Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа.

Однако, опыт можно усложнить. Разделим эти процессы. Пусть электроны от Zn потекут к ионам Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru по металлическому проводнику. Для этого в один стакан нальем раствор сульфата меди и опустим туда медную пластинку, а в другой стакан нальем раствор сульфата цинка и опустим цинковую пластинку, соединим обе пластины проводником, а оба - сосуда электролитическим ключом (трубка с раствором соли), чтобы замкнуть цепь. Теперь по отклонению стрелки гальванометра можем судить, что по цепи перемещаются заряды, т.е. идёт ток.

Это наиболее простой гальванический элемент Якоби - Даниэля.

Появление электрического тока объясняют возникновением скачка потенциала

на границе раздела металл – электролит.

.В растворе соли опустим пластинку металлическую, имеющую одноимённые ионы в растворе.

Возьмём для примера Zn

Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru Zn

Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru aq

Свободная энергия ионов Zn в металле больше, чем свободная энергия ионов в Zn в растворе, поэтому ионы цинка ( Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru ) из металла будут переходить в раствор. Оставшиеся электроны ни заряжают поверхность пластинки отрицательно, а раствор за счёт ионов цинка заряжаются положительно. Возникает двойной электрический слой, в котором заряды распределены, как в плоскости конденсатора (рис.4.1).

Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru

Опустим в раствор медную пластинку. Свободная энергия ионов Cu в растворе больше, чем в металле. Следовательно, ионы меди из раствора переходят на металл, заряжая поверхность металла положительно, а оставшиеся ионы в растворе, прилегающую поверхность электролита заряжают отрицательно (рис.4.1). Когда металл заряжен положительно – этот заряд, препятствует дальнейшему переходу ионов из растворов на металл. Устанавливается электрохимическое равновесие, – образуется двойной электрический слой.

Это приводит к возникновению разности потенциалов на границе металл – электролит.

Рассмотрим распределение катионов в двойном электрическом слое.

Часть ионов остаётся на поверхности электрода, образуя плотную часть двойного электрического слоя. Толщина плотной части двойного электрического слоя приблизительно равна радиусу ионов, составляющих слой. Диффузный слой - его толщина при данной температуре определяется зарядом и концентрацией ионов, входящих в диффузную часть двойного слоя.

Внутри плотной части двойного слоя электрических зарядов нет, поэтому изменение заряда здесь линейное. В диффузной части потенциал изменяется по экспоненциальному закону (рис.4.2).

Вывод: при погружении металла в раствор, образуется электрический слой и возникает разность потенциалов между металлом и раствором.

Потенциал - это энергия для переноса электрического заряда, из какой- то данной точки в бесконечность.

Практически определить потенциал одного двойного слоя не возможно. Его можно определить, если соединить проводниками два двойных слоя. Так как процессы равновесные, то значение потенциала мы будем называть равновесным электродным потенциалом. Если металл опустить в раствор его соли, содержащий 1моль-ион металла в литре, то электродный потенциал будет постоянной величиной. Такой потенциал называется нормальным или стандартным электродным потенциалом.

Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru

Относительную величину равновесного электродного потенциала измеряют по отношению к стандартному водородному электроду, потенциал которого условно принимают равным нулю.

Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru

Он состоит из платиновой пластинки, покрытой платиновой чернью. Электрод погружаем в 2 н раствор серной кислоты ( Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru ) и обмываем струёй газообразного водорода при Р= Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru (рис.4.3).

На границе электрода с раствором кислоты устанавливается равновесие Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru , а на поверхности платины Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru Суммарная реакция выразится уравнением Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru

Схематически водородный электрод обозначают:

Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru

Чтобы определить потенциал другого слоя соединяют стандартный водородный электрод с другим двойным слоем. Принято отрицательный электрод писать слева двойная черта - условный раздел электролитов.

Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru

A
K

Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru

A: Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru A: Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru

K: Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru K: Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru

Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru - т. обр. Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru - т. обр. реакция

Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru φ Zn φ= +0,34B

Zn2+=-0,76B

Значение стандартных равновесных потенциалов найдены при условиях Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru ; Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru . Значения их сведены в таблицу.

Выводы по таблице «Стандартные потенциалы металлов».

Сравнивая значения равновесных потенциалов металлов можно сделать вывод:

1. Сильные восстановители имеют более отрицательное значение (самый сильный восстановитель Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru , самый слабый Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru )

2. Окислительные свойства ионов усиливаются от Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru к Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru Самый сильный окислитель Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru ,а самый слабый Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru .

3. Все металлы стоящие до водорода способны выделять Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru из разбавленных кислот, кроме Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru - концентрированной и Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru , любой концентрации.4. Каждый впереди стоящий металл вытесняет последующий из растворов.

Электроны от перешли к ионам восстановили их в свободный металл и в растворе остались ионы железа. - student2.ru

5. Чем дальше в ряду активности находятся друг от друга металлы, тем больше значение разности потенциалов в гальваническом элементе, уставленных из них.

Наши рекомендации