Спирты и фенолы. Альдегиды. Строение, свойства, применение
Тип урока: комбинированный,проблемно-исследовательский.
Цель урока:изучить особенности строения и свойств Спиртов, Фенола, Альдегидов
Задачи урока:
1. Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умение работать с таблицами, справочным материалом.
2. . Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять уравнения реакций химических свойств фенола.
3. Сформировать понимание практического значения спиртов и фенолов в жизни человека.
Оборудование: видеофрагмент «Школьный химический эксперимент»
План урока:
1. Повторение опорных знаний.
Углеводороды, их классификация и свойства.
2. Строение стиртов
3. Строение фенола.
4. Строение альдегидов
5. Связь строение-свойства
6. Исследование проблемы «Спирты в жизни человека»
7. Домашнее задание.
Ход урока:
I этап – актуализация знании и опыта,
подготовка к изучению новой темы
Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся |
Индивидуальный опрос Адаптационно-развивающий диалог Фронтальный опрос | Письменные ответы на вопросы упражнений Устные ответы на вопросы учителя Устные ответы на вопросы учителя |
II этап– изучение вопроса «Спирты в жизни человека»
Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся |
Представление слова выступающим ученикам | Выступления учащихся Работа с таблицей |
III этап – изучение строения и свойств фенола
Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся |
Объяснение у доски Постановка задач по исследованию свойств На экране проецирует фрагменты опытов | Изучение коллекции, работа в тетради Изучение справочной литературы Анализ видеофрагм., заполнение таблицы в тетради |
IV этап – подведение итогов
Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся |
Беседа с использованием таблицы Проецируется на экран | Работа с учебником и справочной литературой, подведение итогов |
Инструктивный лист к уроку «Спирты и фенолы»
Тренировочный диалог
1. Назовите, классифицируйте каждое вещество.
2. Выберите и назовите формулы химических соединений, для которых наиболее характерны реакции: а) присоединения; б) замещения.
3. 1 2 3 4 5 6 7 8
С3Н8, С2Н6, С4Н8, С5Н12, С3Н6, СnH2n+2, С7Н14, (-СН2-СН=СН-СН2-)n
Что мне сказать тем, кто говорит: «Попробуй…»
1. |
2. |
3. |
4. |
Выступления учащихся по проблеме «Спирты в жизни человека» (сопровождаются презентацией).
Спирты – это органические вещества, содержащие в молекуле одну или несколько гидроксильных или спиртовых групп (-ОН), соединенных с углеводородным радикалом. В старину эти вещества называли древесными или винными спиртами. Спирты известны человеку с глубокой древности. Спирт получали в процессе брожения фруктов и других сахаристых веществ. Один из первых документов, свидетельствующих о приготовлении алкогольного напитка, найден на территории Древнего Вавилона. Он представлял собой каменные плиты, на которых высечен рецепт приготовления пива.
В IX в. в одной из арабских стран, а затем в Италии винный спирт был получен синтетическим путем. С развитием технологии получения спирта алкогольные напитки в разнообразных формах стали распространяться по миру и сделались доступным и широко употребляемым продуктом. В России алкогольные напитки известны с XVI в. Считают, что впервые их завезли сюда генуэзские купцы. Но вскоре хвалебные гимны сменились громкими проклятиями в адрес этанола, прозванного «великим лжецом» и «чумой XX века».
Оказалось, что по своему физиологическому воздействию на организм человека этанол относится к наиболее опасным наркотикам. Систематическое употребление этанола приводит к стремительному росту болезненного влечения к нему, которое сопровождается глубокой перестройкой обменных процессов, развитием психических и соматических нарушений. Эта психологическая и физиологическая зависимость человека от этанола получила название «алкоголизм». Попадание же в организм большинства людей 500 мл спирта заканчивается смертельным исходом.
Основным источником поступления этанола в организм человека являются алкогольные напитки. Причем, если напиток содержит еще и растворенный углекислый газ, как, например, шампанское и пиво, то имеющийся в нем спирт значительно быстрее всасывается в желудке, поступает в кровь и разносится по всем органам, тканям и клеткам организма. Максимальная концентрация спирта в крови устанавливается уже через 30 минут, если алкогольный напиток принят натощак, и через 1 – 1,5 часа, если человек перед этим плотно поел. У людей, регулярно употребляющих спиртные напитки, нарушается работа печени и головного мозга, ухудшается память. Меняется также и поведение человека, степень нарушения которого зависит от содержания этанола в крови.
Осознав опасность, которую несут людям спиртные напитки, человечество начало борьбу с алкоголизмом. Причем уровень развития человеческого общества в целом и особенности конкретной страны в частности существенно сказывались на характере принимаемых антиалкогольных мер.
Наиболее распространенными мерами стали напоминание или предупреждение о вреде алкоголя, а также запрещение или ограничение его употребления. Например, в Древнем Египте существовал обычай ставить во время пирушки на углу праздничного стола скелет, увешанный погребальными украшениями. Это служило убедительным напоминанием участникам празднества о необходимости соблюдать меру в употреблении горячительных напитков. В Спарте и Афинах за употребление спиртного напитка грозило публичное наказание, а в случае повторного нарушения – казнь. В Древнем Риме вино не разрешалось пить мужчинам в возрасте до 30 лет, а женщинам – любого возраста. Не осталась в стороне от запретов на употребление алкоголя и религия. Ислам, буддизм, конфуцианство полностью запрещают употребление спиртного. В наши дни также большое внимание уделяется борьбе с избыточным употреблением алкогольных напитков, особенно, среди молодежи. При этом главным стимулом сознательного отказа человека от чрезмерного увлечения этими напитками служит осознание им того, что здоровье – это одна из высших ценностей, данных ему Природой.
Ответы учащихся на вопрос (см.Инструктивный лист) Что мне сказать тем, кто говорит: «Попробуй…».
Урок 10.