Периодический закон и система элементов.

Вариант № 1

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

Периодический закон и система элементов.

Закон был открыт в1869 году Д.И. Менделеевым.

Закон: Свойства элементов, а так же свойства соответствующих им веществ находятся в периодической зависимости от заряда ядра атома.

Заряд ядра атома и количество электронов в нем определяются порядковым номером элемента. Число энергетических уровней (электронных соев) соответствует номеру периода. Число валентных электронов (для элемента в главных подгрупп соответствует номер группы).

Строение атома:

Модель состояния электрона в атоме называется электронным облаком. Место наиболее вероятного нахождения электрона называется орбиталь . Заполнение энергетических уровней и подуровней идет согласно следующей схеме:

Периодический закон и система элементов. - student2.ru

Каждая орбиталь заполняется электронами сначала по одиночке, а потом они спариваются.

Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.

Теория была сформулирована в 1861 году русским ученым А.М. Бутлеровым. Он считал, что последовательность соединенных атомов в молекулах – это их химическое строение, структура (валентность углерода IV и каждая единица валентности обозначается черточкой).

1. Атомы в молекулах располагаются не беспорядочно, они соединяются друг с другом в определенной последовательности, согласно их валентности (C IV).

2. Свойства веществ зависят не только от того, атомы каких элементов и в каком количестве входят в состав молекул, но и от последовательности в соединенных атомов в молекуле. От порядка взаимного влияния друг на друга.

3. Химические формулы, в которых изображен порядок соединения атомов в молекулах, называется структурными формулами или формулами строения.

Часть 2. Выполните практическое задание

Задача экспериментальная.

Как опытным путем отличить алкан (предельный углеводород) от алкена (непредельный углеводород)? Например: этан и этилен.

При пропускании этилена (этена) через бромную воду или перманганат калия расцвет обесцвечивается. Этан такую реакцию не дает.

Э Т А Л О Н

к варианту 2

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 2 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 2 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 2

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

Строение атома. Изотопы

В 1932 г была разработана протонно-нейтронная теория ядра, согласно которой ядра атомов состоят из протонов и нейтронов.

Атом – это электронейтральная система взаимодействующих элементарных частиц, состоящая из ядра (образованного протонами и нейтронами) и электронов.

Атомное ядро каждого химического элемента характеризуется строго определенным числом протонов Z (т.е. определенным положительным зарядом) в нем, равным порядковому номеру химического элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева. Число нейтронов N в атомах одного и того же элемента может быть различным. Следовательно, различными будут и относительные атомные массы (A = Z + N) у этих атомов. Такие разновидности атомов называют изотопами.

Изотопы – это разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд атомного ядра (одинаковое число протонов в нем), но разную относительную атомную массу (разное число нейтронов).

Задача экспериментальная.

Даны вещества: раствор щелочи, кислота, вода. Как определить каждое из них?

В каждую из пробирок добавить лакмус. В кислоте окрасится в красный цвет, в щелочи в синий, в воде - не изменится.

Э Т А Л О Н

к варианту 3

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 3 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 3 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 3

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

Задача экспериментальная.

Э Т А Л О Н

к варианту 4

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 4 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 4 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 4

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

Э Т А Л О Н

к варианту 5

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 5 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 5 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 5

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

Задача экспериментальная.

Э Т А Л О Н

к варианту 6

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 6 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 6 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 6

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

Задача экспериментальная.

Э Т А Л О Н

к варианту 7

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 7 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 7 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 7

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

Задача экспериментальная.

Э Т А Л О Н

к варианту 8

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 8 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 8 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 8

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

Задача.

Э Т А Л О Н

к варианту 9

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 9 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 9 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 9

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

1. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции

2. Жиры: характеристика, физические и химические свойства, применение.

Часть 2. Выполните практическое задание

3. Задача на вычисление продукта реакции. (если одно из веществ в избытке).

Вычислите объем водорода образующегося в результате взаимодействия цинка массой 16,25г с серной кислотой массой 19,6г?

Э Т А Л О Н

к варианту 10

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 10 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 10 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 10

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

1.Общая характеристика неметаллов: характеристика, физические и химические свойства, применение.

2.Каучук: характеристика, физические и химические свойства, применение.

Часть 2. Выполните практическое задание

3.Задача на вычисление процентного состава веществ (массовой доли элемента в составе)

Вычислите массовые доли элементов в оксиде алюминия Al2O3.

Э Т А Л О Н

к варианту 11

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 11 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 11 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 11

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

1. Характеристика элементов VII группы главной подгруппы. Фтор и хлор: характеристика, физические и химические свойства, применение.

2. Глюкоза: характеристика, физические и химические свойства, применение.

Часть 2. Выполните практическое задание

3. Задача на определение количества исходных веществ.

Какое количество серной кислоты составляет массу 294г?

Э Т А Л О Н

к варианту 12

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 12 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 12 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 12

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

1. Оксиды: характеристика, свойства и приминение.

2. Общая характеристика высокомолекулярных соединений. Полимеры.

Часть 2. Выполните практическое задание

3. Задача на составление термохимического уравнения.

Какое количество теплоты выделится при сгорании угля массой 500 г?

Э Т А Л О Н

к варианту 13

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 13 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 13 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 13

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

Задача экспериментальная.

Доказать, что в веществе сульфат меди содержатся ионы Cu и ионы SO4.

Разольем на 2 пробирки. В одну пробирку добавим гидроксид калия - синий осадок. В другую пробирку хлорид бария – белый осадок. Следовательно сульфат меди содержит ионы меди и SO4

Э Т А Л О Н

к варианту 14

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 14 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 14 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 14

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

Э Т А Л О Н

к варианту 15

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 15 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 15 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 15 из 25

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

1. Характеристика элементов V группы главной подгруппы. Азот и фосфор: характеристика, физические и химические свойства, применение.

2. Спирты: характеристика, физические и химические свойства, применение.

Часть 2. Выполните практическое задание

3. Задача на вычисление массы продукта реакции из исходного вещества с примесями.

Вычислите массу оксида кальция, которую можно получить при прокаливании известняка массой 500г, содержащего 8% примесей.

Э Т А Л О Н

к варианту 16

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 16 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 16 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 16 из 25

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

1. Общая характеристика металлов.

2. Аминокислоты: характеристика, физические и химические свойства, применение.

Часть 2. Выполните практическое задание

3. Задача экспериментальная.

Даны вещества: многоатомный спирт глицерин и одноатомный спирт этанол. Как определить эти вещества?

Э Т А Л О Н

к варианту 17

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 17 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 17 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 17 из 25

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

1. Кислоты. Классификация кислот. Состав. Свойства. Применение.

2. Крахмал и целлюлоза: характеристика, физические и химические свойства, применение.

Часть 2. Выполните практическое задание

3. Задача экспериментальная.

Как получить газ оксид углерода IV (углекислый газ)? Опытным путем докажите, что выделившийся газ есть оксид углерода IV.

Э Т А Л О Н

к варианту 18

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 18 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 18 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 18 из 25

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

Э Т А Л О Н

к варианту 19

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 19 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 19 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 19 из 25

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

1. Теория электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли с точки зрения ТЭД.

2. Пластмассы. Классификация. Особенности строения и свойства.

Часть 2. Выполните практическое задание

3. Задача экспериментальная.

Даны вещества: уксусная и муравьиная кислота. Как определить каждое вещество?

Э Т А Л О Н

к варианту 20

Количество вариантов(пакетов) заданий для экзаменующихся:

Вариант № 20 из 25 вариантов

Время выполнения заданий:

Вариант № 20 45 мин.

Условия выполнения заданий

Требования охраны труда: преподаватель (эксперт), контролирующий выполнение заданий (инструктаж по технике безопасности при работе с реактивами)

Оборудование: бумага, шариковая ручка, лабораторное оборудование

Литература для экзаменующихся справочная, методическая и таблицы

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.

Вариант № 20

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

Электролиз.

Электролизом называют окислительно-восстановительные реакции, протекающие на электродах при прохождении электрического тока через расплав или раствор электролита.

При плавлении электролиты распадаются на ионы, только вотличие от ионов в водных растворах такие ионы не гидратированы. При пропускании электрического тока через расплав ионы направляются к противоположно заряженным электродам и разряжаются на них.

Рассмотрм электролиз расплава хлорида натрия:

NaCl = Na+ + Cl-

Катионы натрия направляются к катоду и разряжаются на нем, т.е. восстанавливаются:

Na+ +1e- → Na0

Хлорид-анионы направляются к аноду и разряжаются на нем, т.е. окисляются:

2Cl- - 2e- → Cl02

Итоговое уравнение электролиза расплава хлорида натрия:

2 NaCl(расплав) → 2Na + Cl2/

Активные металлы получают не только из солей, но так же из расплавов других соединений, например оксидов.

Второй тип электролиза, используемого в промышленности – это электролиз растворов.

В этом процессе приходится учитывать не только те ионы, которые диссоциирует электролит, но так же и ионы, образующиеся при очень незначительной диссоциации молекул воды.

2NaCl +2H2O → 2NaOH + H2↑ + Cl2

В промышленности электролиз находит широкое применение:

· Для получения щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия;

· Для получения галогенов, водорода и кислорода;

· Для нанесения металлических покрытий на поверхность изделий – никелирование, хромирование, золочение (общее название таких процессов – гальваностегия);

· Для изготовления рельефных металлических копий (гальванопластика);

· Для очистки цветных металлов от примесей (рафинирование)

Изомерия. Виды изомерии.

Периодический закон и система элементов. - student2.ru CH3 – CH2 – CH2 – CH3 CH3 – CH – CH2

н –бутан CH3

(tкип = -0,50С) изобутан

(tкип = -11.7 0С)

Существует два основных типа изомерии – структурная и пространственная.

Структурными называют изомеры, имеющие различный порядок соединения атомов в молекуле. Пространственные изомеры имеют одинаковые заместители у каждого атома.

В соответствии с принятой классификацией различают три вида структурной изомерии.

Изомерия углеродного скелета. Соединения отличаются порядком расположения углерод-углеродных связей, например рассмотренные н –бутан и изобутан. Именно этот вид изомерии характерен для алканов.

Изомерия положения кратной связи (С=С,С≡С) или функциональной группы (т.е. группы атомов, определяющих принадлежность соединения к тому или иному классу органических соединений), например:

CH2 = CH – CH2 – CH3, CH3 –CH = CH – CH3,

Бутен-1 бутен-2

или

Периодический закон и система элементов. - student2.ru CH3 – CH2 – CH2 – OH, CH3 –CH – CH3,

OH

Пропанол-1 пропанол -2

Межклассовая изомерия. Изомеры этого вида изомерии относятся к разным классам органических веществ органических соединений, например рассмотренные выше этиловый спирт (класс предельных одноатомных спиртов) и диметиловый эфир (класс простых эфиров).

Различают два вида пространственной изомерии: геометрическую и оптическую.

Геометрическая изомерия характерна, прежде всего, для соединений с двойной углерод-углеродной связью, так как по месту такой связи молекула имеет плоскостное строение.

Оптической изомерией обладают, например, вещества, молекулы которых имеют ассиметрический, или хиральный, атом углерода, связанный с четырьмя различными заместителями.

Часть 2. Выполните практическое задание

Задача экспериментальная.

Получите гидроксид алюминия Al(OH)3 и докажите, что это амфотерное соединение.

Для получения гидроксида алюминия нужно взять любую соль алюминия и добавить гидроксид натрия или калия – образуется белый осадок. Для доказательства его амфотерности проведем реакцию с соляной кислотой и гидроксидом натрия. В обоих случаях осадок растворится.

Вариант № 1

Часть 1. Ответьте на теоретические вопросы:

Периодический закон и система элементов.

Закон был открыт в1869 году Д.И. Менделеевым.

Закон: Свойства элементов, а так же свойства соответствующих им веществ находятся в периодической зависимости от заряда ядра атома.

Заряд ядра атома и количество электронов в нем определяются порядковым номером элемента. Число энергетических уровней (электронных соев) соответствует номеру периода. Число валентных электронов (для элемента в главных подгрупп соответствует номер группы).

Строение атома:

Модель состояния электрона в атоме называется электронным облаком. Место наиболее вероятного нахождения электрона называется орбиталь . Заполнение энергетических уровней и подуровней идет согласно следующей схеме:

Периодический закон и система элементов. - student2.ru

Каждая орбиталь заполняется электронами сначала по одиночке, а потом они спариваются.

Наши рекомендации