Физико-химические и эксплуатационные показатели бензинов

Показатели Значение для марок
Нормаль-80 Регулятор-91 Премиум-95 Супер-98
Октановое число, не менее по моторному методу по исследовательскому Концентрация фактических смол, мг/100 см3, не более Массовая доля серы, %, не более Испытание на медной пластине Плотность при 150 С, кг/м3 Внешний вид   76,0 80,0   5,0
выдерживает
0,05

чистый, прозрачный
700…750

  82,5 91,0   5,0 0,05     725…780     85,0 95,0   5,0 0,05     725…780     88,0 98,0   5,0 0,05     725…780  

В зависимости от климатического района применения по ГОСТ 16350 автомобильные бензины подразделяют на пять классов:

1 – для района II9 с 1 апреля по 1 октября;

2 – для района II4 и II5 с 1 апреля по 1 октября;

3 – для района I1 и I2 с 1 апреля по 1 октября и для района II9 с 1 октября по 1 апреля;

4 – для района II4 и II5 с 1 октября по 1 апреля;

5 – для района I1 и I2 с 1 октября по 1 апреля.

Характеристики испаряемости бензинов показаны в таблице 5.

Как правило все товарные бензины выпускают с запасом качества по основным показателям. Наименьший запас качества обычно бывает по детонационной стойкости. ОЧ товарных бензинов либо точно соответствует требованиям, либо превышает их на десятые доли октановой единицы.

Таблица 5

Испаряемость бензинов

Показатели Значение для класса
Фракционный состав:   температура начала кипения, 0 С, не ниже пределы перегонки, 0 С, не выше 10 % 50 % 90 % конец кипения, 0 С, не выше   остаток в колбе, % (по объёму) остаток и потери, % (по объёму)      
 
 


           
не нормируется


               

По фракционному составу товарные бензины имеют существенный запас качества, что позволяет использовать свежие бензины для исправления качества некондиционных бензинов по фракционному составу за счёт смешения.

По содержанию фактических смол и кислотности свежие бензины имеют значительный запас качества.

Для эксплуатации автомобилей с бензиновыми двигателями в условиях севера, на газоконденсатных месторождениях и районах к ним прилегающих, применяются бензины АГ, вырабатываемые прямой перегонкой газовых конденсатов (табл. 6).

Показатели бензинов АГ отличаются от показателей автомобильных бензинов по ГОСТ Р 51105-97 более лёгким фракционным составом 90 процентной фракции и конца кипения в связи с необходимостью обеспечить требования по детонационной стойкости и одновременно увеличить выход дизельного топлива с пониженным содержанием серы, кислот, смол.

Дизельные топлива

Товарные дизельные топлива получают, как правило, путём прямой перегонки нефти. Для улучшения эксплуатационных свойств в топлива добавляют присадки.

По содержанию серы ДТ подразделяют на два вида: I - содержание серы не более 0,2 % (масс.), II - не более 0,5 % (масс.). По ГОСТ 305-82 ДТ предусмотрено трёх марок, различающихся низкотемпературными свойствами: летнее - Л, зимнее - З и арктическое – А (табл. 7).

Таблица 6

Физико-химические характеристики автомобильных бензинов из

Газовых конденсатов

Показатели ТУ 51-106-83 ТУ 51-03-06-86
АГ-82 АГ-76 АГ летний АГ зимний
Детонационная стойкость:   Октановое число по моторному методу, не менее Фракционный состав: температура начала кипения, 0 С, не ниже пределы перегонки, 0 С, не выше 10 % 50 % 90 % конец кипения, 0 С, не выше остаток в колбе, %, не более остаток и потери, %, не более Кислотность, мг КОН/100 мл, не более Концентрация фактических смол, мг/100 мл, не более Массовая доля серы, %, не более   Испытание на медной пластине   Водорастворимые кислоты и щёлочи   Механические примеси и вода   Плотность при 200 С       -   1,5 4,0 1,0   3,0 0,1
 
 

      -   1,5 4,0 1,0   3,0 0,1             1,0 4,0 3,0   5,0 0,1           не норм.   1,0 4,0 3,0   5,0 0,1    

В условное обозначение топлива марки Л входит массовая доля серы и температура вспышки (например, Л-0,2-40). Обозначение ДТ марки З состоит из ука зания массовой доли серы и температуры застывания (например, З-02 минус 35). В обозначение ДТ марки А входит только массовая доля серы (например, А-0,2).

Для удовлетворения потребности в ДТ в летний период времени стандартом предусмотрено разрешение на выработку топлива в период с 1.04 по 1.09 с температурой застывания не выше 0 С без нормирования температуры помутнения:

- топливо утяжелённого фракционного состава (УФС) ТУ-38.001.355-86, конец кипения 380-390 С, температура выкипания 90 % фракции не выше 360 С, 50 % - не выше 290...3000 С, вязкость при 200 С не более 8 мм /с.

Таблица 7

Наши рекомендации