочется, а ведь именно так будет выглядеть даже самая хорошенькая головка, если не принять специальных мер, потому что волосы, лишённые естественной антистатической защиты, кожного сала, будут электризоваться.

Лауретсульфат натрия — вещество анионной природы, его молекулы несут отрицательный заряд. Незаряженным молекулам трудно было бы вклиниться между волосом и жиром, скопившимся на нём, но зато после перехода кожного сала в раствор на волосах остаётся небольшой отрицательный заряд, который желательно нейтрализовать. Для этой цели и придумали кондиционирующие составы, главные компоненты которых — катионоактивные вещества и катионные полимеры. Адсорбируясь на волосах, они снимают с них заряд, делают их более мягкими и послушными.

Аналогичную функцию выполняют по совместительству и некоторые масла, например силиконовые или масло хохоба (жожоба), а также воск. Крошечная капелька любого из этих веществ, соприкоснувшись с волосом, равномерно растекается по его поверхности, заменяя удалённое во время мытья кожное сало и восстанавливая электростатическую защиту. После такой обработки волосы становятся мягкими и блестящими. Выбирая шампунь, нужно, однако, иметь в виду, что некачественная продукция, содержащая воск или катионные полимеры, может оставить ощущение клейкости. Особенно сложно бывает разработчикам справиться с катионными полимерами: при многократном применении состава эти вещества накапливаются на волосах и утяжеляют их. Очень перспективными в составе шампуней считаются силиконовые масла и резины. Силиконы не только улучшают расчёсываемость волос и придают им блеск. Многие силиконовые масла летучи, и комбинируя вещества, можно регулировать их время пребывания на волосах.

ПРЕДВИДЕТЬ, ЧТОБЫ ПРЕДОТВРАТИТЬ

Масло маслу, однако, рознь. Большинство из них добавляют в шампуни не столько ради самих волос, а опять-таки ради кожи. Волос, за исключением самой луковицы, — образование в общем-то мёртвое, и всё, что можно для него сделать, — это защитить от химических и механических повреждений или замаскировать дефекты. А вот от состояния кожи головы напрямую зависит и густота шевелюры, и то, сколько сил и средств потребуется, чтобы придать ей „товарный“ вид.

О таких причинах перхоти, как грибок на коже головы или гормональные нарушения из-за стресса, реклама рассказывает нам постоянно. И всё-таки специалисты считают, что главная из них — это дерматологическая жёсткость моющей основы шампуня. Средство для мытья головы может благополучно пройти всю цепочку тестов, но сколь бы совершенны ни были испытания, они могут оставить „за кадром“ некоторые кумулятивные эффекты, способные дать о себе знать только при регулярном применении и только у некоторых людей.

Здесь мы вплотную подходим к вопросу, касающемуся проблемной кожи головы. Если она сухая, значит, сальные железы работают плохо, и сколь бы щадящим ни был шампунь, после мытья кожа надолго лишается защитной плёнки и становится ещё суше. Ну как тут не появиться перхоти? К счастью, некоторые растительные масла, в частности льняное, репейное и рапсовое, очень похожи по своему жирнокислотному составу на кожное сало и будучи введёнными в моющую смесь, могут предотвратить неприятные последствия. Масло авокадо хорошо зарекомендовало себя в шампунях для детей, а масло ореха макадам в шампунях для пожилых людей: оно содержит вещества, синтез которых замедляется в стареющей коже особенно сильно.

ЛЕНЬ — ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА

В общем, современный шампунь — это давно уже не просто специализированное средство для мытья волос, а сложнейшая композиция, способная выполнять, в принципе, три главные задачи: удалять загрязнения, снимать с волос статическое электричество и защищать/лечить кожу головы. Если средство по уходу за волосами решает первую задачу — это просто шампунь, если вторую — кондиционер, третью — маска для волос. Сочетание в той или иной степени двух последних свойств сделает композицию бальзамом-ополаскивателем, двух первых — шампунем-кондиционером (два в одном), а всех трёх — шампунем три в одном.



 

Нарастающий темп жизни не оставляет нам времени на специальный уход за волосами, но производители шампуней постоянно предлагают нам что-нибудь новенькое. Да, если у вас избыток свободного времени и очень мало денег, можно намазать голову репейным маслом, походить так несколько часов, потом вымыть волосы мылом, долго промывать их в проточной воде, а в заключение ополоснуть раствором столового уксуса — тогда никакой шампунь три в одном, конечно, не нужен. Все три составляющих ухода за волосами и кожей головы налицо.

Но вряд ли кто-то думает, что, смешав мыло (или даже этоксилированный лаурилсульфат натрия) с репейным маслом и уксусом, он получит что-то приличное. Проблема совместимости различных компонентов — едва ли не самая сложная задача из всех, что стоят перед химиками-разработчиками.

Масло, как известно, может быть эффективным гасителем пены. Но это означает, что добавка подобных смягчающих компонентов в шампуни должна неминуемо сказаться на количестве и качестве пены, а значит, и ухудшить моющие свойства состава. Чтобы избежать этого, в смесь вводят так называемые эмульгаторы — вещества, способные обволакивать нерастворимые в воде капельки жиров. Микроплёнка из эмульгатора не даёт соприкасаться маслу с поверхностно-активными веществами напрямую, а также препятствует расслоению шампуня, не давая крошечным шарикам масла сливаться друг с другом.

Ещё более современный способ сочетать несочетаемое — солюбилизация компонентов, нерастворимых в воде, то есть их перевод в растворимое состояние при помощи особых добавок. Дело в том, что многие поверхностно-активные вещества образуют в воде не истинные, а мицелярные растворы. Связано это с особенностями структуры молекул ПАВ, которые имеют полярную головку и длинный незаряженный хвост.

Головки взаимодействуют с молекулами воды, а хвосты стремятся сблизиться друг с другом, в результате чего появляются правильные конгломераты молекул — мицеллы. Если концентрация ПАВ в растворе не очень велика, мицеллы напоминают шарики, если она растёт — шарики сливаются друг с другом, образуя трубочки.

Микросреда внутри шариков и трубочек электрически нейтральная, и здесь вполне могут „раствориться“ вещества, нерастворимые в воде, например те же масла. Однако не все молекулы поверхностно-активных веществ способны солюбилизировать добавки одинаково хорошо, и появление продуктов, активных в этом отношении, вывело производство шампуней на совершенно иной уровень.

Не менее сложно „примирить“ в одном флаконе анионные вещества с катионными. Такое стало возможно только после изобретения амфотерных и крипто-анионных ПАВ (класс веществ, сочетающих в себе свойства анионных и неионогенных ПАВ), молекулы которых несут как положительный заряд (преимущественно на азоте), так и отрицательный заряд. Они встают мостиком между молекулой моющего и молекулой кондиционирующего вещества, образуя с ними слабые связи, что позволяет компонентам шампуня действовать более или менее независимо.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА

Как же отражается содержание всевозможных добавок на внешнем виде шампуня? Ну, во-первых, если шампунь прозрачный, жидкий и ярко окрашенный — это дешёвая и не очень качественная продукция. Даже если в нём, согласно надписи на этикетке, есть экстракт ромашки или женьшеня — обольщаться не стоит. Цвет такому шампуню придаёт какой-нибудь не особенно стойкий пищевой краситель, а запах — недорогая отдушка, но никак не экстракт. У него наверняка довольно жёсткая моющая основа, и никакими экстрактами этот недостаток не компенсировать. В нём заведомо нет ни кондиционирующих добавок, ни растительных масел, и мыть голову таким шампунем чаще одного раза в 7–10 дней (в зависимости от типа волос) — значит, сознательно наносить вред коже головы и волосам. Детский шампунь с такими „внешними данными“ может быть достаточно мягким, но он — всего лишь шампунь, и особенных чудес ждать от него не стоит.

Шампуни, содержащие эмульгированные масла или какие-нибудь биологически-активные вещества (например, белок кератин, способный „залатывать“ мелкие дефекты на стержне волоса), как правило, вязкие и непрозрачные. Жидкая смесь с такими добавками просто расслоилась бы. Чтобы как-то облагородить внешний вид состава, в него нередко добавляют перламутровые концентраты, например гликольдистеарат — Danox Р15 (они содержат частички, способные преломлять свет и придавать раствору какой-нибудь оттенок) или специальные замутнители, делающие массу белой, кремообразной.

Уважающие себя крупные производители стараются не вводить в состав шампуней лишних аллергенов — красителей. К тому же качественные красители, пригодные для пеномоющих средств, стоят весьма недёшево, а пользы от них никакой нет.

Шампуни самого высокого класса могут быть абсолютно прозрачными, бесцветными, но при этом обязательно вязкими — всевозможные добавки содержатся здесь в солюбилизированной форме. Такое становится возможным потому, что в рецептуру дорогих шампуней добавляют этоксилированные алкилкарбоновые кислоты. Уровень рН такого шампуня будет заведомо нейтральным или слабокислым, как у нормальной кожи, даже если это не оговорено особо. Процесс солюбилизации предусматривает стадию нейтрализации раствора, который только после этого и делается прозрачным.

Качественная продукция обычно содержит слабую, но стойкую отдушку. И это будет не запах лимона или мяты (пусть приятный, но достаточно простой), а какая-нибудь сложная, запоминающаяся композиция, которая может стать визитной карточкой фирмы.

Если есть сомнения в том, что лучше купить — шампунь-кондиционер или отдельно шампунь и бальзам-ополаскиватель, имеет смысл выбрать второе. Дело в том, что, несмотря на все ухищрения химиков, проблему совместимости катионных веществ с анионными нельзя считать решённой окончательно. Применение дорогих амфотерных со-ПАВ, без которых в обычном шампуне можно было бы и обойтись, позволяет ввести в состав средства для мытья волос кондиционирующие добавки, но ёмкость раствора не беспредельна, и при всём желании много нужных веществ в один флакон не уместить. Да и полезные свойства одних и тех же компонентов проявляются по отдельности более полно.

Здесь же следует сказать, что рекомендации производителей использовать шампунь и бальзам-ополаскиватель одной и той же серии имеют определённые основания. Часть их компонентов обязательно будут общими, и составы не будут конкурировать друг с другом. Если применять бальзам-ополаскиватель другой фирмы, рецептуры могут не совпасть и эффективность ухода за волосами будет ниже.

ИГРА ПО ПРАВИЛАМ

Надо честно признать, что мрачные прогнозы „Химии и жизни“ относительно невозможности создания в ближайшее время отечественных шампуней, сопоставимых по качеству с продукцией западных фирм (см. „Химию и жизнь“, 1997, № 1), к счастью, не совсем оправдались. Да, у нас по-прежнему нет собственных кокосовых плантаций, которые могли бы бесперебойно обеспечивать химические предприятия высококачественным растительным сырьём, а, например, у концерна КАО Chemicals Europe с заводами в Германии и Испании они есть. Но в том-то и дело, что в технологическую цепочку, в конце которой мы получаем качественный шампунь, входят предприятия многих стран Европы. Германия славится своим химическим сырьём непревзойдённой чистоты, Франция — отдушками, Швейцария — прекрасной сбалансированной рецептурой шампуней…

 

И никто не мешает отечественным производителям закупать хотя бы часть компонентов для своей продукции (аналогов которым у нас иногда ещё нет) у ведущих западных фирм. Многие из них открыли в России свои представительства, и нужные компоненты для шампуней можно получать прямо со складов в крупных городах, что позволяет покупателю немного сэкономить, а также избежать трудностей, связанных с поиском, оформлением документов на ввоз и доставкой.

Некоторые отечественные производители, сумевшие удержаться на российском рынке шампуней благодаря дешевизне своего товара, теперь занялись улучшением его качества. Они сотрудничают с зарубежными поставщиками, стараются не слишком экономить на упаковке и отдушках, но главное — создают собственные оригинальные рецептуры, вполне отвечающие современным требованиям.

По оценкам представителей западных фирм, очень неплохие шампуни производят такие отечественные фирмы как „Арома-М“ (серии „Красная линия“, „Викинг“), „Маркелл“ (серия „Фармант“), „Флоресан“, „Гринмама“ и некоторые другие, в том числе в провинции — например, „Ренессанс Косметик“ из Барнаула.

Козырной картой отечественных производителей всегда были растительные экстракты. Если западные фирмы решаются добавлять их в свои кремы или в средства по уходу за волосами, такая продукция стоит очень дорого, считается элитной, и применяют её преимущественно в специализированных салонах, после консультации с косметологом. Но дело здесь вовсе не в дороговизне сырья, как принято думать. Просто на Западе существуют очень жёсткие стандарты — и на сырьё, и на готовую продукцию. Согласно нормам, принятым там, экстракты растений получают в основном по холодной технологии, чтобы сохранить действующие вещества растений по возможности в неизменном виде. Использование для этой цели этилового спирта не приветствуется, а нормативы содержания сухого вещества в растворе достаточно высоки.

Кроме того, применение биологически-активных добавок, коими являются растительные экстракты, требует известной осторожности и дополнительных исследований. Если продукт с растительным экстрактом сделать массовым и 10 или даже 30 процентам населения фитошампунь откровенно пойдет на пользу, а 1–5% пострадает от его применения, фирма понесёт колоссальные убытки, а то и какой-нибудь иск получит. А ведь выиграла же процесс американская дама, которая решила подсушить в микроволновой печи кошку, попавшую под дождь! И только потому, что производителям не пришло в голову указать в инструкции, что этот прибор не предназначен для сушки животных!

Западные производители на разумность потребителей не надеются и действуют по принципу „не навреди“. Они исходят из того, что лучше уж не учесть чьи-то индивидуальные потребности, чем потом пострадать самим. Над нашими производителями подобная угроза не висит. По крайней мере, пока. Никто из них пока не способен заполнить своими шампунями весь российский рынок и 5% населения — не такая уж страшная потеря для любого из них. Хорошая композиция всегда найдёт своего потребителя, пусть даже и не для всех она одинаково хороша. Только вот сначала нужно добиться, чтобы моющая основа стала мягкой, а уж потом вводить в шампунь лечебно-профилактические добавки. Мало иметь козырную карту — гораздо важнее умело разыграть её. А играть придётся хоть и на своей территории, но с европейскими фирмами и по их правилам. Хорошо хоть, что их преимущество не так абсолютно, как пять лет назад.

Наши рекомендации