Место и роль мотострелковых подразделений в бороне. средства усиления и боевые возможности. боевая задача и боевой порядок (построение, элементы)

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени Л.Н.ГУМИЛЕВА

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

Экземпляров _____

Экземпляр № ____

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ для студентов , обучающихся по

Специальности «Воспитательная и социально-правовая работа»

(ВУС-800100) Программа 2011 г.

ЛЕКЦИЯ

Тема 11. Занятие 1. Основы ведения обороны мотострелковыми подразделениями

Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии

Протокол № ____ от «___» ____________ 200__ г.

Уточнена : «___»____________ 200__ г.

«___»____________ 200__ г.

«___»____________ 200__ г.

«___»____________ 200__ г.

По книге учета методических документов цикла № ___

Г. АСТАНА

Утверждаю

Начальник цикла «ВиСПР»

Подполковник Б. Каиров

«___» _________ 20__ г

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ для студентов , обучающихся по

Специальности «Воспитательная и социально-правовая работа»

(ВУС-800100) Программа 2011г.

ЛЕКЦИЯ

Тема №­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 11. Занятие 1. Основы ведения обороны мотострелковыми

Подразделениями.

Учебные и воспитательные цели:

1. Довести основы обороны мотострелковых подразделений.

2. Ознакомить с порядком и содержанием работы командира МСВ по

организации обороны и управлением взводом при ведении

оборонительного боя.

3. Формировать профессиональные знания и умения, командирские

качества офицера.

Учебные вопросы:

1. Место и роль мотострелковых подразделений в обороне. Средства

усиления и боевые возможности. Боевая задача и боевой порядок

(построение, элементы).

2. Опорный пункт и его элементы. Система огня, инженерное оборудование

опорного пункта.

3. Порядок и содержание командира по организации обороны. Боевое

обеспечение.

4. Последовательность и способы выполнения боевой задачи в обороне.

Метод: Лекция

Время:2 часа

Место: Тактический класс

Учебные пособия и литература:

1. ПБП СВ ВС РК Часть 3 стр. 249-251, 251-256, 264-288 , 297-304, 388-391.

Приложение стр. 423, 431, 443.

2. ПБП СВ ВС РК ч.2 стр. 383-412.

3. Учебник «Тактика отделения, танка, мотострелкового и танкового

взвода». Астана 2002 г. стр. 157-203

4. Учебное пособие по тактической подготовке. Алматы 2005 г.

Жаксигельдинов М.Т.стр. 108-126

5. Текст лекции по теме № 11/1 Военной кафедры ЕНУ. Им. Л.Н.Гумилева.

6. Электронная библиотека ВК им Л.Н.Гумилева (318 класс).

Материальное обеспечение:

1. Одно из технических средств обучения:

- Интерактивная классная доска;

- ЭВМ с цифровым проектором и экраном;

2. Стенды, плакаты, схемы.

3. Раздаточный материал со схемами и рисунками

ХОД ЗАНЯТИЯ

№ п/п Учебные вопросы Время (минут) Действия руководителя и обучаемых, Содержание учебных вопросов
  1. Вводная часть.   - принять доклад командира взвода; - проверить, наличие студентов, их внешний вид и материальное обеспечение к занятию; - провести опрос по пройденной теме; - объявить тему, цели, учебные вопросы занятия и приступить к их отработке.
2. Основная часть 1 Место и роль мотострелковых подразделений в бороне. Средства усиления и боевые возможности. Боевая задача и боевой порядок (построение, элементы).   2. Опорный пункт и его элементы. Система огня, инженерное оборудование опорного пункта.   3. Порядок и содержание командира по организации обороны. Боевое обеспечение. 4. Последовательность и способы выполнения боевой задачи.           Действия руководителя: - изложить учебный вопрос методами рассказа и объяснения с демонстрацией схем и таблиц; - дать под запись основные положения вопроса лекции; - дать на каждое отделение взвода раздаточный материал (отпечатанный вариант схем и таблиц); - методом фронтального опроса уточнить степень усвоения учебного вопроса студентами; Действия обучаемых: - слушают преподавателя, задают вопросы; - записывают основные понятия и определения в свои рабочие тетради. - командиры отделений получают раздаточный материал (отпечатанный вариант схем и таблиц) для его размножения на каждого студента; - отвечают на поставленные вопросы Все учебные вопросы лекции отрабатывается аналогично первому
3 3. Заключительная часть - напомнить тему, цели, учебные вопросы лекции; - ответить на возникшие вопросы - подвести итоги занятия - дать задание для самостоятельной работы.

1.

МЕСТО И РОЛЬ МОТОСТРЕЛКОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В БОРОНЕ. СРЕДСТВА УСИЛЕНИЯ И БОЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. БОЕВАЯ ЗАДАЧА И БОЕВОЙ ПОРЯДОК (ПОСТРОЕНИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ).

Военное искусство не представляет себе войну как сплошное победоносное наступле­ние. Это исходит из того, что войн, которые бы начинались и оканчивались сплошным победоносным наступлени­ем, не было во всемирной истории, или они бывали, как исключения».

Учитывая это положение, военная мысль значительное внимание уделяет теории и практике обороны.

Оборона — вид боя. Она может осуществляться вынужденно или преднамеренно, когда наступление невозможно или нецелесообразно.

Сущность обороны проявляется, прежде всего, в ее целях и путях их до­стижения.

Цель обороны заключается в том, чтобысорвать или отразить наступление превосходящих сил противника, нанести ему значительные потери, удер­жать важные районы (рубежи, объекты) местности и тем самым создать благоприятные условия для пе­рехода в решительное наступление.

При ведении боевых действий с применением ядер­ного оружия и других современных средств поражения решающие удары по наступающему противнику будут наноситься этим оружием. Обороняющиеся мо­гут наносить упреждающие удары ракетами и авиа­цией по наиболее важным объектам противника в период подготовки его к наступлению в районах со­средоточения, при выдвижении и развертывании его для атаки с ходу. Возможность достижения цели, кроме того, обусловливается и тем, что обороняющие­ся подразделения имеют ряд преимуществ перед на­ступающим противником.

Обороняющиеся будут занимать выгодные для обороны рубежи, использовать защитные свойства местности и ее инженерное оборудование, что обеспе­чит им ряд огневых и тактических преимуществ, воз­можность более широко применять на направлениях наступления противника заграждения, особенно минно-взрывные. Заграждения позволяют задержать на­ступающие войска противника во время их выдвиже­ния, развертывания и атаки и повысить эффектив­ность применения по ним ядерного оружия и обычных средств поражения.

Обороняющиеся войска должны строить оборону на удержании основных (ключевых) районов и пози­ций, перехватывающих вероятные направления на­ступления противника и обеспечивающих условия для нанесения по нему эффективных ядерных и огневых ударов и проведения контратак из глубины. Борьба за эти районы (рубежи) будет носить активный ха­рактер и потребует от личного состава упорства, стой­кости, проведения широкого маневра огнем, силами и средствами.

Возможности мотострелковых войск в настоящее время значительно возросли. Мотострел­ковые войска, располагая ядерным ору­жием, большим количеством танков, боевых машин пехоты (бронетранспортеров), орудий и минометов различных калибров, противотанковых и других средств, а также средствами механизации инженер­ных работ, способны на любой местности быстро соз­давать устойчивую и активную оборону, широко ма­неврировать силами и средствами и проводить контр­атаки.

Применение ядерного оружия, как и современных средств поражения, в обороне позволяет не только отразить наступление превосходящих сил противника, но и сорвать его замыслы, уничтожая изготовившиеся для наступления войска на подступах к обороне до начала их активных боевых действий.

Характерными чертами современного оборонитель­ного боя являются: - решительность;

- высокие темпы ма­невра силами и средствами;

- внезапность в действиях;

- наличие завалов, районов разрушений, пожаров и за­топлений,

зон заражения радиоактивными и отрав­ляющими веществами;

- неравномерность развертыва­ния боя по фронту и в глубину,

- ведение оборони­тельного боя по направлениям наступления

против­ника, в глубине обороны и в районах высадки (вы­броски) воздушных десантов и аэромобильных войск;

- тактическая самостоятельность подразделений;

- бы­стрые и резкие изменения обстановки;

- высокая дина­мичность, напряженность и скоротечность;

- постоянное стремление к захвату и удержание инициативы;

- воз­растание значения морально-психологического фак­тора.

Требования, предъявляемые к обороне.Наличие оружия массового поражения, высокоточ­ного оружия, значительное количество артиллерии, танков, боевых самолетов и вертолетов, средств дис­танционного минирования и применение их противни­ком на поле боя в широких масштабах определя­ют характерные черты современной обороны и основ­ные требования к ней.

Под требованиями, предъявляемыми к обороне, понимаются те основные качества, которыми она дол­жна обладать, чтобы обеспечить достижение постав­ленной цели.

История развития обороны показывает, что постоянными и основными требованиями, предъявляемыми к обороне, являются устойчивость и активность, т.е. способность подразделений противостоять ударам всех видов оружия, атаке превосходящих групп танков и пехоты противника, поддерживаемых мощным огнем артиллерии, ударами авиации, активными действиями его воздушных десантов, аэромобильных и диверсионно-разведывательных групп.

Устойчивость и активность обороняющихся подразделений достигается:

- непрерывной разведкой противника;

- умелым использованием выгодных условий местности, ее инженерным оборудованием и устройством заграждений;

- тщательной маскировкой опорного пункта (огневой позиции);

- искусно организованной обороной и системой огня;

- выдержкой, стойкостью и упорством подразделений при отражении атак противника, их высоким моральным духом и применением неожиданных для противника способов действий;

- своевременным маневром подразделениями, огневыми средствами и

огнем, незамедлительным уничтожением противника, вклинившегося в оборону;

- упорным и длительном удержании опорных пунктов (позиций)

выполнением мероприятий по защите от оружия массового поражения и высокоточного оружия противника;

- всесторонним обеспечением и подготовкой личного состава к

длительному ведению обороны, в том числе и в условиях полного окружения.

Оборона должна быть устойчивой в противоядерном отношении. Это означает в первую очередь ее способность выявлять и уничтожать средства ядер­ного нападения противника еще до того, как он их применит, а также сохранять от поражения ядерны­ми ударами противника максимальное количество сил и средств.

Уменьшение потерь обороняющихся от ядерного оружия и других средств массового поражения дости­гается:

- рассредоточением подразделений и

- периоди­ческой сменой районов их расположения,

- инженерным оборудованием занимаемых позиций,

- использованием бронированных машин, защитных и маскирующих свойств местности,

- предупреждением подразделений о непосредственной угрозе и начале применения про­тивником оружия массового поражения,

- своевремен­ной ликвидацией последствий применения противни­ком оружия массового поражения.

За последние годы широкое развитие получили бронетанковые войска. В армиях вероятного против­ника большое внимание уделяется совершенствова­нию танков, созданию боевых машин пехоты и бро­нетранспортеров, которые будут применяться на поле боя в массовом количестве. Поэтому оборона должна быть способной отразить массированные удары тан­ков и других бронированных машин наступающего противника, т. е. должна быть противотанковой.

Дальнейшее усовершенствование самолетов, насы­щение сухопутных войск вертолетами позволяют про­тивнику наносить удары обычным и ядерным оружием по важным, особенно подвижным и малоразмер­ным объектам. Наличие аэромобильных войск и бое­вых вертолетов позволяет противнику решать широ­кий круг задач: поддержку действий своих войск пу­тем уничтожения различных целей на поле боя; вы­садку воздушных десантов и поддержку их действий; ведение воздушной разведки и прикрытие своих войск от ударов противника. Вертолеты рассматриваются как одно из эффективных средств решения на поле боя таких задач, как борьба с бронированной техникой, переброска личного состава и различных грузов, высадка десантов, ведение воздушной разведки, на­блюдение за полем боя и корректирование огня, эва­куация раненых и др. Все это резко повышает требо­вания к обороне в противовоздушном и противоде­сантном отношении.

Наши рекомендации