Конспект нестандартного урока по окружающему миру
Тема: «Здоровый образ жизни»
2 класс
Раздел: «Здоровье и безопасность»
Тип урока: Урок- путешествие
Цель урока:
1. Предметные результаты: познакомить учащихся с понятием «здоровый образ жизни», учащийся осознает необходимость безопасного образа жизни, соблюдение правил личной гигиены.
2. Личностные результаты: внимательное отношения к своему здоровью, воспитывать желание быть здоровым, сильным, сохранить здоровье на долгие годы. 3. Метопредметные результаты: формировать убеждение о пользе здорового образа жизни и здоровье как самой главной ценности, делать выводы из изученного материала урока.
Оборудование: карта путешествия к сказочным планетам, памятки, пословицы и поговорки о здоровье, рисунки с солнышками, яблоки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Орг. момент | – Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие к сказочным планетам. Нам нужны успех, улыбки и, конечно же, хорошее настроение. Посмотрим, какое оно у нас перед дорогой. Игра. У меня два нарисованных солнышка – грустное и радостное; хлопните в ладоши два раза, если у вас грустное настроение, а если радостное – три раза. Я надеюсь, что грустное настроение сменится радостным, а хорошее станет еще лучше. Пожелаем друг другу удачи и улыбнемся. Покажите мне свои ладошки, потрите их, погладьте себя по головке и скажите: «Какой я замечательный!». На уроке вас ждут открытия: у кого-то они будут большие, у кого-то маленькие, но у каждого – свои. | Приветствие учителя. Хлопки. |
2 этап. Проверка знаний Планета Всезнайка Неопознанный объект Планета Спортивная Физкультминутка Планета Чистюля Планета Витаминка | – Ребята! Посмотрите, кто пришел! Хотите с ним познакомиться? (На рисунке изображен худой неопрятный мальчик.) Жил на свете мальчик Ох, Сам собою был не плох, Только рос он слабым, хилым В городской своей квартире. – Умываться – никогда! Если намочусь – беда! – Он ругает всё на свете, Пожалейте его, дети! Он все кашляет, чихает, Как здоровым стать, не знает. – Почему мальчик Ох слабый, хилый? – Давайте ему поможем стать ловким, сильным. Мы – земляне! Мы отправляемся в полет. Пристегните ремни. Наш корабль на старте! Девизом урока будут слова: В дорогу знаний полетим И здоровье защитим! – Пока мы летим к неизвестной сказочной планете, расскажу вам притчу. Одного мудреца спросили: «Что для человека самое важное, самое ценное в жизни – богатство, слава? Мудрец, подумав, ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля». А вы согласны с мнением мудреца? От чего зависит наше здоровье? – Мы приближаемся к планете Всезнайка. Давайте расскажем нашему другу, что приносит вред, а что дает здоровье. Сделайте правильный выбор из того, что я назову: страх, смех, тревога, удача, неуверенность, растерянность, восторг, радость, подавленность. – А какое сейчас время года? – Зимой люди страдают от простудных заболеваний. А каких? – А сейчас мы с вами повторим, как делать массаж который позволит защитить себя зимой от простуды. У человека на теле есть определенные точки. Мы, воздействуя на них, сможем предупредить грипп. Приготовьтесь, начинаем точечный массаж ушей, носа, рук, лба. Советую проводить массаж ежедневно, по 5–6 раз в день. Посмотрите на мальчика Ох: он задумался – наверное, усваивает правила планеты Всезнайка, а мы продолжаем путешествие. – В галактическом пространстве появился неопознанный объект, похожий на шкатулку. Хотите узнать, что находится внутри?.. Как вы думаете, всегда ли можно прикасаться к неизвестному предмету? Почему? У вас на столе памятки – это кодекс основ безопасности здоровья. Давайте с ним познакомимся. – Вы можете дополнить кодекс вместе с родителями. Мальчик Ох тоже усвоил правила. Мы подлетаем к планете Спортивная. – Слово «спорт» вошло в наш язык из английского – «sport», а в английском языке оно образовалось от старофранцузского «депорт» – развлечение, забава, игра. Поднимите руки, кто из вас посещает спортивную секцию. Какую? Мы долго были в пути, сейчас отдохнем! Физкультминутка Вот мы руки развели, Светло улыбнулись И тихонько до земли Низенько нагнулись. Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь! Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь! Делайте зарядку ежедневно! – Ребята, к нам пришла зашифрованная телеграмма, в которой записаны пословицы о здоровье. Но они оказались перепутанными. Давайте их расшифруем: в первом столбике начало пословицы, во втором – продолжение. В здоровом теле – ... залог здоровья. Кто излишне полнеет... проживешь дольше. Двигайся больше – ... тот стареет. Кто день начинает с зарядки... у того дела в порядке. Чистота – ... здоровый дух. Какие еще пословицы и поговорки вы знаете? – Думаю, мы порадовали жителей планеты своими ответами, показали, какие земляне умные, смелые, сообразительные. – Наше путешествие продолжается. Разглядываем карту путешествий. На пути у нас планета Чистюля. Вы заметили, что вид у мальчика Ох все еще неопрятный? Давайте ему поможем! Какие правила гигиены вы знаете? Словарная работа Слово «гигиена» в переводе с греческого означает «целебный, целительный, оздоровительный». Люди стремились к чистоте и много веков назад. При раскопках царского дворца на острове Крит в Средиземном море обнаружены древние бани. На Руси исстари существовал ритуал: перед боем воины обязательно мылись и надевали чистое белье. Почему? На чистой коже у человека меньше бактерий, а значит, в случае ранения уменьшается вероятность заражения. Я решила у вас спросить: какие вещи нужно брать с собой в баню, собрать перед купанием в ванне? Игра «Какие вещи нужно брать в баню?» – Думаю, вы и наш друг Ох поняли, почему люди должны соблюдать чистоту. – Мы приближаемся к планете Витаминка. Может ли человек быть здоров без полноценного питания? - А какое питание можно считать здоровым? Обратите внимание на пирамиду здорового питания. Какие продукты стоят в основании пирамиды? Почему? А что еще мы употребляем в пищу? Объясните. Почему конфеты, масло мы должны съедать только в малом количестве? Словарная работа – Слово «витамин» – сложное, где «вита» – жизнь, «амин» – вещество. Витамины обозначаются латинскими буквами А, В, С, D... А в каких продуктах содержатся витамины? – Для детей вашего возраста каждый день нужно съедать 500–600 граммов овощей и фруктов. | Ответ детей на вопросы учителя. - Хотим. - он не следует правилам личной гигиены и здорового образа жизни Ответы детей: да. режим, экология, соблюдение правил личной гигиены и питания. Ответы детей Ответы детей: зима. Ответы детей. Простуда, ОРВ и другие Дети повторяют действия за учителем. Ответы детей: это могут быть взрывчатые вещества, что-то пугающее... Чтение памяток. Кодекс основ безопасности здоровья
|
3 этап. Итог урока | Ребята, ваши ответы понравились жителям Витаминки, и они решили сделать вам подарок. Почему вас угостили яблоками? Посмотрите, как изменился Ох! (Рисунок чистого, опрятного мальчика.) Какой он красивый! Он просто Ах! У него веселое настроение. Изменилось ли оно у вас? Показываю сначала рисунок открытого солнышка, а затем солнышко, закрытое тучкой. – Мы возвращаемся на Землю. А что же мы узнали, побывав на сказочных планетах? Продолжи: Я понял ... Я хочу ...Я никогда не буду ... – Я благодарю вас за активную работу, за веселые улыбки. Я желаю вам здоровья. Ведь еще древний философ Сократ говорил: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». На память о нашем занятии мне бы хотелось подарить вам заповеди здорового образа жизни, давайте мы их прочитаем | Ответы детей Дети сигнализируют хлопками Ответы детей Дети читают Заповеди здорового образа жизни для детей
|
Заключение
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме, приходим к выводу, что нестандартный урок, призван наряду с целями и задачами традиционных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. И поэтому, нестандартные уроки, являются одним из важнейших механизмов и модернизацией организационных форм обучения. Задача каждого учителя в начальной школе воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы, находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Введение нестандартных уроков в процесс обучения позволяет учителю научить ребенка представлять мир окружающий его, как единое целое. Нестандартные уроки это интересная и необычная форма предоставления учебного материала на занятии. Эти уроки лучше запоминаются детьми. Проанализировав урок можно подвести итог: почему так важно заботиться о своем здоровье. Что здоровье- это самое большое богатство, какое только может иметь человек. Любое богатство нужно беречь, иначе можно его потерять. Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: использование нестандартных уроков помогает учителю привлечь к работе всех детей. Благодаря нестандартным урокам меняется отношение между детьми и учителем, ребята с удовольствием идут на такие уроки. Самым главным признанием в работе учителя были горящие глаза детей и их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на нестандартных уроках. Ведь недаром А.Барбюс сказал такие прекрасные слова: «Школа- это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Надо крепко держать ее в руках, еслине хочешь выпустить из рук будущее».
Список литературы:
1) Начальная школа. Нестандартные уроки/под ред. М.А. Багаевой, Т.Е. Силаевой, С.В. Редькиной. М.: Планета, 2014. 288с.
2) Мастер-класс учителя начальной школы/под ред. М.А. Багаевой, Т.Е. Силаевой, С.В. Редькиной. М.: Планета, 2013. 352с.
3) Л.И. Божович Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464с.
4) Казачкова С.П., М.С. Уманова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. М.: Планета, 2013. 256 с.